Татарский ислам - умеренный, толерантный

Президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО "Портал-Credo.Ru":
Какие, по Вашему мнению, важнейшие события произошли в религиозной жизни в 2009 году: и в России, и в мире?
Александр Игнатенко: Важнейшее событие 2009 года - референдум в Швейцарии относительно запрета на строительство минаретов. Это событие имеет отношение и к России - в той мере, в какой Россия является "и частью исламского мира", как это установил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. А если говорить серьезно, то Россия - европейская страна, и "мода", возникающая в Париже, Берлине или Берне, обязательно приходит в Россию, нередко - в гипертрофированном виде.
- Одной из постоянных стала тема неуклонной исламизации Западной Европы. Насколько эти оценки обоснованны и имеют под собой почву?
- На европейских подмостках разыгрывается своего рода трагикомедия положений, в которой участвуют несколько актеров, носящих одно и то же имя - "ислам". На первые роли выдвинулось особое направление ислама - ваххабизм, который называет себя "салафизмом", а чаще - без затей "исламом". Ваххабизм характеризуется программной нетерпимостью ко всем неваххабитам, а это - неверующие, христиане, иудеи, индуисты, конфуцианцы, мусульмане-шииты, сунниты-неваххабиты, да кто угодно. Кстати сказать, ваххабизм становится очень влиятельным и в России. Уже есть десятки сайтов на русском языке, которые сеют ненависть ко всем - христианам, иудеям, неверующим, мусульманам-неваххабитам. Вот сайт Badrcenter.org. Буду говорить о нем потому, что мои утверждения легко подтвердить - "кликнув" компьютерной "мышкой". На нем сейчас, когда мы с Вами разговариваем, висит фетва саудовского ваххабитского улема Ибн-Усаймина (ныне покойного) о том, что христиане и иудеи являются "неверными", т.е. исповедующими "неверие" ("куфр"). Это значит, что они не имеют религии (араб. "дин"), они "худшие из тварей", и они должны либо принять религию, т.е. стать мусульманами (как это понимают ваххабиты), либо быть уничтожены. И эта фетва приводится на сайте, который позиционирует себя не как ваххабитский, а как исламский.
На этом же сайте вы обнаружите антишиитские материалы, а также проповедь "салафитского джихада" против "неверных". Подобная пропаганда ранее прокатилась по Европе в виде ваххабитских ("салафитских") сайтов на французском, английском, немецком, испанском языках, в форме проповедей, читаемых в мечетях Лондона, Парижа, других европейских мегаполисов "имамами ненависти" - как заезжими, так и живущими в Европе на постоянной основе. И собрала кровавую жатву терактов в европейских городах, как собирает ее в городах российских. Многие европейцы ни о каком другом "исламе" и не слышали. И, конечно же, всё это в глазах европейцев, которые не вникают в тонкости внутриисламских различий, дискредитирует "традиционный" европейский ислам, ярким проявлением которого является, например, , дружеский по отношению к христианам и верующим других религий. И не только татарский. Любые попытки противостоять этому потоку нетерпимости, нетолерантности объявляются "исламофобией", хотя, еще и еще раз скажу, речь не об исламе, а о специфическом, особом направлении в исламе, которое продвигается одним аравийским государством для решения внешнеполитических задач - как в Западной Европе, так и в России. Европейцы напуганы. Некоторые в панике. В таком состоянии легко перейти "пределы необходимой обороны". Некоторые же правозащитники с усердием, достойным лучшего применения, защищают ваххабитский "ислам", утверждая, что "ваххабизм" - это-де "жупел", придуманный коварными спецслужбами, продажными экспертами или недобросовестными журналистами. Проще говоря, призывают быть толерантными к "программной" и практической нетолерантности. Иные, потерявшись в этом множестве "исламов", огульно обвиняют в этой нетерпимости и агрессивности ислам как таковой, и, от греха подальше, стремятся ограничить любые проявления ислама. Европа оказалась в 2009 году в странной ситуации, которую можно назвать цугцвангом толерантности: какое решение ни принять, оно оказывается неверным.
- Что нам может принести в сфере религиозной жизни наступающий 2010 год?
- Я думаю, что в Европе будут предприниматься попытки выйти из ситуации цугцванга толерантности через изменение "правил игры". Просматривается новая европейская стратегия, которую можно назвать "принуждением к толерантности" - как "принуждение к миру".

Беседовал Владимир ОЙВИН "Портал-Credo.Ru"