Влияние традиционного театрального искусства Востока на театр Запада

Театральное и драматическое искусство занимает особое место в любом обществе. Как и в былые времена, так и в современном мире элементы этого искусства играют незаменимую роль в религиозных и традиционных церемониях. Следует отметить, что театральное искусство не ограничивается приверженностью к какой-либо определенному классу, народу или государству. У театра очень богатое прошлое. Существуют доказательства того, что театральное искусство не было чуждо даже первобытным общинам тысячи лет назад.
Эксперты считают, что основным источником театра является традиционное повествование легенд и сказок. Суть этих преданий ограничивалось вначале описанием охоты и войн. Далее в них стали появляться и другие темы. Имеющиеся свидетельства гласят о том, что даже тысячи лет назад людям было очень интересно слушать предания и легенды. На последующих этапах развития театрального искусства темы представлений пополнялись рассказами о животноводстве, сельском хозяйстве, ручных ремеслах, а также о путешествиях различных племен.
Театральные и драматические представления вот уже две или три тысячелетий остаются почти что неизменными в различных регионах мира. Греческие, византийские и азиатские (в частности индийские, японские, китайские и иранские) цивилизации испытывали взлеты и падения на различных отрезках времени в таких областях, как драматический, сатирический, кукольный и религиозный театр.
По мере сближения различных цивилизаций происходил обмен опытом и в театральном искусстве. На двадцатый век пришелся пик преобразований этого рода искусства. Это произошло в основном из-за влияния СМИ и культурного обмена между различными странами. Таким образом, преобразования стали возникать в искусстве, возраст которого не уступает возрасту человеческого рода существует на планете. Этим преобразованиям театр обязан социологам, лингвистам и исследователям различных культур, которые изучали культурное наследие народов мира. Проводимые исследования оказали немаловажное влияние на театр и музыку в различных уголках мира. На Западе с некоторых пор появился интерес к таким искусствам Востока, как архитектура, ручные изделия, музыка, литература и изобразительные искусства. Иранский писатель и литературовед Джалал Саттари о грандиозном влиянии Востока на Запад в сфере искусства пишет: "Перевод книги "Тысяча и одна ночь" оказал неизгладимое впечатление на западную литературу в период правления Людовика XIV и Людовика XV. Все писатели и художники Запада восторгались этим произведением искусства. В романтических произведениях Запада наблюдается глубокий след этой книги".
Хотя вначале влияние на Запад ограничивалось заимствованием сюжетной линии восточных сказок, однако постепенно это влияние перешло и на структурную постановку пьес в европейских странах.
Французский постановщик пьес Жан-Клод Карьер - один из тех, кто обладает большим опытом в этой области. Он является большим поклонникам культуры Азии и Ирана. Карьер руководил постановкой пьесы под названием "Собрание птиц", основанной на произведении Аттара "Птичья логика". Карьер пишет: "Аттар - это великий иранский поэт и лирик 12 века, проживавший в городе Нишапуре. Аттар научился у своего отца фармацевтическому ремеслу. У него была аптека, в которой он торговал различными целебными травами. Однако свою славу Аттар снискал благодаря своим лирическим произведениям об исламской цивилизации".
По поводу произведения Аттара "Птичья логика" Карьер пишет: "Эту книгу можно назвать также "Языком пернатых" или "Собранием птиц". Это грандиозное мистическое и философское произведение, состоящее из свыше четырех тысяч строк".
"Птичья логика" повествует о полном приключений и опасностей волшебном путешествии, которое изобилует коварными ловушками мирской жизни. В случае удачного завершения этого путешествия странника ждет наивысшая награда.
В сборнике "Птичья логика" очень много аллегорий и различных притч. Все персонажи этого рассказы - это птицы, которые пускаются в путешествие в надежде найти своего легендарного предводителя Симург. На самом деле, это рассказ о людях, которые путешествует по необъятным просторам жизни.
Жан-Клод Карьер и Питер Брук поставили пьесу "Собрание птиц" во многих странах мира, и везде она пользовалась огромным успехом. Слова Аттара нашли отклик в сердцах любителей искусства спустя восемь столетий, т.е. в 20 веке. Во время постановки этой пьесы в 1980 году сцена театра была устлана персидскими коврами, отсутствовали декорации с пейзажами природы. Это было сделано для того, чтобы создать больший простор для воображения зрителей.
Несомненно, в последние годы взгляд театральных экспертов Запада обращен на Восток. Регулярные поездки таких известных режиссеров, как Брук в восточные страны, в частности Афганистан, Пакистан, Индию и Иран, и ведение ими заметок о восточном театральном искусстве, оказали глубокое влияние на западный театр.
Еще одной личностью, имеющей крепкие узы с восточным театром, был известный немецкий писатель, поэт, режиссер и критик Бертольд Брехт. Он сыграл большую роль в преобразовании театрального искусства в двадцатом веке. Многие считают Брехта пионером современного постмодернизма в театре. Брехт питал особую слабость к восточному театру, в особенности иранскому и китайскому. Он уверял, что в восточных пьесах всесторонне отражаются все аспекты жизни человека и общества. Брехт заимствовал у иранских постановок технику "виртуальной отстраненности", на основе которой различными способами говорится зрителям, что это лишь пьеса, а не реальные события. Этот метод находит свое проявление и в диалогах, и в музыке, и в отсутствии декораций.
В действительности, с течением времени менялась и тема театральных пьес: порой это был показ нескольких страниц из повседневной жизни людей, а порой речь шла о серьезных раздумьях человека на абстрактные темы. Хотя народы мира отличаются по цвету кожи, религии и своему языку, однако их объединяет вера в Бога и в такие идеалы, как справедливость, дружба и мир. Эти общности помогают им делиться своими достижениями в искусстве и совершенствовать его.

назад