Контакты: Телефон:(843)2334455
факс:(843)2334455
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Вера или иман?

Мы, мусульмане, в суете своей ежедневной мирской жизни, как-то, среди всех прочих забот, не имеем временной возможности как-то присесть на минуту, чтобы задуматься о сути некоторых простых, но приоритетной важности для каждого из нас, понятий, определений, слов-терминов. Отсюда, по этой причине, возможно, - наше несовершенство в нашей вере, в нашей религии, нашей нравственности, дел, поступков, отношений с людьми, чувств и мыслей. Одно из таких понятий – главное, ключевое понятие нашей религии - понятие «иман». То есть «вера».
Ой ли?
А правильно и вполне ли мы охватываем своим пониманием, умом, ту суть, которая стоит за словом «иман»? И - тождественно ли слово «вера», относящееся к русскому языку, русской культуре и религии, слову «иман», относящемуся к языку арабскому, арабско-татарской культуре и религии?
Обратимся к языкознанию (филологии, лингвистике). Конкретно - к его разделу, называющемуся «Лексикология». Точнее - к семасиологии. Что есть суть значения слова «иман» В АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ? Слово «иман» в арабском языке однокоренное со словом «амин» («тот, кто в безопасности»; «тот, кто имеет (/дал) гарантию»; «тот, на кого можно положиться»). Слово же «иман», соответственно и следовательно, логически, прежде всего - согласно правилам морфологии и семасиологии арабского языка – означает «ДАЧА ГАРАНТИИ», «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ (ПОКРОВИТЕЛЬСТВА)». Кроме того, в современном татарском языке имеется слово «тээмин», означающее «обеспечение»; «гарантирование». Однако... О какой гарантии, о гарантии чего говорится, когда мы употребляем слово «иман», тем более - «иман китердем» (по-татарски «я уверовал»).
Давайте задумаемся над этим, читатель, вместе. Нужно думать, - по всей видимости, - что это – результат некоего договора (негласного) между каждым отдельным верующим, о том, что Бог даст верующему рай и блага этого мира, но – на условии гарантии верующим определённых (минимальных) дел, действий, поступков.
Однако, прежде, чем имела место сама возможность такого договора, и уж - тем более - дача гарантии, необходимо некое conditio sine qua non - некое «условие №1»: необходимо, по крайней мере, иметь уверенность, что Он, Бог, есть. Понимаете ли? То есть – ВЕРА.
А что есть суть вера? Вера - это слово, выражающее в русском языке некое знание особого рода, принятие умом факта существования чего-то (чего-бы-то-ни-было) без основывания этого принятия основой ЧУВСТВЕННОГО (ЭМПИРИЧЕСКОГО) ОПЫТА, И ПРИЧЁМ - (1) ИСКЛЮЧАЯ всякие (2) МАЛЕЙШИЕ сомнения о существовании предмета (объекта) веры.
Таким образом, русское слово «ВЕРА» лучше передаёт суть дела, нежели арабское слово «иман».
Однако...
Однако, что же делать нам, мусульманам? Продолжать ли и дальше употреблять слово «иман», причём, - не зная вполне, точнее - не понимая вполне суть его значения, или обратиться к русскому слову «ВЕРА», или - к какому-нибудь другому слову?
Я – автор этих строк - предлагаю как раз третье - третий вариант. В одном из хадисов сборника «40 хадисов Навави» есть хадис, в котором архангел Гавриил (Джабраил) вопрошает нашего Пророка (с.) о том, что есть суть «ислам», и что есть суть «иман», и что есть суть «ихсан». В хадисе говорится, что ИХСАН - это то, что ты делаешь что-то хорошее так (таким образом), что как будто ты видишь Его, -Аллаха Всевышнего. Ну а если ты и не видишь его, то - Он-то тебя видит во всяком случае.
С другой стороны, в арабском языке слово «ихсан» первым своим значением имеет значение «сделать что-либо красиво, ХОРОШО» (отсюда – слово «ахсанта!»- «ты молодец!», «ты хорошо поступил!»)
По мнению мусульманских учёных, «иман» - это (1) словесное утверждение и (2) подтверждение этого сердцем. Поступки также выступают ИНДИКАТОРОМ нашей с вами веры, «иман»а.
Вот что есть суть «вера», вот что есть суть «иман»...

Шаймурзин Дамир