Группа "Раян":
Слова наших песен проповедуют нравственные, духовные ценности...

В начале марта в Казани на одном из вечеров, посвященных празднованию Дня рождения нашего Пророка, состоялось дебютное выступление группы "Раян", которая позиционирует себя как мусульманская. Выступление этой группы стало долгожданным событием, так как в Казани до сих пор не было художественного профессионального коллектива исламской музыки, несмотря на то, что наш город и республика считаются центрами исламской культуры в стране. Группа "Раян" состоит из двух бывших солистов группы "Казан егетляре" - Адиева Азата и Фазлиахметова Вали. Азат и Вали в нашей беседе рассказали о причинах, побудивших их создать новую группу, о месте мусульманской музыки в современной татарской эстраде и о многом другом.

Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать исламскую музыкальную группу?

Мы уже много лет в Исламе, в прошлом году решили отделиться от группы «Казан егетлэре», в составе которой выступали в течение многих лет, и основать свой мусульманский коллектив, для того, чтобы создавать современные музыкальные композиции для наших братьев по вере. Ведь сегодня в Татарстане и Казани сейчас проживает большое количество мусульман. Кроме того, именно из нашей республики исламская вера и наша культура распространяется в другие регионы и страны, где проживает большое количество наших соотечественников. Поэтому в нашем городе должна быть подобная группа.
Если же взять нашу сегодняшнюю татарскую эстраду, то каких только направлений там нет – шансон, поп, рэп, рок-музыка и многие другие. Например, во многих странах есть коллективы, исполняющие нашиды - в Малайзии, Индонезии, Турции, также их много в Европе, в Америке. Поэтому было очень удивительным отсутствие таких исполнителей в Казани. Мы являемся первопроходцами в этом направлении и сейчас работаем над нашим первым альбомом.

Как появилось название вашей группы?

Создание нашего творческого коллектива совпало с прошлогодним месяцем Рамадан. Сначала мы не смогли подобрать подходящее название, поэтому попросили наших друзей, знакомых посоветовать красивое по смыслу и звучанию слово. Поступило очень много предложений, звонили даже через радио. Предлагали самые разные названия. А в начале марта в казанском зале филармонии проходил вечер, посвященный «Мавлиду». Мы тоже там выступали, а ведущий мероприятия постоянно нас спрашивал: «Как вас объявить?» Присутствовавшие предлагали довольно много вариантов, таких как «Ихляс», «Бэрэкэт», и много других, а название «Раян», которое нам понравилось больше всего, предложил один наш знакомый. В конце концов, на нем и решили остановиться.
Наша группа была образована в месяц Рамадан, а у нашего Пророка есть хадис: «У рая есть врата с названием «Райян», через которые проходят только те, кто соблюдал пост, тем же, кто прошел через эти врата, обещана встреча с Аллахом и Его узрение». Поэтому можно проследить очень интересное совпадение, как нам кажется, неслучайное – образовались мы во время Рамазана, и название наше «Раян».

Вы давно выступаете вместе?

В 1997 году была создана группа «Казан егетлэре», а Вэли присоединился к нам в 2000 году.

А как произошло ваше знакомство с Исламом?

Мы ведь живем в стране, где большое количество мусульман. И каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивается с вопросами ислама, веры. Кто-то обращает на это внимание, кто-то нет. Ведь Всевышний во многих аятах Священного Корана призывает размышлять, рассуждать. Мы также стали искать ответы на интересующие нас вопросы – что-то спрашивали у наших друзей мусульман, что-то читали в книгах. Таким вот путем сознательного поиска мы пришли к вере.

К сожалению, в настоящее время в татарской эстраде тоже нарушаются духовные, нравственные ценности. Происходит очень примитивное, буквальное копирование западных тенденций. Почему так происходит? Почему в эстраде сейчас так мало мусульман, таких как вы сознательных людей?

Да, действительно сейчас очень не хватает среди представителей эстрады людей, проповедующих нравственные, духовные ценности. Нам кажется, то можно объяснить очень показательным примером. Скажем, есть сельскохозяйственные культуры: злаки, овощи, фрукты. Для того, чтобы взрастить эти культуры, нужно тщательно за ними ухаживать: подготовить почву для посева, посеять семена, проводить мелиорацию, защищать от вредителей, сорняков, иначе, мы просто-напросто не получим урожай. Что же касается сорняков, то их не нужно сажать и ухаживать за ними, они прорастают сами. То же самое и с людьми. Для того, чтобы в нашем народе развивались духовные, нравственные ценности, в первую очередь, нужно посеять соответствующие семена. А пока у нас все заросло сорняками. Например, сегодня очень сильно влияние на сознание людей телевизора. Дети с самых ранних лет очень крепко привязываются к телевизору – смотрят боевики, фильмы с откровенным содержанием. Воспитываются на таких рекламных лозунгах, как, «бери от жизни все». Все это не может не сказаться. В связи с этим, формирование человека происходить таким образом, чтобы получать от жизни максимальное удовольствие. Это же касается и татарской молодежи, так как в настоящее время татары тоже интегрированы в современное прозападное общество. Поэтому подобная, по сути своей очень примитивная, татарская эстрада тоже пользуется большим спросом.

Горько признавать, что татарская молодежь, сама того не осознавая, тоже попадает под это влияние. Почему же это происходит?

А кто их сейчас призывает их к вере, объясняет истинные исламские ценности? Никто не открывает им глаза. А ведь сегодня ведется мощнейшая пропаганда принципа «бери от жизни все». Под влиянием таких ценностей наши молодые люди и формируются как личность.

Расскажите о своем репертуаре, о песнях, которые исполняете?

Говоря об исламской музыкальной группе, мы не ограничиваемся лишь мунаджатами и баитами. Мы выступаем вместе уже в течение 10 лет, поэтому можно говорить, что знаем татарскую эстраду от и до. Поэтому наше творчество направлено не только на узкую группу мусульманской общественности, но и на всю татарскую молодежь, представителей татарского общества всех возрастов. Мы пишем современную музыку, только слова наших песен строго ограничены рамками, допустимыми шариатом. В первую очередь, слова наших песен проповедуют нравственные, духовные ценности, таким образом, стараемся хоть как-то служить нашему народу, приносить ему пользу.

Тематика ваших песен?

Например, у нас есть несколько композиций, посвященных нашему Пророку, есть песни о наших предках булгарах, о современной девушке-мусульманке, о детях. Есть также планы исполнять некоторые песни на арабском языке.

Сколько раз вы уже успели выступить под вашим новым названием?

Начиная с прошлогоднего Рамазана, когда была образована наша группа, мы не стремились выходить на сцену. Первое наше выступление состоялось лишь с наступлением месяца Рабиуль-ауваль, когда отмечается День рождения Пророка Мухаммада. За этот месяц мы выступили на концерте в Азнакаево, в Казани, выступление в Москве и татарской деревне Шыгырдан Чувашской Республики. Особняком стоит концерт в Москве – в столице было организовано грандиозное мероприятие, посвященное ко дню рождения нашего Пророка.

Есть какие-нибудь европейские или американские мусульманские исполнители, которые вам нравятся, и музыкальный стиль которых, возможно, близок вашему?

Конечно, есть такие исполнители, например, Сами Юсуф, который нам очень нравится, и который делает весьма современную музыку. В Дании есть группа «Натив Дин», в Малайзии группа «Райхан», также в Казахстане есть подобный коллектив и другие. Но нам не хотелось бы кому-то подражать, ведь наше национальное музыкальное искусство очень своеобразно, мелодично и это богатство надо сохранить.

Вы работаете над вашим первым альбомом. Когда запланирован его выход?

Пока рано говорить о конкретных сроках. Сейчас мы работаем над сбором материалов для наших песен. В первую очередь, хотелось бы сделать актуальный на сегодняшний день продукт.

А что, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуально?

Сейчас самая актуальная проблема - воспитание исламских, высоконравственных ценностей у молодежи. Именно в этом направлении мы и стараемся работать.

Как думаете, в нашем обществе сейчас есть спрос на мусульманскую музыку?

Что касается спроса, то здесь тоже хотелось бы привести пример. Скажем, при воспитании ребенка очень важно предоставлять ему все развлечения и забавы дозированно, нельзя баловать всем тем, что он просит. Общество тоже можно сравнить с ребенком – невозможно ему давать все, что он просит. Мы пришли сейчас к такому моменту, что основным запросом общества является юмор ниже пояса, поэтому сейчас таким юмором завалена вся сцена, телевидение, интернет. И мы как раз работаем над тем, чтобы донести обществу положительную, с точки зрения духовных и нравственных ценностей, информацию. А спрос на это обязательно будет, так как многие уже действительно устали от той непристойности, которая льется со сцены.

Как отнеслась мусульманская общественность к появлению вашей группы?

В большей части только положительно. Нам был очень приятно, что председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий Татарстана Гусман Исхаков, также многие имамы мечетей поддержали нас, отметили, что необходимость в такой группе появилась давно.
Спасибо большое за столь интересную и содержательную беседу, желаем вам дальнейших творческих успехов.

Беседовал Искандер НАБИУЛЛИН

http://info-islam.ru

назад