Ислам как универсальное решение проблем современного татарского села и повышения качества жизни

Здоровье, культурное, нравственное и духовное развитие народа Татарстана имеют свои истоки в сельской глубинке. Именно села и деревни являются источником духовного и физического здоровья татарской нации в Российской Федерации. Историческая роль Ислама в сохранении татарского самосознания, морали и культурного наследия татар в России – тема отдельного исследования.
Ислам пропагандирует (и являет собой) здоровый образ жизни. Следуя религиозным канонам, российскому мусульманину, следует вести «здоровую» во всех смыслах этого слова жизнь и обустраивать её согласно нормам и требованиям духовного наследия Ислама.
Злободневные проблемы сельских районов Республики: алкоголизм, низкий уровень образования, неудовлетворительное состояние медицинских учреждений, безработица, демографические проблемы, острая нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень культурного и духовного развития, ведущие к вырождению татар как нации, вызывают глубокую озабоченность не только у правящей элиты Татарстана, но и у рядовых её граждан.
Эти проблемы возникли и развились в нашей стране в связи с практически полным отсутствием благотворного исламского влияния на протяжении 80 лет атеистской политики. Современные исламские государства, такие как Иран, Кувейт, Турция представляют собой пример морально здоровых наций и высокого качества жизни. Законом в них является духовные традиции, которые запрещают жить в ущерб здоровью человека.
Повышению уровня духовного и культурного просвещения населения уделяется большое внимание не только духовенством, но и светскими властями. Просвещение ведется методически согласно духовному укладу и непрерывно во времени. Это длительный процесс, но жизненно важный и необходимый. В противном случае противопоставить экспансии «западного образа жизни» будет нечего!
Аналогично и в Татарстане, кураторство данного процесса не должно лежать на плечах одного мусульманского духовенства. Эту почетную обязанность должны взять на себя мусульманские предприниматели – практики, владеющие теорией исламских финансов и исламской экономики; руководители общественных объединений граждан – махаллей, отвечающих за духовное и физическое возрождение мусульманских сообществ, за духовное и физическое здоровье нации.
Создание благоприятных условий сельским труженикам будет залогом, процветания всего народа Татарстана. Расцвет сельской местности повлечёт за собой не только позитивные изменения во всей Республике, но и окажет долгосрочный демографический эффект. Создание Татарстанского Регионального общественного социально-благотворительного фонда «Здоровье нации» как постепенного решения вышеперечисленных проблем несет в себе не только полную экономическую целесообразность, но и способствует детальному пониманию и применению на практике моральных критериев исламской экономики, формирования исламских финансов и устойчивого развития общества в целом на основе принципов «здорового образа жизни».
Основная концепция Фонда «Здоровье нации» предполагает распространение морального понятия ХАЛЯЛЬ не только в отношении растениеводства, животноводства и кормопроизводства, но и распространение на весь образ жизни народа Татарстана. Повышение качества жизни, долголетие населения, повышение рождаемости и понижение смертности, психо-эмоциональное равновесие и создание благоприятных условий для творческого развития личности, воспитание молодого поколения в духе уважительного отношения к духовным традициям татарского народа – вот далеко не полный перечень задач, которые ставит перед собой руководство Фонда.
ХАЛЯЛЬ это и есть экологически чистый и здоровый образ жизни для граждан Татарстана не зависимо от конфессиональной принадлежности! Востоку есть, что поставить в противовес Западу (с его фаст-фудной, желудочной идеологией и смыслом жизни!). Татарстан, как мусульманское лицо России способен на своей территории возродить забытые секреты Востока и продемонстрировать пример применения традиций Ислама в коренном улучшении качества жизни простого народа.
В своей стратегии развития Фонд руководствуется идеей возрождения и развития села, как основы народных традиций, здорового образа жизни и вклада в решение демографической проблемы в национальном масштабе.
Многодетные семьи в городах сегодня стали большой редкостью. Жизненное пространство для человека в городе сведено к минимуму. Компактность инфраструктуры, это один из основных критериев градостроителей, что и приводит к бесчисленным проблемам больших и малых городов. В деревне же существует одна проблема: комфортность среды обитания сельского труженика. Проблема многогранная, но решаемая. Сегодня у партии «Единая Россия» уже есть проекты национального масштаба, это «Дороги России» и «Одноэтажная Россия». Если программу развития современного села органично вмонтировать в национальные проекты Единой России и сделать село ключевым звеном, то в ближайшее время деревенские усадьбы станут намного привлекательнее для тысяч «ипотечных» горожан.
К примеру: три кольца автотранспортной сети с «парижской» звездой радиальных автодорог от Главпочтампта г.Казани (не затрагивая периметр самого города) сможет превратить столицу Татарстана (с образовавшимися комфортабельными предместьями) в крупнейший мегаполис России. При этом вполне реальными станут преимущества приусадебных участков, с частными оранжерейными малыми предприятиями и миницехами первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также мощная сеть придорожных частных кафе и ресторанчиков. Рекламные щиты с традиционными национальными блюдами не оставят равнодушными ни одного путешественника по глубинкам России. Национальный колорит как в кухне, так и в малых архитектурных формах станет более красочным и экзотичным.
Общественная инфраструктура при этом сможет реконструироваться в инфраструктуру христианских православных приходов и мусульманских махаллей, как общественных организаций для более полного насыщения духовных потребностей пост-атеистического гражданского общества Республики Татарстан. Советы старейшин и советы аксакалов смогут достойно излечить ностальгию народа по Советской власти. А крестьянский труд (изначально высоко механизированный и максимально лишенный дискомфорта) сможет решить вопрос тотальной безработицы в городах. Труд, направленный на собственное благосостояние, избавит людей от ложных понятий престижности. В элегантном внедорожнике, на стоянке у оперного театра никому и в голову не придет вопрос: а кем ты работаешь? (точнее- откуда средства?) пастух ты, растениевод или переработчик сельхозпродукции? В любом случае будешь выглядеть лучше, чем городской безработный юрист или безработный менеджер (начальник без коллектива).
Село сможет вдохнуть уверенность в завтрашнем дне у рядового и не рядового человека! Безработицы на селе не было никогда. Только инвалидность или непробудная лень были мотивами отказа от труда. Но обе эти диаметрально противоположные точки «накала» и социального статуса имеют также свое решение. Моральный дух сельчан помогает решать и эти проблемы.
Здоровый труд, здоровая пища, здоровый образ жизни доступны человеку именно через село. Здоровье нации лежит в возрождении величия крестьянской (фермерской) России. Это наше глубокое убеждение и цель деятельности социально-благотворительного Фонда «Здоровье нации». Политически взвешенным шагом сегодня может стать увековечивание памяти «кулаков», настоящих тружеников села – агрофермеров на заре ХХ века. Это они создавали рабочие места на селе, это они спасали от голода семьи наемных сельскохозяйственных рабочих, это они спасали мужиков от тотального пьянства, венерических болезней и туберкулеза городских промышленных застав.
Село из покон века кормило город и несло в себе опору жизнеобеспечения в любое лихолетье для страны. Лев Троцкий знал, что делал, когда физически уничтожал кулаков, как класс истинного трудового крестьянства. Татарский народ лишился сотен тысяч своих лучших представителей. Их имена должны заблестеть золотыми буквами на обелисках в каждом селе аграрно возрождающегося Татарстана.

А. А. Гильмутдинов, М.В.Рябцов