Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Структура исламского банкинга

Исламская банковская система, предусматривающая отказ от ссудного процента, стала в течение последних четырех десятилетий значимым фактором. По мнению Родни Уилсона, на ее перспективы сегодня существует две точки зрения. Первая из них состоит в том, что в своем развитии исламская банковская система и далее будет способствовать своеобразной сегрегации мусульман от западных норм и ценностей, создавая некое «финансовое гетто». Другая точка зрения на проблему состоит в том, что все большее количество людей на Западе неудовлетворены, либо скептически относятся к тому банковскому сервису, с которым они имеют дело, считая его «эксплуататорским», либо неэтичным и поэтому появление исламского банкинга с его особой деловой моралью придает всемирному исламскому проекту более позитивный облик.
Общие предпосылки деятельности исламских и современных (западных) банков
1.) Цель деятельности: коммерческая, получение и максимизация прибыли.
2.) Принцип деятельности: финансовое посредничество.
3.) Специализация банков: коммерческие, инвестиционные, универсальные (совмещенные).
4.) Стандартные направления бизнеса: корпоративный (банковский), сегментирование и обслуживание сегмента физических лиц.
5.) Виды операций в деятельности банков: расчетные операции, документарные операции, операции по финансированию и инвестиционно-банковские операции.
6.) Организация и управление деятельностью банков: корпоративное управление, риск-менеджмент; управление ликвидностью (ALM), комплайнс-контроль, система внутреннего контроля и т.д.
Многие западные банкиры рассматривают исламские финансы как некую случайность, иногда даже как возможность для бизнеса, но крайне редко как угрозу, наподобие той, что исходит от пресловутого исламского экстремизма. Исламский банкинг и финансы могут рассматриваться как значимый аспект ислама, тот, который способствует диалогу между Западом и мусульманами. Исламские институты финансового рынка, включая Исламский банк Британии, Европейский Исламский Инвестиционный банк и Лариба-банк из Калифорнии имеют устойчивую репутацию в странах западного мира. Но и ведущие финансовые институты западного происхождения ныне предлагают исламские финансовые продукты.
Специфика деятельности исламских банков
1.) Построение корпоративного управления – с элементами надзора за соответствием деятельности Исламскому праву (Наблюдательный совет по Шариату, функции внутреннего аудита за соответствием Шариату).
2.) Функция риск-менеджмента – отражает специфику продуктов (услуг) и взаимоотношений между банком и клиентом.
3.) Функция управления ликвидностью (ALM) – отражает характер формируемых активов банка, особенно в части поддержания краткосрочной (текущей) ликвидности банка.
4.) Участие банка в результатах деятельности своих (прибыль или убыток) клиентов и вкладчиков.
5.) Стандарты учета специфики банка, отражающие особенности исламских банковских продуктов и услуг (стандарты AAOIFI).
6.) Полная информационная открытость деятельности банка вкладчикам – вкладчик рассматривается как один из главных партнеров банка.
Необходим активный диалог между западными банкирами, работающими с подобного рода институтами и знатоками шариата, советующими, что позволительно, а что – нет. Этот рабочий диалог распространяется и на сферу страхования, где исламские «такафул» – компании становятся все более активными. Их отличительной чертой является то, что они не пользуются ссудным процентом, и выплаты по вкладам держателям и другим заинтересованным лицам не будут зависеть от падений или подъемов будущей конъюнктуры.

Риски деятельности исламских банков

Операционная деятельность исламских банков сопровождается следующими видами рисков:
1. риски дефолта контрагента;
2. операционные риски;
3. риски ликвидности;
4. рыночные (ценовые) риски.
Главные способы снижения уровня банковских рисков:
1.) построение системы внутреннего контроля;
2.) создание собственных резервов.
Поскольку принципы шариата считаются универсальными, боговдохновенными, в отличие от национально-государственных законодательств, ведущие международные юридические фирмы также вовлечены в исламские банкинг и финансы, поскольку договоры следует заключать в системе британского или американского права, но таким образом, чтобы они соответствовали принципам шариата. А главная задача знатоков шариата, которые, как правило, имеются в наблюдательных и иных советах исламских банков и других учреждений, предлагающих исламские финансовые продукты – удостоверить, что все заключаемые контракты соответствуют шариатским принципам, а если нет – то в диалоге с юристами и экономистами довести их до такового соответствия.

Бизнес-модель деятельности исламских банков

Исламские банки осуществляют свою деятельность в 2-х типах банковской системы:
1.) Полностью соответствующей нормам исламского права (банковские системы Пакистана, Судана, Ирана).
Регулирование деятельности банка на соответствие принципам Шариата в этом случае осуществляется на уровне Центрального банка государства и органов банковского надзора. Бизнес-модель операционной деятельности такого рода исламских банков основана на принципе финансового посредничества между субъектами реального сектора экономики, финансовыми институтами, государством и физическими лицами.
В этом случае акционеры организации и банков оплачивают уставный капитал. Банк же привлекает дополнительные фонды через депозиты вкладчиков. Сформированные фонды направляются на финансовые операции клиентов и проведение документарных операций.
Виды инвестиционно-банковских продуктов и инструментов:
а.) синдикация: мушарака/мудараба, истисна, иджара;
б.) секьюритизация (выпуск сукук) – мудараба, истисна, иджара;
в.) посреднические (брокерские) услуги на рынке акционерных бумаг – ваакала.
Ныне примером того, как не следует развиваться исламской банковской системе служит экономико-политический опыт Исламской Республики Иран. В этой стране все банковские и финансовые учреждения основываются на шариате в соответствии с законом 1983 года о свободном от процентного роста банкинге. У клиентов нет иного выбора, кроме как использовать шариатскую банковскую систему. Но дело в том, что эти банки являются государственной собственностью и в этой связи не имеют ни малейшей самостоятельности в том, что касается формирования финансовых продуктов. У этих банков нет собственных шариатских комитетов под предлогом того, что они и так действуют в условиях шариатских законов установленных государством.
А результатом того, что банковская система огосударствлена является то, что развитие банковской системы замедляется, очень мало внедряется финансовых инноваций, и большинство иранцев не имеет банковских счетов. В то же время в Малайзии и странах Персидского залива исламские банки работают в конкурентной среде. Например, саудовский банк аль-Раджихи по разнообразию предлагаемых услуг может конкурировать с ведущими западными банками.
2.) В рамках параллельной деятельности наряду с современной банковской системой – с особым регулированием государственными органами (государства с преобладающим и непреобладающим мусульманским населением – возможно, Россия).
У каждого исламского финансового института есть свой совет по шариату, и в этом смысле шариат некоторым образом «приватизирован» в отличие от национальных законодательств. И эти советники выпускают свои фетвы (религиозные эдикты, постановления), которые способствуют расширению «рынка», сферы распространения религиозных идей. Религия, разумеется, развиваются в соревновательной среде и в этом смысле ислам не исключение. И, как только религия начинает «этнофицироваться» ее последователи начинают ощущать некую отчужденность гот представителей других наций.

Депозитные продукты исламского банкинга

Основа депозитных продуктов исламского банкинга:
• срочность;
• возвратность;
• ликвидность;
• защищенность;
• стабильность.
Виды депозитных продуктов:
- текущие счета формируются по принципу «долга по сделке» и используют принцип «вадия» или гарантированности (доверительный счет) или «кард-уль-хасан» или «безвозмездного долга»;
- сберегательные депозиты формируются по принципу «долга по сделке» или «разделения прибыли» – механизма мудараба (доверительного партнерства).
Особенности сберегательного партнерства мудараба:
- определение периода сбережения и периода инвестиций;
- право клиента на получение вложенных средств без дохода в период сбережения.
На наш взгляд, исламские банки – это скорее шанс на будущее, нежели угроза, и у них есть будущее. Проблемы у них остаются: нет, например, лицензированных мусульманских банков в Израиле, обслуживающих мусульманское население страны. Но если центральный банк Израиля пойдет на такой шаг, то это будет проявлением доброй воли. Более того, это заставит задуматься еврейское население о том, насколько банковская система их страны соответствует учению, изложенному в книгах Левит и Второзаконие.
Инвестиционные депозиты – главные продукты исламских банков. Формируются по принципу «разделения прибыли (и убытков)» и используют принцип мудараба.
Особенности инвестиционных депозитов мудараба:
1.) определение сроков вложения клиентом денег в банк;
2.) отсутствие гарантий по возврату денежных средств, равных объему вложений клиента в банк;
3.) распределение прибыли (несение убытков) от деятельности банка в соответствии с условиями соглашений между банком и вкладчиком.
Виды инвестиционных депозитов
Общие инвестиционные депозиты (счета мудараба) – самые популярные в исламских банках.
Специальные инвестиционные депозиты предназначены для определенных категорий клиентов: крупных корпораций, правительства и т.п. и/или инвестиций в определенные (заранее) инвестиционные проекты, инвестиции в совместные банка и вкладчика проекты на основе индивидуальных договоренностей.
Наверное, исламская финансово-банковская система предстает перед нами как особая форма капитализма, которая вполне будет взаимодействовать с западной, китайской или российской моделями капитализма. И такую тенденцию можно только приветствовать.

Подготовил Ринат Хабибуллин