Рецепт объединения мусульман РФ

В уходящем 2009 году одним из самых громких событий в мусульманском сообществе стала инициатива Т. Таджутдина об объединении мусульманских организаций в РФ. Она была неожиданной для широкой общественности, но давно ожидаемой. Сразу после оглашения инициативы последовало бурное заинтересованное обсуждение. Примечательно, что ни одна заметная официальная мусульманская структура не осталась в стороне, все так или иначе выразили свое отношение. Это также свидетельствует о перезрелости в обществе ожиданий объединения. И хотя объединительный процесс несколько затормозился, нужно сказать, что само обсуждение, широкий общественный интерес свидетельствуют, что инициатива Т. Таджутдина была небесполезной, т.к. в ходе дискуссии были озвучены те идеи, вокруг которых можно будет активизировать объединительный процесс в будущем.
Инициатива Т. Таджутдина обсуждалась и на заседании Президиума ДУМ РТ, по результатом которого был дан для СМИ комментарий муфтия Гусмана хазрата Исхакова. В ДУМ РТ сразу предложили отказаться от личностного фактора, чтобы объединение не стало торгом или заговором нескольких муфтиев в борьбе за высокие должности. Было разъяснено, что объединение российских мусульманских организаций, являющихся юридическими лицами, будет происходить по гражданскому законодательству, говоря юридическими терминами, как реорганизация в форме слияния. Для этого необходимы не громкие заявления первых лиц ДУМов, а решения съездов — реально по зарегистрированным уставам являющихся высшим органом управления во всех ДУМах. Если пойти этим легитимным законным путём, то все личностные амбиции уйдут на задний план, исчезнет внешнее негативное впечатление от суетливого общения муфтиев по этому вопросу, которое выглядит пока, скорее, как заключение междинастических договоренностей в средние века.
Эту позицию ДУМ РТ об опоре в процессе объединения не на муфтиев, а на массу рядовых имамов восприняло и СМР, сопредседатели которого собрались в Казани. По итогам совещания было оглашено заявление председателя СМР Равиля хазрата Гайнутдина, в котором говорится, что необходимо начать с объединения на уровне регионов, где наблюдается дезинтеграция мусульманских организаций, причём проводить его по примеру Татарстана. Действительно, в РТ в 1998 году произошло объединение, причём успех этого объединения заключался в том, что были собраны ВСЕ имамы, относящиеся к обоим ДУМам. Они проголосовали за объединение двух ДУМов, т.е. за их реорганизацию в форме слияния, были проведены выборы руководства объединенного муфтията. Как и ожидалось, муфтии Г. Галиуллин и Ф. Салман не были избраны муфтием единой структуры. По этому сценарию можно быстро объединить расколотые пока мусульманские организации в регионах РФ. Ведь объединение там возможно только при обращении напрямую к имамам в обход муфтиев, как это и случилось в РТ. В процессе обсуждения выявилась тревожная тенденция: некоторый объём недоверия между татаро-мусульманским и северокавказским сегментами российской уммы. В решении КЦМСК это можно увидеть в строках о необходимости доминирования их мнения в объединенной структуре и требовании права вето для кавказских муфтиятов. В таком подходе не надо видеть трагедии. В человеческой истории накоплен солидный опыт консолидационных процедур, причем можно найти приемлемые образцы и для такого случая, когда реально наличествует недоверие и даже вражда.
Возьмём для примера ООН — это единая организация, в которую входят не только враждебные, а иногда и воюющие друг с другом члены. Таким образом, для российских мусульман есть примеры построения организационных структур, чтобы учесть все мнения и интересы.
В этой связи можно было бы предложить следующую схему для Управления мусульман России. Совершенно должно быть понятно, что высший орган управления должен быть коллективным. Он может состоять из 5 членов с правом вето, причём расклад предлагается такой: двое на Северный Кавказ, трое на остальную Россию. Исходя из нынешних реалий, один кавказский голос с правом вето логично отдать восточному (шафиитскому) Кавказу, а второй западному (ханафитскому) Кавказу. Три остальных голоса логичнее было бы передать: один — нынешнему ЦДУМ, второй — СМР, третий — ДУМ РТ, т.к. количество мечетей в Татарстане превышает количество мечетей и в СМР и в ЦДУМ.
Наличие права вето по предложению КЦМСК сохранит от ущемления ничьих интересов.
В этот совет к 5 членам с правом вето можно доизбрать ещё 5 без права вето, как это практикуется в ООН. Можно вокруг этого Совета Управления мусульман России наплодить и иные должности как в шестиугольнике Т. Таджутдина, разница лишь в том, что место шейхульислама в хитроумной комбинации Т. Таджутдина предлагается сделать коллективным, а остальные должностные лица таким образом будут выполнять решения этого коллегиального органа.
Это один из рецептов объединения. Дальнейшее обсуждение может ещё более усовершенствовать эти предложения. В заключение хочу еще раз повторить своё мнение — объединение не должно быть заговором и закулисным решением, это дело всех имамов — руководителей мусульманских общин. Их в России 4, 5 тысячи, их вполне можно собрать одномоментно в Кремлевском дворце съездов и решить все вопросы, даже если некоторые муфтии и будут против. А тупиковость личных договоренностей показывает тот же пример Умара хазрата Идрисова, завтра исполняется год его «хиджры» в ЦДУМ. Обидный итог этой «хиджры» должен иметь отрезвляющий эффект. Объединение таким образом — это дело только всех имамов, тогда оно принесет плодотворный результат.

Валиулла хазрат Якупов,
имам-хатыйб Апанаевской
мечети г. Казани, к.и.н.