Устав единства в Коране

Мы находимся в благословенные дни, связанные с рождением великого Пророка Ислама. Личность, которая является главнейшим фактором единства во все периоды исламской истории. Божий Пророк (с) является очагом и осью эмоций и убеждений исламской уммы. Именно его стержневая роль служит фактором сближения сердец мусульман. Поэтому, благословенное рождение этого великого божьего посланника является самым подходящим временем для того, чтобы делать эффективные шаги в направлении объединения мусульман.
Объединение в том значении стать единым целым является основным элементом для воплощения в жизнь идеалов какой-то уммы или какого-то народа. Поэтому, одна из миссий пророков, с которыми назначает их Аллах заключается в создании единства в обществе. Коран очень сильно подчеркивает значимость единства и предъявляет разные пути для создания и сохранения единства среди уммы. Коран обращает внимание людей на существующую между ними общность и призывает их объединиться вокруг этой общности. Божьи аяты напоминают, что все люди сотворены из почвы и от одних родителей и все люди достойны человеческого достоинства в независимости от цвета кожи, расы и прочих черт различия. Священный Коран в своем самом откровенном аяте о единстве, призывает всех верующих держаться за вервь Аллаха, избегая разъединения. В 103-ем аяте суры "Семейство Имрана" говорится: "Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости...".
По мнению толкователей, наилучшим олицетворением верви Аллаха скорее всего является сам Коран, так что Пророк (с) в предании уподобил Коран верви Аллаха, протянутой между небом и землей. К тому же, Коран также призывает верующих в устранении своих разногласий обращаться к Аллаху. Священный Коран считает разъединение результатом эгоизма и злопамятности людей друг другу и напоминает, что предшественники также остались от достижения своих возвышенных целей из-за этих недостойных качеств. Это божье писание напоминает о сердечном единстве между людьми как об одном из божьих благ, под сенью которого Аллах наставляет людей к счастливой жизни.
159-ый аят суры "Семейство Имрана" считает существование Пророка (с), его возвышенное поведение и нрав представляет осью солидарности и единства между мусульманами. Коран напоминает, что при возникновении разногласий, обратитесь к Аллаху и Его Пророку. Поскольку коранические аяты толкуются и разъясняются со стороны Пророка (с), Коран подчеркивает его правосудие при возникновении споров и разногласий. Пророк (с) с добрым нравом, сеял в сердца семена любви и дружбы и с целью укрепления уз между мусульманами, прежде всего заключил братский союз между мухаджирами и ансарами. Он под сенью исламских учений объявил братьями и крепко объединил две группы Аус и Хазрадж, которые долгие годы воевали друг с другом.
Коран упоминает об имамах (мир им) выражением "алул амр", что означает "владельцы приказов" и считает подчинение им равнозначным подчинению Аллаха и его Пророку, а их слова считает законом. В 59-ом аяте суры "Женщины" Аллах говорит: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас...". Коран рекомендует им поощрять других к одобряемому и удерживать их от неодобряемых. Коран предупреждает мусульман в отличие от приверженцев предшествовавших религий не поддаваться разъединению в своем вероисповедании. Это показывает, что поощрение к одобряемому и удержание от неодобряемого играет особую роль в установлении единства и предотвращении разъединения. Мусульманский толкователь Фахр Рази считает в этой связи, что расхождение в религии и разделение на несколько толков проистекает либо из неправильного понимания религиозной литературы, либо из страстности характера лиц или групп, в то время как поощрение к одобряемому и удержание от неодобряемого как рычаг наблюдения может предотвращать повиновение плотским желаниям, а также разъединение.
Коран призывает верующих как братьев соблюдать взаимоуважение и взаимные права. Рекомендует им не выискивать недостатки друг друга, не иметь подозрение друг к другу и избегать клеветы. Божьи аяты считают злословие о других верующих как съедание мяса своего мертвого брата и призывает людей от сердца любить друг друга и в своих богослужениях просит у Аллаха прощения для своих братьев по вере и удаления злопамятности из сердец. В 10-ом аяте суры "Собрание" мы читаем: "Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал...".
В исламе все виды богослужения организованы так, что призывают личность или общество, волей-неволей, к интеграции и практическому единству. Намаз является символом богослужения в исламе и каждый мусульманин обязан 10 раз в сутки читать суру "Открывающая книгу" в своих намазах. Несмотря на то, что слова суры произносятся устами личности, в ее обращениях употребляется местоимение во множественном числе, например "Тебе мы поклоняемся и Тебе взываем о помощи...". мусульмане также призываются во время намаза стоять лицом к кибле. Это свидетельствует о том, что Коран поставил себе целью создать у мусульман дух интеграции и коллективности, хотя если человек один стоит для совершения намаза. Одной из причин обязательности хаджа (паломничества в божий храм) Коран считает наблюдение его пользы со стороны народа. В нынешних условиях главной пользой хаджа для мусульман является укрепление братских связей и единства, а также демонстрация силы и могущества мусульман. Во время паломничества, когда все паломники стоят одновременно рядом друг с другом, а также следуют одной и той же цели, а именно единодушия и единогласия. Великие исламские улемы после многолетних усилий разработали и утвердили устав исламского единства. На основе этого устава, разработанного настаиванием духовного лидера исламской революции, мусульманские ученые и мыслители берут на себя обязательство, сохраняя приверженность к средствам единства, гарантировать величие и торжество мусульман. Устав единства призывает улемов и ученых руководить движением исламской бдительности и в рамках согласованного планирования и единой позиции перед лицом общего врага, предотвратить проникновение чужеземцев в исламские страны. Важным моментом в уставе единства является настаивание на воздержании мусульман от обвинения друг друга в ереси и неосквернение святынь друг друга. Устав единства призывает организации и государства признать исламские толки, а также гражданские права их приверженцев, чтобы между мусульманами установилось практическое единство.

назад