Совиные крыла ваххабизма

Выступление Валиуллы Якупова, кандидата исторических наук, на встрече полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с председателями духовных управлений мусульман, находящихся в пределах ПФО по теме «О задачах сотрудничества мусульманских организаций и государственных органов в сохранении отечественных духовно-религиозных традиций»

В России, как известно, в последние примерно три года произошёл качественный перелом в государственно-исламских отношениях. Можно сказать, что наше государство повернулось лицом к Исламу, происходит существенная помощь мусульманским традиционным религиозным институтам в разных сферах их деятельности. Возникла совершенно новая атмосфера сотрудничества мусульманских управлений и государственных органов власти. Это совместное достижение и государственных деятелей и мусульманского духовенства.
И это достаточно естественный процесс. Ведь то недоверие к государству, невеянное инерцией периода атеистических гонений, осталось в прошлом. Нынешняя российская власть облечена доверием мусульман, которые демонстрируют высокий процент голосования за действующее российское руководство. Это позволяет нам строить партнерские отношения с государством, расширять государственно-мусульманское взаимодействие и сотрудничество.
Предпринятые российским политическим руководством шаги в последние годы в сфере упорядочения деятельности мусульманской сферы направлены в первую очередь на поддержку отечественных традиций российского Ислама. Такие меры ярко демонстрируют обретение Россией всех признаков если не мусульманского государства, то государства, заботящегося о своей мусульманской умме.
Во всём мусульманском мире государства сталкиваются с проблемами религиозно окрашенного экстремизма, который расцветает чаще там, где наблюдается конфессиональная дифференциация внутри мусульманского сообщества. В таких расколотых сообществах легче сеять семена радикализма и экстремизма. Вот почему все мусульманские страны стремятся опереться на доминирующий в конкретной стране вариант Ислама и ограничивают процесс внутрирелигиозной дифференциации в мусульманских сообществах, принимая весь комплекс мер по ограничению деятельности иностранных для этой конкретной страны мусульманских течений. Так, например, в Саудовской Аравии достаточно жестко, я бы сказал, жестоко пресекается деятельность шиитов и суфиев. В Иране, Ливии, в свою очередь, жестко ограничивается ваххабизм. Такая государственная политика мусульманских стран вполне объяснима, носит прагматичный и, вообще говоря, целесообразный характер. Ограничение деятельности выражается в запретах в конкретных странах несвойственных их религиозным культурам мусульманской литературы, которая изымается и уничтожается, в мечетях могут служить приверженцы только официальных направлений Ислама. В Саудовской Аравии, как известно, запрещены многие классические мусульманские труды, например, сборник салаватов «Даляилюл хайрат» Джазули, который у татар до революции был одной из самых любимых книг.
В этой связи предпринятые Российской Федерацией определённые меры в сфере запрещения некоторой части мусульманской литературы и некоторых течений Ислама выглядят вполне обычными на фоне аналогичной политики всех мусульманских государств. У России наличествует собственная мусульманская богословская традиция, мазхабический суннитский Ислам, который нуждается в государственной поддержке и защите, в том числе от духовной агрессии иностранного происхождения. Все вы знаете, сейчас в РФ запрещены три мусульманских течения: Хизбут-тахрир, таблиг, нурсисты. И это внесло определённый позитивный вклад в деятельность отечественных мусульманских структур, но, к сожалению, наиболее опасная секта, агрессивно действующая в России и несущая явную угрозу государственной безопасности в стране до сих пор легально действует. Это течение, имеющее самоназвание «салафиты», в научной литературе более известное как ваххабизм. Именно это течение убивает в России сотни людей, совершает теракты. Часто приходится слышать нелепые доводы, что ваххабизм запретить мешают некие правовые препятствия. А как же тогда удалось в России запретить хизбут-тахрир, таблиг и нурсизм, которые не убили ни одного человека? На мой взгляд, такое положение, когда мирные и даже пацифистские движения в Исламе как нурсизм запрещены, а человеконенавистнический, практикующий терроризм, ваххабизм разрешен, обессмысливает в России всю эту практику запретов. Ещё одну проблему хотелось здесь обсудить — это отношение мусульманского духовенства к собственной стране. РФ — демократическая страна, в ней мы, мусульмане, равноправные граждане. У нас нет юридических ограничений прав мусульман. Я лично уже 2 полных десятилетия практически провожу время в мечетях и не припомню ни одного случая, чтобы у мусульманина появились проблемы от того, что он мусульманин и посещает мечеть. Проблемы могут возникать у тех, кто не довольствуется статусом мусульманина, а хочет избрать экслюзивистский путь — хочет стать тахриритом и т.д. Но это их добровольный выбор, в этом нет вины государства.
К сожалению, часть мусульманского духовенства использует эти вещи для несправедливой критики и нападок на собственную страну, одновременно ими навязывается для мусульманской молодёжи идеализация иностранных государств, в частности стран Залива. Российской мусульманской молодёжи пытаются внушить, что эти страны являются образцом, а Россия ущербна. Но так ли это?
На самом деле эти арабские монархии являются супертоталитарными системами, в которых не практикуется никаких, даже ритуальных выборов. Всё в них построено на насилии, тотальном подавлении всех свобод. Вспомним, например, Туркмению при покойном Ниязове, всем нам было неловко за чрезмерный авторитаризм создавшийся там, но ведь в Саудовской Аравии авторитаризм в разы похлеще, чем в ниязовской Туркмении, там вся власть узурпирована представителями двух кланов: потомки ибн Сауда захватили всю политическую, а потомки Мухаммада ибн Габдельваххаба — всю религиозную власть. И эта архаичная политическая система превозносится в некоторых наших мечетях как образцовая, а российская демократия критикуется некоторыми муллами и муфтиями по любым малейшим поводам самым провокационным способом. Чтобы понять всю степень архаичности вероубеждения ваххабитов достаточно будет сказать, что они для оправдания своих религиозных идей небесной локализации Бога пытаются сейчас реанимировать геоцентрическую модель мироздания, дискредитируя Ислам таким противоречащим науке мировидением. Истинная наука не входит в противоречие с нашей верой в то, что Аллах — абсолютный создатель всего сущего. И вдруг опять в XXI веке приходится слышать о ваххабитских бреднях о плоской земле, над которой громоздится телесный ваххабитский бог. Позицию двойных стандартов нужно изживать, совиные крыла ваххабизма, накрывшие Россию благодаря в том числе деятельности части мусульманского духовенства, может пора складывать? Сейчас мы столкнулись с ещё одним неприятным явлением среди татар, чего ранее просто не было. Происходит вербовка татар для войны на афгано-пакистанской границе. Чуть ли не сотни семей выехало туда. Почему это происходит? На чём зиждется этот процесс? В материале М. Б. Олкотт по Исламскому Движению Узбекистана сообщается, что «за каждого боевика арабские спонсоры платили 10–15 тыс. долларов США»(1). Аналогичным образом, видимо, идёт вербовка и среди татар, которых зазывают в Вазиристан, и за них кто-то получает эти неплохие деньги, а они гибнут бессмысленно, становясь только причиной для получения вознаграждения ваххабитских «начальников», засевших в наших тёплых мечетях. Необходимо предпринимать совместные усилия — муфтиям и государственным органов, чтобы пресечь эту новую форму торговли людьми, чтобы эти посредники, получающие деньги за обманутых несчастных, которые продают всё имущество и уезжают, чтобы там погибнуть, не извлекали на этом кровавом бизнесе двойной доход.

––––––––––––––

(1) Олкотт М. Б. Провал джихадистских движений в Узбекистане // Pro et contra. — М., 2009. Март-апрель. — с. 48.

назад