Ближневосточный конфликт и его урегулирование.
Введение.

Существующие в современных политико-правовых науках понятия «ближневосточный конфликт» и «ближневосточное урегулирование», приняты для обозначения именно арабо-израильского конфликта и попыток его разрешения. Арабо-израильский конфликт стал причиной нескольких широкомасштабных войн, породил ряд серьезных проблем, став основным источником нестабильности на Ближнем Востоке. В контексте биполярной системы международных отношений, просуществовавшей вплоть до конца 1980-х годов, арабо-израильский конфликт стал одной из горячих зон «холодной войны» между США и СССР, которые, поддерживая разные стороны, пытались обеспечить свое присутствие в стратегически важном регионе.
США и СССР, с одной стороны, оказывали помощь в развитии экономики и промышленности стран региона, с другой – активно снабжали противоборствующие стороны техникой и вооружениями, создавая основу для военной составной конфликта. На наш взгляд, объективная оценка роли сверхдержав в ближневосточном конфликте заключается в понимании того факта, что их политика на Ближнем Востоке преследовала прагматичные цели и часто была далека от официально провозглашаемой цели «урегулирования» ближневосточного конфликта. Палестино-израильский конфликт, связанный с борьбой палестинского народа за право самоопределения, должен быть отдельно выделен и рассмотрен в рамках арабо-израильского конфликта.

Большая часть арабских стран по сей день не имеют ни дипломатических связей с Израилем, ни даже мирных договоренностей, предполагающих взаимное признание в существующих границах. В то же время отношения отдельных арабских или неарабских стран региона с Израилем строятся на разных принципах – от официальных мирных отношений и экономического сотрудничества (Египет, Иордания, Тунис, Турция) до открытой враждебности с постоянной угрозой военного столкновения (Иран, Сирия, Ливан). На протяжении всего периода арабо-израильских отношений самым серьезным остается вопрос положения палестинцев на оккупируемых территориях и палестинских беженцев вне Израиля. Говоря об истоках арабо-израильского конфликта, необходимо затронуть вопрос еврейской колонизации Палестины. История еврейства в основном связана с историей Старого и Нового Света – и, например, к началу XIX столетия около 90% евреев проживало в Европе. В этот же период еврейское население Палестины насчитывало всего лишь несколько тысяч человек, проживавших в четырех городах, а именно – в Иерусалиме, Сафеде, Тиверии и Хевроне. Небольшие группы сионистских поселенцев приезжали в Палестину, но в целом до конца XIX в. условий для создания еврейского очага не было – на наш взгляд, по причине отсутствия концепции. В конце XIX в. под влиянием политических и социальных процессов в Европе возникает политический сионизм, который ставит своей задачей создание еврейского государства. Теодор Герцль, как один из основателей сионизма, создал еврейское национальное движение, главной целью которого было обретение государственности. Таким образом, в конце XIX века в Палестину уже каждый месяц иммигрировали несколько десятков евреев. Вопрос о том, какая из семитских наций является истинно коренным жителем Палестины, до сих пор является краеугольным в споре между евреями и арабами. С одной стороны, евреи ссылаются на древнюю историю еврейского народа, связанную исклю¬чительно с Палестиной, с другой, арабы говорят о более чем тысячелетней истории пребывания на Святой Земле. В мире не существует примеров и политических или правовых прецедентов, которые бы способствовали решению подобных споров. С самого начала сионисты отстаивали создание в Палестине именно еврейского национального государства, идея арабо-еврейской солидарности была чужда большинству переселенцев. Евреи-сионисты являлись носителями европейской культуры и считали себя оплотом цивилизованного прогрессивного Запада на отсталом варварском Востоке. Арабские крестьяне были для них не товарищами и союзниками, а отсталыми дикарями, помехой на пути национальной еврейской государственности.

В 1917 году в Великобритании была опубликована «декларация Бальфура», которая представляла собой письмо министра иностранных дел Великобритании барону Уотеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины. Текст письма сводился к тому, что Великобритания гарантировала евреям суверенное государство в Палестине. В то время британцы вели двойную игру – в 1915-1916 годах велась активная переписка между английским Верховным комиссаром в Египте сэром Генри Мак-Магоном и эмиром Мекки шерифом Хусейном, где поднимался вопрос будущего Палестины, которую англичане обещали предоставить арабам. В 1922 году на международной конференции в Сан-Ремо Великобритания получает мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Согласно мандату, Великобритания обязалась способствовать иммиграции евреев и создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечили бы установление еврейского национального дома в Палестине.
Однако к концу 30-х годов XX в. позиция Великобритании претерпела серьезные изменения, поскольку на территории подмандатной Палестины имели место столкновения между арабами и евреями, а также вооруженные выступления палестинцев против британской колониальной администрации (особенно остро в годы «Палестинской революции» 1936-1939 годов). Находившаяся в Палестине в конце 1936 – начале 1937 года королевская комиссия лорда Пила сделала неутешительные для англичан выводы – мандатный режим не в силах решить усугубляющийся конфликт между палестинцами и евреями. В своих выводах комиссия предлагала созвать конференцию с участием руководства еврейских и арабских общин в Палестине. «Сент-Джеймская» конференция, в которой приняли участие и арабы, и евреи, собралась в Лондоне в феврале 1939 года, а в мае был опубликован отчет британского министра колоний Малькома Макдональда парламенту Великобритании, вошедший в историю как «Белая книга» Макдональда.

Фактически «Белая книга» стала ревизией «Декларации Бальфура» – в ней содержались предложения создать в Палестине через 10 лет независимое государство с арабским большинством, разрешить въезд в Палестину в ближайшие 5 лет 75 тысячам еврейских поселенцев, ограничить покупку земли евреями. Сионисты восприняли «Белую книгу» крайне негативно. Против британской администрации Палестины была развернута активная террористическая деятельность, не прекращавшаяся в течение всей Второй мировой войны.
В 1942 году небольшая группа сионистских экстремистов под предводительством Абрахама Штерна стала известна тем, что организовала в районе Тель-Авива ряд политических убийств и грабежей. В 1943 году стало известно о широком заговоре, в котором была замешана «Хагана» (нелегальное военное формирование, контролируемое Еврейским агентством), с целью похищения оружия и боеприпасов у английских вооруженных сил на Ближнем Востоке. Еще одна нелегальная еврейская организация – «Иргун цеваи леуми» – нанесла в течение 1944 года большой ущерб палестинскому имуществу.
Ограничения на иммиграцию и политика британской администрации, тем не менее, по сути, не помешали росту количества еврейских поселенцев в Палестине. Если после Первой мировой войны евреи составляли менее одной десятой населения Палестины, то в 1947 году они уже составляли почти треть. Интересно в связи с этим привести слова известного британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, работавшего в ту пору в министерстве иностранных дел Великобритании: «Причина существования на сегодняшний день государства Израиль и наличия 1,5 млн. палестинских арабов-беженцев заключается в том, что на протяжении тридцати лет еврейская иммиграция с помощью английской военной мощи навязывалась палестинским арабам до тех пор, пока иммигранты не стали достаточно многочисленны и достаточно хорошо вооружены, чтобы быть в состоянии позаботиться о себе с помощью своих танков и самолетов».
Англичане в условиях войны с Германией опасались, что арабы, разочарованные Великобританией, будут поддерживать фашистов. Поэтому в конце 1930-х годов англичане инициируют появление проарабской «Белой книги», а высшие политические деятели заявляют о своем принципиальном согласии для создания в перспективе единого арабского государства. «Двойная политика» британцев не устраивало сионистов, которые ожидали более активной поддержки со стороны Великобритании в вопросе создания еврейского государства, а сионисты стремились заручиться поддержкой Соединенных Штатов.

Еще до создания государства Из¬раиль сионисты в будущем экономическом сотрудничестве отдавали приоритет США. Это касалось закупок вооружения, оборудования и прочих необ¬ходимых предметов снабжения. Их предполагалось закупать главным образом в США, что должно было определить позицию еврейского го¬сударства в создававшемся сразу после Второй мировой войны биполярном мире.
Следует отметить, что и позиция США по палестинскому вопросу не отличалась последовательностью. В первую очередь, как представляется, это было связано с внутриполи¬тическими процессами: с одной стороны, американские нефтедобы¬вающие компании не разделяли просионистскую позицию своей страны, чреватую потерей доверия арабских нефтеэкспортирующих го¬сударств. С другой стороны, еврейское лобби призывало к поддержке своих соплеменников в Палестине.
Вместе с тем определенный поворот в позиции США произошел, что проявилось в отказе от продажи оружия еврейским организациям и отказе от поддержки решения Генеральной ассамблеи ООН по разделу Палестины. После ухудшения ситуации в Палестине в марте 1948 года по¬стоянным членам Совета Безопасности ООН было поручено провести консультации и дать рекомендации относительно мер по осуществле¬нию резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины. США представили документ, констатировавший невозможность осуществления резолюции о разделе без применения силы. Также США вы¬ступили с предложением временной опеки со стороны ООН, что было с гневом отвергнуто сионистами, особо радикальные даже обвинили США в империалистических притязаниях и предательстве дела евреев. Арабская же сторона крайне позитивно восприняла эту информацию.

Одним из самых жестоких эпизодов этой войны была резня в арабской деревне Дейр-Ясин 9 апреля 1948 года, осуществленная руками боевиков еврейских иррегулярных отрядов Лехи и Иргун. В ходе штурма деревни с последующей расправой над жителями погибло 254 палестинца (New York Times, 3.04.1948). Это событие вызвало серьезный резонанс, спровоцировав массовый исход арабов из Палестины, ответную жестокость со стороны арабов (уничтожение еврейского медицинского конвоя 13 апреля 1948 года), и стало одним из трагических символов для палестинского со¬противления.
Сама возможность возникновения еврейского государства на тер¬ритории Палестины оказала консолидирующее для арабского мира зна¬чение, но все же в недостаточной степени, чтобы организовать эффективное противодействие. В общих чертах позиция палестинских арабов, поддерживаемая соседями, сводилась к двум основным пунк¬там: прекращение иммиграции евреев в Палестину, создание единого и неделимого палестинского государства с многонациональным правительством на базе принципа пропорционального представительства. Полностью противоположным было мнение сионистов, которые по арабскому варианту пропорционального представительства оказались бы на позициях меньшинства, (составляя в то время не более трети населения Палестины), к тому же прекращение иммиграции не позволяло изменить существующие пропорции.
Все чаще вспыхивали вооруженные конфликты между арабами и евреями, приводившие к большим жертвам с обеих сторон. Английский флот блокировал порты на берегу Средиземного моря и препятствовал ввозу оружия; США ввели эмбарго на постав¬ку оружия. Тем не менее, оружие еврейские поселенцы получали неле¬гальными каналами.

Арабские страны снабжали английским оружием палестинцев; крупные отряды добровольцев из Ирака, Трансиордании (нынешняя Иордания), Сирии, Ливана приехали в Палестину для борьбы с сионистами. Согласно решению ООН, срок действия английского мандата истекал 15 мая 1948 года. Поэтому англичане стремились использовать время для решения собственных задач, среди которых основной являлось сохранение своего влия¬ния в Палестине.
Одним из вариантов решения проблемы стало присоединение арабской ча¬сти Палестины к Трансиордании. Английская администрация инспи¬рировала арабо-еврейские столкновения с целью срыва решения ООН о разделе Палестины. Понятно, что подобного рода утверждения сложно доказать или опровергнуть, однако можно констатировать пассивность английской администрации и ее попустительство, приведшее к обострению ситуации в Палестине. Формально Лондон официально заявлял о своей нейтральной по¬зиции и стремлении обеспечить мир в Палестине, но с момента решения ООН о разделе Палестины вплоть до окончания английского мандата на территории Палестины развернулась гражданская война.

15 мая 1948 года армии Сирии (около 5 тыс. чел.), Ирака (10 тыс. чел.), Ливана (2500 чел.), Египта (7500 чел.) и Трансиордании (10 тыс. чел.), стремясь не допустить появления еврейского государства, вступили на территорию Палестины. Началась первая арабо-израильская война, которая в Израиле получила название «Войны за независимость», в арабских странах – «Палестинской войны». Несмотря на то, что в войне приняло участие несколько арабских стран, их вооруженные силы, за исключением иорданских войск, представляли собой неорганизованные и плохо воо¬руженные формирования.
Военные столкновения в Палестине были обсуждены и в ООН: на заседании Совете Безопасности 20 мая 1948 года посредником в разрешении конфликта между арабами и евреями был назначен шведский граф Фольке Бернадот. На фоне боевых действий, подтвердивших опасения скептиков по вопросу разделения Палестины, Ф.Бернадотт в июне 1948 г. называет резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года неудачной и предла¬гает ее пересмотр. План Бернадотта предполагал восстановление Палестины в границах 1922 года (до выделения Трансиордании) в каче¬стве унитарного государственного образования и выделение двух государств – еврейского и арабского – как членов единого союза.
Негев отошел бы к арабам, а Галилея – Израилю. Палестинские беженцы возвращались домой и получали обратно свое имущество. Иерусалим, согласно плану, вошел бы в состав арабского государства. Порт Хайфа и аэропорт Лодд становились свободными зонами. Предложение отвергли обе стороны. Евреи и так уже контролировали Западную Галилею, отторжение Негева означало потерю 2/3 терри¬тории Израиля.

Вариант слияния Трансиордании с арабской частью Палестины, который также предлагал Бернадотт, означал переход ее под контроль англичан, которые поддерживали тесные отношения с королем Трансиордании Абдаллой. Сирия, Египет и Ирак не хотели усиления Трансиордании за счет Палестины (с Негевом). Сионисты в принципе не были против этого варианта, надеясь, что смогут в итоге договориться с Абдаллой об оставлении Израилю Западной Галилеи и Негева.
Развернутые предложения посредника ООН были направлены им Совету Безопасности 16 сентября 1948 года, а 20 сентября включены в по¬вестку дня сессии Генеральной Ассамблеи. План Бернадотта, изменен¬ный и дополненный, сводился теперь к следующим пунктам: подтвердить существование государства Израиль, призвать стороны решить споры мир¬ными средствами, подтвердить право арабских беженцев на возвраще¬ние в свои дома, определить статус Иерусалима. Таким образом, этот план устраивал только сионистов.
Англия обещала признать Израиль де-юре в случае принятия плана Бернадотта. Представители США также обещали признание де-юре и предоставление займа в случае согласия еврейской стороны. Сам Бернадот был убит еврейскими террористами 17 сентября 1948 г. При¬чины неприятия плана Бернадотта Израилем заключались в следующем: потеря Негева отрезала остальную часть Израиля от залива Аккаба и Мертвого моря, международный статус Иерусалима Израиль устраи¬вал, но еврейская часть должна была относиться к Израилю и быть свя¬зана с остальной частью страны широким коридором.
Совет безопасности ООН, пытаясь остановить боевые действия, принял две резолюции 4 и 13 ноября 1948 года, в которых потребовал прекращения боевых действий от конфликтующих сторон. В первой половине 1949 года арабские страны и Израиль садятся за стол переговоров на о. Родос с целью заключить перемирие. 24 февраля 1949 года Израиль подписывает соглашение о прекращении огня с Египтом, 23 марта – с Ливаном, 3 апреля – с Иорданией и 20 июля – с Сирией.
1 декабря 1948 года Трансиордания и Арабская Палестина (западный берег реи Иордан) объединились в одно государство – Хашимитское королевство Иордания, о чем в столице Иордании Аммане заявил король Абдалла ибн Хусейн.

Итоги войны были неутешительны для арабов. Вопреки решению OOН (!), арабское государство не было создано на территории Палестины, а Израиль оккупировал 77% ее территории, равно как и большую часть Иерусалима, остальное захватили Иордания и Египет. Таким образом, в результате войны территория Израиля увеличилась на 46,4%, то есть вполовину. Поражение арабских армий в первой арабо-израильской войне стало следствием не только их экономической отсталости и военной несостоятельности, но и отсут¬ствия единой политики по палестинскому вопросу. Одну из причин по¬ражения арабы видели в действиях иорданцев и короля Абдаллы, который был больше озабочен вопросом расширения территории соб¬ственного государства за счет Палестины, чем судьбой палестинского народа. Именно в отместку за свое «предательство» дела Палестины иорданский король был застрелен членом террористической палестин¬ской организации на пороге мечети Аль-Акса в арабской части Иеруса¬лима 20 июля 1951 года.
Разобщенность и отсутствие единства в действиях арабских стран – как на стратегическом, так и на тактическом уровне – привели к их поражению. В результате первичные цели, не допустить образова¬ния Израиля, провалились, арабские войска потерпели фиаско, а Израиль не только не был «стерт с карты», но увеличил свою территорию. Одной из самых серьезных проблем, которую породила первая арабо-израильская война, стала проблема палестинских беженцев. Около 800 тыс. человек (по данным ООН – 711 тыс.) покинули свои дома и вынуждены были искать убежища в соседних арабских странах. Массовый исход палестинцев со своих земель получил название «аль-Накба» (катастрофа).

В резолюции ООН о разделе Палестины было сказано: «В еврей¬ском государстве не допускается экспроприация арабских земель, кроме как на общественные нужды... Во всех случаях экспроприации предварительно должна быть выплачена полная компенсация в раз¬мере, установленном Верховным судом». Но уже в декабре 1948 года Вре¬менное правительство выпустило первые постановления о покинутых землях и брошенном имуществе, целью которых было предотвратить возвращение недвижимости их хозяевам – арабам, оставившим страну во время или сразу же после войны 1948 года.
Поначалу казалось, что эти постановления относятся только к той, большей части арабского насе¬ления, которая бежала через линии фронтов в соседние арабские страны. Такова была цель закона, принятого парламентом Израиля, Кнессетом, первого созыва в 1950 года. Он уполномочил правительственного опекуна продать покинутые арабские земли и брошенные дома Земельному управлению, ко¬торое, в свою очередь, имело право сдать землю и другое недвижимое имущество в аренду различным еврейским поселениям или, если речь шла о городских зданиях, отдельным лицам.
Однако в течение двух лет, прошедших с момента образования государства, выяснилось, что акты о брошенном имуществе санкцио¬нируют также конфискацию около 40% земли, принадлежащей арабским жителям Израиля. Арабы, владевшие собственностью в Акко, Лоде, Рамле, Иерусалиме, считались оставившими свое имущество даже в том случае, если они поселились в окрестных деревнях. Трансиордания аннексирует территорию Западного берега реки Иордан – поглотив то, что должно было стать частью арабского государства. 23 апреля 1950 года специально созванный парламент официально провозгласил единство Трансиордании и восточных областей Палестины в составе Иорданского хашимитского королевства.

Военные успехи Израиля способствовали его признанию со сто¬роны многих стран мира. Наметились улучшения в отношениях с США и даже с Великобританией. Тем не менее, позиция израильского правительства официально продолжала оставаться «нейтральной» – в контексте разделения мира на два лагеря.
Страны Восточной Европы согласились на частичную репатриа¬цию евреев в Израиль. Там, где еврейские общины составляли небольшой процент – Югославия, Польша, Болгария – проблем с репатриацией не было. Венгрия и Румыния, с самыми крупными еврейскими диаспо¬рами (200 и 350 тыс. чел.), относились к эмиграции евреев негативно по причине опасения, что их отъезд может причинить вред этим странам.
Вопрос репатриации имел для Израиля большое значение, поскольку планировалось интенсивное заселение Негева и других стратегических тер¬риторий. Все чаще поднимался вопрос о возможности переезда советских евреев в Израиль. Советское правительство разграничило во¬прос поддержки политики Израиля в ООН и в международной политике и вопрос репатриации за счет советских граждан еврейской национальности. Последний вопрос и являлся камнем преткновения в советско-израильских отношениях.
9 декабря 1949 года Генеральной Ассамблеей была принята резо¬люция, подтвердившая принципы решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года о выделении Иерусалима в качестве «corpus separatum» под управлением ООН. Совету ООН по Опеке поручалось дорабо¬тать Статут Иерусалима и принять меры для введения его в действие. СССР, Франция, арабские и латиноамериканские страны голосовали за резолюцию; Израиль, США, Великобритания, Швеция, Дания, Уругвай и Югославия – против.

В 1949 году Великобритания и США инициировали процессы созда¬ния военно-политической организации по типу НАТО на Ближнем Вос¬токе. Несмотря на то, что арабские страны вряд ли согласились бы войти в блок вместе с Израилем, израильское правительство использовало свой отказ от участия в каких-либо военных блоках для того, чтобы подчеркнуть свою нейтральную позицию. Отказ от размещения на тер¬ритории Израиля военных баз Великобритании и США позитивно воспринимался Советским Союзом.
СССР не мог согласиться на эмиграцию тысяч своих граждан, так как на официальном уровне национальный вопрос «был решен» – ни один народ не мог бы искать лучшей жизни, чем в Советском Союзе. Признание за евреями права возвращения на родину означало бы признание сионизма – националистической идеологии, чуждой коммунистической и интернациональной. СССР признал права евреев (ленинский тезис права нации на самоопределение) и сам выступал за репатриацию евреев из послевоенной Европы, где они не могли устроиться. Но в СССР евреи считались неотъемлемой частью много¬национального советского общества, поэтому их отторжение воспри¬нималось советским руководством негативно. Однако в контексте усиливающихся противоречий между СССР и США, сопровождавшихся борьбой за сферы влияния, сохранение «нейтральной» позиции Израиля, созданного при непосредственном участии Советского Союза и Соединенных Штатов, оказалось невозможным. 9 февраля 1953 года на территории миссии СССР произошел взрыв бомбы, брошенной неизвестными террористами. В ноте протеста от имени правительства Советского Союза ответственность за террори¬стический акт возлагалась на правительство Израиля и сообщалось о разрыве дипломатических отношений между государствами.
Факт разрыва советско-израильских отношений был положи¬тельно отмечен в арабских странах. Так, в Пакистане посланник Сирии Джават аль-Моурабет заявил временному поверенному в делах СССР в Пакистане Дорофееву, что если советское правительство восстановит отношения с Израилем, это «серьезно огорчит все население арабских стран». После смерти Сталина советско-израильские отношения были восстановлены. Возвращения к теплым отношениям периода 1947-1948 годов не произошло – этому мешали в первую очередь связи между Израилем и США.

В последующем остатки территории Арабского государства Палестины присоединили к себе Египет и Иордания. Первый установил свой контроль над Сектором Газа (258 квадратных километров), а Иордания овладела 5,5 тысяч квадратных километров земель на западном берегу реки Иордан, а также восточной (меньшей) частью города Иерусалима.

Ринат Хабибуллин

назад