Контакты: Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Пожелания к будущему хаджу


Я в 2006–2007 году совершила хадж с группой, ехавшей через Иорданию. Впечатления очень сильные, постоянно думаю о Мекке, Медине. Хочу еще поехать. Есть и пожелания, как по возможности облегчить поездку будущим хаджиям. Думаю, что некоторые замечания должны облегчить и работу сопровождающих. Резкая перемена климата сильно влияет на самочувствие людей, нервы у некоторых не выдерживают. Малейший промах воспринимается как большая неприятность. Поэтому собирающимся в хадж многое надо предусмотреть здесь, в Казани, начать работу сейчас, задолго до поездки.

Об информации

Я надеюсь, что в будущем году хаджиям заранее выдадут полный пакет документов включая адреса гостиниц, телефоны сопровождающих, номера групп и т.д. Я думаю Идель-хадж возьмет на себя обязанность заранее выдавать хаджиям пакет-конверт с визиткой, браслетом, паспортом, по возможности и билетом. Писать на нем сотовые телефоны сопровождающего группу, руководителя(на случай если кто потеряется). Указать адрес проживания и в Мекке и в Медине, номера телефонов гостиниц и общежитий. И сами хаджии должны заботиться о том, чтобы знать места, адреса своего проживания. В мою поездку потерявшиеся старики не знали адресов проживания и блуждали по нескольку суток.

В пути

Мы ехали через Иорданию вместо указанных одних суток двое, стояли на остановках по нескольку часов. Мы не готовились к такому переезду и многие заболели. На остановках в Иордании грязно, особенно удручало, когда пришлось читать намаз в старой мечети, где пахло туалетом. Я сделала вывод, что в дороге пить надо мало, еду иметь с собой.

Расселение

Мне Аллах помог, и я попала с тремя пожилыми женщинами из Перми, с которыми мы прекрасно прожили это время, вместе ели очень хорошо общались. Но так было не везде, некоторые старушки говорили, что молодые их игнорируют, больные они лежали, ни с кем не разговаривая, и неизвестно, ели ли они вообще. Только к концу хаджа они стали вместе пить чай и за это благодарили своих более молодых соседок по комнатам и палаткам. Думаю, что руководители групп и сами хаджии должны были объяснить более молодым, какой савап — уход за пожилыми хаджиями. Тогда старикам было бы гораздо легче.

Мечети

Сказочная красота главной мечети и убожество мечети, к которой нас прикрепили. Главная святыня ислама — мечеть аль-Харам представляет собой красивейший дворец, лепные золоченые потолки держатся на колоннах - стен нет, отовсюду можно увидеть Каабу. Три этажа мечети окружают Каабу и все этажи стоит посмотреть, особенно верхний, третий, с которого открывается прекрасная панорама города Мекки.
Красота и чистота мечети аль-Харам впечатляет.
Мечеть в Медине сияет золотом на потолках, бархатистыми бордовыми расписными коврами на полу и на улице. Слезы наворачиваются при посещении могилы пророка Мухаммеда (с.). Эти мечети хочется посещать еще и еще раз.
Нас же прикрепили для каждодневных молитв к чистенькой, но очень бедной мечети. Старой , с падающими перилами, пыльными серыми паласами. У нас в Татарстане нет таких мечетей даже в глубинке. А в двух километрах от Каабы есть такая мечеть — бедная и для бедных.

О сопровождении

Спасибо хаджиям, ранее бывавшим в Мекке, которые привели нас в мечеть. Там мы растерялись и чудом встретились вновь, после некоторых поисков нашли дорогу назад к месту проживания. Адрес проживания в Мекке надо заучивать еще в дороге — мы жили в районе мечети Джумейза — по аналогии запоминать — есть имя Джамиля, имя Аллаха — Джамиль, слова Джамаат и т.д., чтоб запомнить наизусть, тогда, потерявшись, Вы обратитесь к первому полицейскому или таксисту и быстро окажетесь у себя. Также запоминать № палаточного городка, где Вас поселят в долине Мина. У нас был 93.

Вы сами должны осмотреть обе мечети и в Мекке и в Медине — некоторые до конца хаджа не знали, что в мечети есть третий красивый этаж, некоторые думали, что вода Зям-зям есть только при входе в мечеть. Узнать историю создания мечетей в Мекке и Медине хочется до сих пор, литературы очень мало.

Дороги в Мекке

Просто поражало, что в центре Мекки нет светофоров, нет пешеходных переходов, люди идут вперемешку с машинами, переходят улицы, лавируя в потоках машин. Даже на главных трассах к святыне — мечети аль-Харам судьба пешеходов ничем не облегчена, километры пути к мечети аль-Харам приходится идти непривычным для европейцев способом, люди отталкивают машины руками, постоянно рискуют получить травму. Таксисты и водители маршруток предлагают пассажирам высадиться посередине проезжей части улицы в потоке машин, на протесты возмущаются и с большой неохотой подвозят к тротуарам. Светофоры в Мекке мы увидели только в новом районе коттеджей, где нет пешеходов. Считаю, что первые светофоры в Мекке должны были быть поставлены по местам движения в главную мечеть. Удивительно, как люди, обеспечивающие хадж, не понимают, что Аллах даровал людям технический прогресс не только для удобств, но и для размышления, и первое, что надо использовать, все нововведения прогресса на пути Аллаха или хотя бы на пути паломников.
Каждое достижение технического прогресса дает людям уверенность в силе Аллаха и в правоте Корана. Человек сейчас может из небольшой дискеты получить огромную информацию, передать ее, закодировать и переписать. На этом примере Аллах ясно показал, и уже любой человек должен понимать, что Аллах может воссоздать все поколения людей из небытия. Технический прогресс дан людям и для объяснения силы Аллаха непонятливым и убеждения неверующих.
Поэтому дороги к святыне и в долины Мина, Арафат и Муздалифа должны быть на самом высоком уровне технического прогресса — и железные, и автомобильные регулируемые, многополосные и т.д. Аллах даровал людям удобства быстрого передвижения — понимающие должны видеть в этом: «Ваш путь к Аллаху должен быть быстрее, ускоряйте шаги, быстрее идите к Аллаху».

Экскурсии.

Ожидание автобусов
Самые большие трудности были, конечно, в долине Мина, Муздалифа и Арафат.
Дороги забиты автобусами, машинами-грузовиками. Путь в несколько километров мы на автобусе проделывали за 6–9 часов. Удивительно, что до сих пор не решена эта проблема: 7–9 часов мы фактически стояли, попыток регулировать транспортные потоки я не видела.
Пешком добраться в несколько раз быстрее, но нет пешеходных дорог, некоторые смельчаки шли по обочине, что крайне опасно и неприятно, некоторые, как альпинисты, шли по камням и пересеченной местности вдоль дорог.
Я ездила сама на попутном автобусе из Мины в Мекку, когда весь поток машин и людей уже приехал, а уезжать еще не начинали. Время в пути от Мекки до долины Мина 15 минут!
Ехать на Арафат из долины Мина мы вышли в два часа ночи, с вещами. Колонной с флагом Республики Татарстан за руководителем потока пошли к месту посадки на автобусы и три часа сидели на обочине большой дороги, т.к. автобусы опоздали. Было холодно, старики сидели на обочине, вытянув ноги, колеса машин проезжали от них на расстоянии 50–60 см. Вся обочина была забита людьми.
Ехали расстояние в 8 километров шесть часов! Так организовано движение в Саудовской Аравии. Поэтому у хаджия всегда при себе должна быть вода для питья, еда.
В долину Мина сообразно современным дорожным требованиям должно быть несколько параллельных автомобильных дорог и небольшая железная дорога по треугольнику Мина–Арафат–Муздалифа–Мекка. Это стало бы проявлением уважения властей Саудовской Аравии к святыням Аллаха. Аллах даровал людям возможность скоростного передвижения — мыслящие должны понимать, что люди должны спешить и на пути Аллаха. Сейчас техника может все — скоростные трамваи, дороги в несколько полос есть по всей Европе, средства паломники оставляют огромные. Властям Саудовской Аравии остается только проявить заботу и уважение к людям, идущим на пути Аллаха и уважение к святыням, которые Аллах расположил на их земле. Технический прогресс дан людям Аллахом, чтоб они им пользовались и во благо и во имя Аллаха.

Давка

Самое тяжелое впечатление осталось от давки на дороге при возвращении из долины Арафат. Мы колонной с флагом Республики Татарстан впереди вышли на общую пешеходную дорогу — там столпотворение. По времени все так же пошли к автобусам. Пешеходная дорога пересекалась с автомобильной, там пробка, автобусы, легковые, грузовые машины в несколько рядов стоят так близко друг к другу, что между ними не разминуться двоим пешеходам. Дистанцию при остановке машин водители не соблюдают, т.к. никто и не требует соблюдения. Вся толпа проходит, протискивается, пролезает, давится между машинами. Мы так же с флагом вошли в этот кошмар. Оказывается, что в таких местах орудуют местные воришки, они обшаривают давящихся людей, отсекают одиночек, забирают кошельки, вещи. Среди высоких машин этого не видно. Я попала между высоким автобусом и легковой машиной, у меня с двух сторон оказались плохо одетые в темную одежду смуглые мужчины, я сразу начала кричать «что это за такое» и т.д. Водитель легковой машины открыл окно и руками оттолкнул этих мужчин от меня, потом начал звонить по сотовому телефону, видимо, в полицию. Они тут же убежали и я вышла из давки, конечно же, в другую сторону — дорогу пересечь не смогла и потерялась. Но этот кошмар давки заканчивался метров через 100, и дорога была пуста, не было ни людей, ни машин. Я спокойно перешла дорогу в стороне метров 100–150 от давки и искала среди многих автобусов наш. Аллах помог и вывел меня.
Много хаджиев потерялись в этой давке. Старушка, с которой я разговаривала, потерялась и блуждала два дня, так как не знала названия места проживания — Джумейза. Она еще удивлялись, что я знаю. Большинство ходили по зрительной памяти — запоминали дорогу из мечети аль-Харам.
Бедная потерявшаяся старушка плохо видела, она на вторые сутки блуждания по полицейским участкам догадалась, уехала на такси в мечеть и вернулась оттуда пешком в гостиницу. Правда, за ней приехали и забрали опять в Мину, камни она бросала как и все.
Молодые парни потерялись, сами нашли дорогу в Мину и вернулись.

О питании

Сварить просто кашки и заварить чай — элементарно можно было. Мы так и делали, но многие не организовались. Я иногда ела в кафе или возле мечети — желудок на 2–3 раз бунтует, расстраивается. Большая часть хаджиев прошла через это.
Я считаю, можно организовать группы хаджиев, которые сами себе варят простую пищу и хотя бы исключают заболевания желудка. В турпоходах в горы все сами себе варят и прекрасно с этим соглашаются. Можно это организовать и хаджиям, тем более что многие экономили на еде.
Столовая, с которой договорились о европейское еде, была на другой стороне развилки двух дорог, переход через которые очень труден — светофоров нет, пешеходного перехода нет. Машины вначале неслись на скорости, потом были сплошные пробки. Рисковать жизнью не хотелось, и мы не ходили в эту столовую.

Болезни

Я не очень поверила врачам, которые на беседах говорили, что все болеют. Но они очень старались, убеждали и только из уважения к их просьбам я взяла много лекарств. Как они все пригодились нам! Я раздавала другим, пила сама. Покупала местные лекарства, т.к. у меня был разговорник, и я могла в аптеке спросить, что надо. Я считаю, что ради больных врачи во время хаджа должны вести себя как и в Татарстане. Болен — больному выписали местное лекарство и иди в аптеку — покупай. Деньги на лекарство нашлись бы, в долг дали бы другие . Это же савап, все понимают. Местные лекарства местные болезни лечат быстро. Я купила таблетки цифазолина (и многое другое), две таблетки и все прошло. Кашель эти таблетки снимали после двух приемов.


Зайнеева Р. Г.