Татарский ислам - умеренный, толерантный
Президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с
религиозными объединениями при Президенте РФ АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО
"Портал-Credo.Ru":
Какие, по Вашему мнению, важнейшие события произошли в
религиозной жизни в 2009 году: и в России, и в мире?
Александр Игнатенко: Важнейшее событие 2009 года - референдум в Швейцарии
относительно запрета на строительство минаретов. Это событие имеет отношение и к
России - в той мере, в какой Россия является "и частью исламского мира", как это
установил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. А если говорить серьезно, то
Россия - европейская страна, и "мода", возникающая в Париже, Берлине или Берне,
обязательно приходит в Россию, нередко - в гипертрофированном виде.
- Одной из постоянных стала тема неуклонной исламизации Западной Европы. Насколько
эти оценки обоснованны и имеют под собой почву?
- На европейских подмостках разыгрывается своего рода трагикомедия положений, в
которой участвуют несколько актеров, носящих одно и то же имя - "ислам". На первые
роли выдвинулось особое направление ислама - ваххабизм, который называет себя
"салафизмом", а чаще - без затей "исламом". Ваххабизм характеризуется программной
нетерпимостью ко всем неваххабитам, а это - неверующие, христиане, иудеи, индуисты,
конфуцианцы, мусульмане-шииты, сунниты-неваххабиты, да кто угодно.
Кстати сказать, ваххабизм становится очень влиятельным и в России. Уже есть десятки
сайтов на русском языке, которые сеют ненависть ко всем - христианам, иудеям,
неверующим, мусульманам-неваххабитам. Вот сайт Badrcenter.org. Буду говорить о нем
потому, что мои утверждения легко подтвердить - "кликнув" компьютерной "мышкой". На
нем сейчас, когда мы с Вами разговариваем, висит фетва саудовского ваххабитского
улема Ибн-Усаймина (ныне покойного) о том, что христиане и иудеи являются
"неверными", т.е. исповедующими "неверие" ("куфр"). Это значит, что они не имеют
религии (араб. "дин"), они "худшие из тварей", и они должны либо принять религию,
т.е. стать мусульманами (как это понимают ваххабиты), либо быть уничтожены. И эта
фетва приводится на сайте, который позиционирует себя не как ваххабитский, а как
исламский.
На этом же сайте вы обнаружите антишиитские материалы, а также проповедь
"салафитского джихада" против "неверных". Подобная пропаганда ранее прокатилась по
Европе в виде ваххабитских ("салафитских") сайтов на французском, английском,
немецком, испанском языках, в форме проповедей, читаемых в мечетях Лондона, Парижа,
других европейских мегаполисов "имамами ненависти" - как заезжими, так и живущими в
Европе на постоянной основе. И собрала кровавую жатву терактов в европейских
городах, как собирает ее в городах российских. Многие европейцы ни о каком другом
"исламе" и не слышали. И, конечно же, всё это в глазах европейцев, которые не
вникают в тонкости внутриисламских различий, дискредитирует "традиционный"
европейский ислам, ярким проявлением которого является, например, , дружеский по
отношению к христианам и верующим других религий. И не только татарский.
Любые попытки противостоять этому потоку нетерпимости, нетолерантности объявляются
"исламофобией", хотя, еще и еще раз скажу, речь не об исламе, а о специфическом,
особом направлении в исламе, которое продвигается одним аравийским государством для
решения внешнеполитических задач - как в Западной Европе, так и в России.
Европейцы напуганы. Некоторые в панике. В таком состоянии легко перейти "пределы
необходимой обороны". Некоторые же правозащитники с усердием, достойным лучшего
применения, защищают ваххабитский "ислам", утверждая, что "ваххабизм" - это-де
"жупел", придуманный коварными спецслужбами, продажными экспертами или
недобросовестными журналистами. Проще говоря, призывают быть толерантными к
"программной" и практической нетолерантности. Иные, потерявшись в этом множестве
"исламов", огульно обвиняют в этой нетерпимости и агрессивности ислам как таковой,
и, от греха подальше, стремятся ограничить любые проявления ислама.
Европа оказалась в 2009 году в странной ситуации, которую можно назвать цугцвангом
толерантности: какое решение ни принять, оно оказывается неверным.
- Что нам может принести в сфере религиозной жизни наступающий 2010 год?
- Я думаю, что в Европе будут предприниматься попытки выйти из ситуации цугцванга
толерантности через изменение "правил игры". Просматривается новая европейская
стратегия, которую можно назвать "принуждением к толерантности" - как "принуждение
к миру".
Беседовал Владимир ОЙВИН
"Портал-Credo.Ru"