Когда начнется Рамазан,
или
Об определении начала лунных месяцев

Для мусульман всего мира Рамазан — священный месяц. Важно не ошибиться в определении дат, когда начинать пост и когда завершить его праздником Ураза-байрам. Однако приходится констатировать факт, что в разных странах эти даты определяются по-разному, и расхождение достигает двух дней. Так, например, в 1998 году первый день Рамазана 1419 года Хиджры пришелся на 19 декабря в Афганистане, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, Йемене, Ираке, Иордании, Палестине, Ливане, Сомали, Ливии, Алжире, Нигерии. 20 декабря начался Рамазан в Сирии, Египте, Омане, Турции, Марокко, Тунисе, Индонезии, Малайзии, США, Канаде, Иране. 21 декабря — в Индии, Пакистане, ЮАР. Возникает естественный вопрос, чем же это объясняется?
Если рассматривать эту проблему несколько шире, то она заключается в том, как правильно определять начало лунного месяца, не отступая от правил Ислама. Коран предписывает начинать новый месяц тогда, когда на небе впервые можно наблюдать тонкий серп молодой Луны. Луна обращается вокруг Земли по довольно сложной траектории. В среднем полный оборот длится 29,53 суток (так называемый синодический месяц). Это обращение приводит к тому, что меняются фазы Луны по мере изменения положения Луны по отношению к Земле и Солнцу. В определенные моменты Луна оказывается между Землей и Солнцем на одной линии с ними, тогда освещенной солнечными лучами будет сторона, повернутая от нас. Сторона, повернутая к нам, темная и не может быть видна. В такие моменты говорят, что наступило новолуние. Затем Луна продолдолжает свой путь вокруг Земли, постепенно поворачиваясь к нам освещенной стороной, и вот через 2-3 дня на вечернем небе становится виден узкий серпик. Далее приблизительно через 7 суток после полнолуния наступает первая четверть, когда освещена ровно половина лунного диска, и Луна видна в форме полукруга. Еще примерно через 8 дней луна занимает положение прямо противоположное Солнцу, и ее обращенная к Земле сторона полностью освещается им. Наступает полнолуние, в это время Луна восходит при заходе Солнца и видна на небе всю ночь. Через 7 суток после полнолуния наступает последняя четверть, когда Луна снова видна в форме полукруга, уже обращенного в другую сторону, и восходит после полуночи. Затем вновь наступает новолуние.
Первое появление Луны на вечернем небе («рождение новой Луны») древнегреческие астрономы назвали неоменией («новая Луна»).
От момента новолуния отмеряется возраст Луны. Если говорят, что полной Луне 14 дней, это означает, что прошло 14 дней от новолуния, Также можно сказать, что молодому серпу 2 или 3 дня. Но задавался ли кто-нибудь вопросом, каков наименьший возраст, при котором можно увидеть молодой серп Луны? Оказывается, ответ на этот вопрос совсем не прост. Он зависит от места, в котором находится наблюдатель, от ряда факторов, определяемых особенностями лунной орбиты и меняющимися год от года, от состояния атмосферы, от времени года.
Известно, что на широте Дамаска и Багдада минимальный возраст молодой Луны меняется от 17 часов в марте до 43 часов в сентябре, на широте Ашхабада и Измира — от 23 до 69 часов. На широте Татарстана невозможно увидеть Луну невооруженным глазом раньше, чем через 40 часов после новолуния.
Также имеет значение острота зрения и опыт самого наблюдателя. Наблюдатель, вооруженный телескопом и находящийся вблизи экватора в горной местности с открытым горизонтом, может в некоторых очень редких случаях найти на небе луну в возрасте 10 часов. Однако нужно знать, когда наблюдать и куда смотреть.
Молодая Луна находится вблизи Солнца, поэтому следует подождать захода Солнца, поскольку в его лучах невозможно разглядеть тонкий серп. Кроме того, следует подождать, пока сгустятся сумерки, когда можно будет различить свет месяца на фоне заката, а это не меньше, чем 15—20 минут в наших широтах. Смотреть следует на запад, несколько левее и выше точки, в которой зашло Солнце. Чем гуще сумерки, тем легче обнаружить месяц. Однако Луна быстро опускается к горизонту, и ее слабому свету все труднее пробиваться сквозь атмосферу, а примерно через полтора-два часа (опять же в наших широтах) она скроется под горизонтом.
Современная астрономия умеет точно вычислять фазы Луны, однако на сегодняшний день не существует общепринятого алгоритма для определения видимости молодого месяца. Известно около двадцати разных способов для предсказания этой видимости, что может говорить о несовершенстве каждого из них.
Вернемся к способам определения начала лунного месяца. В Коране нет детальных правил определения начала месяца. На основе Хадисов можно сформулировать следующие правила определения начала и конца Рамазана: «Не начинай пост, пока не увидешь новую Луну или, если мешают облака, пока не исполнится число (30 дней от начала месяца Шаабан). Блюди пост, когда видишь новую Луну (месяц Рамазан), и прекращай пост, видя ее (новую Луну месяца Шавваль), а если небо скрыто от тебя облаками, отсчитывай тридцать дней». Кроме того, Хадисы предписывают не доверять сомнительным наблюдениям, не подтвержденным другими очевидцами.
Расхождения между специалистами заключаются в том, чему при этом следует доверять — наблюдениям или вычислениям, к какому месту на Земле относить определения — к данной местности или к какому-либо другому пункту мусульманского мира, в какой именно день начинать месяц, если момент первой видимости определен, можно ли использовать для наблюдений оптические инструменты, и т.д.
В целом расхождение между Исламскими календарями можно объяснить двумя главными факторами:
1. Отсутствие общего критерия для определения первой видимости;
2. Использование различных критериев видимости (или методов вычисления). Разница в географическом положении и в погодных условиях также объясняет расхождения в определениях начала лунных месяцев.
Перечислим лишь некоторые принципы определения начала месяца, принятые в различных странах Ислама:
1. Если новолуние наступает перед полуночью, следующий день будет первым днем месяца.
2. Если новолуние наступает до захода Солнца, следующий день будет первым днем месяца (сутки в Исламе начинаются от захода Солнца, а не от полуночи). 3. В некоторых странах приняты специфические критерии, такие как возраст Луны, высота над горизонтом, интервал между заходами Солнца и Луны, разность азимутов точек их заходов, и т.п., и если принятые требования выполняются при заходе Солнца, то следующий день будет первым днем месяца.
4. В некоторых странах опираются на наблюдения очевидцев, как в древности (в этих странах небо редко закрыто облаками; при этом существует проблема ложных наблюдений, когда свидетели видят то, чего видеть нельзя).
5. В некоторых странах принято действительное наблюдение молодого месяца, опирающееся на астрономические вычисления (это позволяет справляться с проблемой ложных наблюдений). 6. Существует много других подходов. В некоторых странах приняты календари с определенным числом дней в определенных месяцах (чередуются месяцы длиной 29 и 30 дней). В других странах фиксируется длина месяца Рамазан (всегда 29 или 30 дней). Наконец, существуют страны, где по сей день отсутствует определенная календарная политика. Рассмотрим правила, принятые в Саудовской Аравии. Собственно, правило одно, и довольно простое: «Если возраст Луны при заходе Солнца 12 часов или более после новолуния, тогда предыдущий день является первым днем месяца, ибо день в Исламе начинается с захода Солнца, и ночь предшествует дневному свету». В связи с этим правилом давайте рассмотрим пример. В 1998 году декабрьское новолуние наступило 19 числа в 01:43 по времени Эр-Рияда. Вечером этого дня при заходе Солнца (в Эр-Рияде Солнце зашло в 17:09) возраст Луны составлял 15 час 26 минут, т.е. больше 12 часов. В результате первый день Рамазана пришелся в Саудовской Аравии на 19 декабря, несмотря на то, что в его начале (т.е при заходе Солнца 18 декабря) даже еще не наступило новолуние, и Луна зашла раньше Солнца! Это, по-видимому, плохо согласуется с Хадисами, поскольку месяц можно было наблюдать лишь по истечении второго дня Рамазана. Перейдем к нашим предложениям по определению начала лунных месяцев вообще и Рамазана в частности. Особенности местоположения Татарстана таковы. Во-первых, географическая широта Казани и других пунктов Татарстана довольно высока. Если опираться на местные наблюдения, то мы, как правило, будем отставать в наших праздниках на сутки (а то и двое суток) от мусульманских стран, расположенных в низких широтах. Во-вторых, в наших краях плохой «астрономический климат», т.е. небо закрыто облаками значительную часть года, что не позволяет делать наблюдения достаточно регулярно.
Наши предложения:
1. Следует опираться на вычисления, а не наблюдения.
2. Вычисления должны относиться к Земле в целом.

рис.1
рис.2

Рис.1. Зоны видимости неомении 19 декабря 1998 г.
Рис.2. Зоны видимости неомении 8 декабря 1999 г.

3. Если Луна может быть видна при заходе Солнца, тогда следующий день (который начинается с этого захода) является первым днем месяца.
Возникающая здесь проблема выбора метода, по которому вычисляется начало видимости, в сомнительных случаях должна решаться в пользу более жестких условий («скорее не видно, чем видно»).
Впрочем, различные методы дают близкие результаты. Так, расчеты условий первой видимости для Рамазана в 1998, 1999 и 2000 годах по различным методам в целом согласуются между собой. Результаты, полученные из сравнительного анализа, приведены на рисунках.
рис.3

Рис.3. Зоны видимости неомении 26 ноября 2000 г.

На каждом рисунке представлены две карты. На левой карте закраской показана зона, где новая Луна в хорошую погоду будет легко видна невооруженным глазом. На правой карте эта зона шире за счет территорий, где видимость в этот вечер будет возможна, если атмосфера будет спокойна и прозрачна.
В декабре 1998 года впервые можно было наблюдать Луну 19 числа в Центральной Америке, на значительной части Северной и Южной Америки, на островах Карибского бассейна и Тихого океана. В соответствии с изложенными выше предложениями первым числом Рамазана 1419 года Хиджры следует считать воскресенье 20 декабря 1998 года.
Следующая неомения могла наблюдаться 18 января 1999 года (в том числе почти во всех арабских странах), и праздник Ураза-байрам следовало праздновать во вторник 19 января.
Аналогичные расчеты для 1420 года Хиджры дают следующие результаты: первым днем месяца Рамазан следует считать четверг 9 декабря 1999 года, первым днем месяца Шавваль (праздник Ураза) — суббота 8 января 2000года.
В 1421 году Хиджры даты первого дня Рамазана и Шавваля выпадают на понедельник 27 ноября и среду 27 декабря 2000 года соответственно. Разумеется, наши предложения носят рекомендательный характер. Надеемся, эта статья поможет внести ясность в затронутый вопрос, и эти предложения будут полезны для достижения единосогласия между жителями Татарстана.
Да будет мир на Земле.

Белов И.Ю.,
Кафедра астрономии Казанского государственного университета.
10 октября 1999 г.

назад