Исламская цивилизация в эпоху глобализации

Для начала следует определить, что же такое «цивилизация», «исламская цивилизация» и понятие «глобализация». За понятием этого термина обратимся к энциклопедии социологии.
Цивилизация (лат. Civilis – государственный, гражданский) – в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;
2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству»;
3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.
В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово цивилизация обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады «Свои» – «Чужие» («Мы» – «Они»).

Возникновение понятия цивилизация (близкое термину «культура») традиционно относимо к 18 веку. Так, французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, – «цивилизованным». В отличие от немецкого и русского языков, во французском понятия «цивилизация» и «культура» жестко не разведены.
Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия цивилизация. Остановимся на определении «цивилизации» американского политолога Сэмуэля Хантингтона. Он рассматривает цивилизацию как наивысшее и цельное культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им соответствующую степень культурной самобытности. Цивилизация, по Хантингтону, определяется как общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи, социальные институты), так и субъективной самоидентификацией людей.
Цивилизационная идентичность, по мнению Xантингтона, будет играть все более весомую роль в будущем, а мир будет формироваться в значительной степени под влиянием взаимодействия 7-8 ведущих цивилизаций – «западной», «конфуцианской», японской, исламской, индусской, славянско-православной, латино-американской и, вероятно, африканской.
Итак, что же представляет из себя исламская цивилизация? На мой взгляд, исламская цивилизация – объединение государств, народов, культуры, связанных определенной историей (взаимоотношениями) при доминирующей роли Ислама как религии.

«Глобализация» – термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. И как же в сегодняшнем мире соотносятся понятия исламская цивилизация и глобализация, как чувствует себя ислам в эпоху глобализации?
Следует отметить, что хотим мы того или нет, но процесс глобализации существует, причем он неизбежен. Также следует, на мой взгляд, попытаться ответить на вопрос: в каком состоянии находится сегодня исламская цивилизация?
Последователей ислама, мусульман, в мире насчитывается около 1,5 миллиардов человек. В основном приверженцы ислама живут в странах Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Есть два основных мнения насчет положения дел исламской цивилизации. Первая из них гласит, что Золотой век ислама давно кончен. Золотым веком ислама можно считать 2-3 века после смерти пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха). В это время ислам активно распространялся, развивалась богословская мысль, поощрялась наука и исламскую цивилизацию, несомненно, можно считать главным векторообразующим фактором развития всей общемировой цивилизации в целом.
Вторая точка зрения сводится к тому, что ислам всегда был и будет вечным носителем истинных и самых правильных законов. Ислам всегда был и будет в авангарде всей мировой цивилизации, будет вечным примером.
На данный момент развития человечества ислам является самой быстро распространяющейся религией в мире. По данным некоторых исследований число мусульман в России к 2050 г. будет равно числу православных христиан!
Также в Коране, священной книге мусульман, относительно последователей пророка Мухаммада сказано: «Вы лучшая из общин, которая выведена пред людьми…» (Коран 3:110).

На мой взгляд, второе мнение в большинстве своем не верно, хотя для объективности надо отметить, что и первое мнение не до конца верно, истина посередине. Мухаммад, как веруют мусульмане, явился последним пророком, милостью для миров и печатью пророков, то есть принес окончательное нормы, правила которые будут действовать вплоть до Судного дня.
Следует откровенно признать, что исламская цивилизация потеряла свое былое первенство, перестала быть примером для всех, перестала быть локомотивом тянувшей за собой всю мировую цивилизацию. Во многих тафсирах (толкованиях Корана) переводят вышеупомянутый, 110, аят третьей суры Корана: «Вы [были] лучшая из общин, которая выведена пред людьми…» Почему? Я думаю, сам коранический аят дает ответ: «Вы [были] лучшая из общин, которая выведена пред людьми: вы приказываете одобряемое и удерживаете от неодобряемого и веруете в Аллаха». Исламская цивилизация перестала побуждать к добру и удерживать от зла. Далеко за примером ходить не надо, то, что многие мусульмане пьют, курят, играют в азартные игры, обманывают при торговле, занимаются развратом, стало почти обычным делом и никто сильно не удивляется по этому поводу. Религиозным стало быть модно, политики активно используют этот фактор, перед выборами активно ходят в мечети, пытаются в речах своих по больше упоминать Бога и т.д. Веры много стало на языке, но мало в сердце и еще меньше в делах! Хотя трудно себе представить такую картину пару тройку сотен лет тому назад.
Виной, на мой взгляд, во многом стала «глобализация», когда обычаи одних культур, народов, государств свободно проникают в другие. «Глобализация» появилась не вдруг и неожиданно. Процесс «глобализации» начал зарождаться, когда началось активное строительство железных дорог, развития портов, были открыты новые земли Нового Света, стали появляться международные компании и главное – появление Интернета нанесло сокрушительный удар по старому устройству. Не зря в конце 19 - начале 20 века появилось консервативное движение в татарской богословии «кадимизм» – эта была первая ласточка против влияния глобализации на ислам в России.
Глобализация для ислама нанесла огромный урон. Западноевропейские и североамериканские идеи, образ жизни, религия потоком хлынули в исламский мир. Но не стоит относится к глобализации сугубо отрицательно.
Во-первых, во всех бедах исламского мира исламский мир может винить себя. Никто насильно не заставлял перенимать привычки и устои западного мира. Здесь уместно привести слова иблиса (шайтана) из 22 аята 14 суры Корана: «Я только звал вас, ну а вы (по доброй воле) отозвались. А потому меня не попрекайте, Вините только лишь себя…». Поэтому глупо винить запад, что он «звал вас», ведь исламский мир по доброй воле отозвался.

Во-вторых, ислам не из тех религий, у которых слабое основание, не прочные доводы, не та религия, которая может существовать лишь за железным занавесом. Пророк Мухаммад учил всегда стремиться к знаниям, познавать этот мир, ездить, не лениться за знаниями идти даже в столь далекий Китай. Тем более у подавляющего большинства исламских народов всегда была развита торговля, не только между собой, но и странами чужой культуры, что неминуемо заставляло впитывать и меняться частью культуры, ценностями и т.д. Например, всем известный «шелковый путь» – разве это не зачатки глобализации?!
В-третьих, главный положительный эффект глобализации – это постоянный обмен информацией, мнениями, доводами. Если в былые времена письма доходили неделю, то сейчас клик компьютерной мыши доставляет письмо в считанные секунды в любую точку мира. В этом случае выигрывает правильно поданная информация (хотя она может быть и не истинной). На примере грузино-югоосетинского конфликта мы своими глазами увидели информационную войну.
Это порождает перед исламской цивилизацией непростую задачу, с одной стороны, защиты от инородной, чуждой культуры, идеологии, веры, а с другой быть – быть примером для всего мира и тем самым мирным путем распространять свою идеологию, культуру, веру.
К сожалению, быть примером пока откровенно не получается… А ведь как прогнозировал С.Хантингтон, 21 век – век столкновений цивилизаций! И будущие войны будут иметь религиозные и идеологические основы. Исламская цивилизация слаба, это видно даже на примере палестино- израильского конфликта, где огромное количество богатых нефтяных государств не могут дать отпор государству, которого на карте мира-то и не видно.
Вывод можно сформулировать следующим образом. Исламской цивилизации бояться глобализации не следует, но только при условии, что она будет экономически, духовно, морально, культурно и умственно выше всего остального мира. Но пока этого, к сожалению, нет.
Сабиров Марсель

назад