ТАТАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ ДОНА

Первые упоминания о татарах Дона относятся к 1623 году в казачьих ведомостях как о казаках-мусульманах. Донские татары участвовали в боевых действиях казаков, в посольствах выполняли дипломатические поручения, вели разведку. В столице казачества Старочеркасске имелось татарское поселение с мечетью. Это поселение и поныне называется татарской слободой. После основания новой столицы казачества г. Новочеркасска татарское поселение было перенесено на новое место вблизи с городом и преобразовано в хутор Татарский. Это поселение существует и ныне и называется «Татаркой».
Известны некоторые фамилии тех казаков — Абдин Гасанов, Усман Блекиров, Умар Матвалиев, Валит Ильясов, Мустафа и Тимур Мусимовы и др. Большое переселение татар на Дон было после 1943 года на восстановление шахт, заводов и фабрик. По данным последней переписи населения в 2002 году в Ростовской области проживает татар 17866 человек, среди них мужчин — 8566, женщин — 9300, что составляет 0,4% от общей численности населения области. По сравнению с данными переписи 1989 года численность татар немного увеличилась, на 734 человека нас стало больше, но больше стал и разрыв между женщинами и мужчинами, к сожалению, девочек намного больше, чем парней, а это приводит к смешанным бракам. Так, по результатам переписи населения 2002 года прослеживается следующая динамика:
17866 человек, в том числе:
1) городское население всего: 13371,
в т.ч. мужчин — 6301, женщин — 7070;
2) сельское население всего: 4495, в т.ч. мужчин — 2265, женщин — 2230.
По распределению татар по городам и сельским населенным пунктам без особых изменений.
Наиболее многочисленно разбросаны по районам городов:

  ВСЕГО Мужчин Женщин
1. Ростов-на-Дону 7034 3268 3768
2. Волгодонск 1531 787 744
З.Таганрог 557 287 270
4. Азов 101 68 53
5. Шахты 683 320 363
Далее все идет по убывающей, но надо отметить, что в любом населенном пункте есть хотя бы две-три татарские семьи.
В г. Ростове-на-Дону в настоящее время восемь городских районов, но ни один район нельзя назвать районом компактного проживания татар. В старые, еще царские времена в Ростове-на-Дону (260 лет со дня основания) был «Татарский двор» — компактное проживание татар, занимавшихся ремеслом в основном извозом, весь гужевой транспорт был в их руках. Сейчас от этого «Татарского двора» осталось только старое татарское кладбище в центре города. Закрытие не грозит, т.к. официально разрешено захоронение к родственникам усопших. В Ростовской области проживают более 110 национальностей. Наиболее многочисленны, кроме русских, это украинцы 118486 человек, казаки — 87492, азербайджанцы — 16498, турки — 289285, народы Дагестана — 21789, татар намного меньше, но среди мусульманского населения (360 тыс.чел.) татары занимают ведущее положение.
Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман татарин Муфтий Бикмаев Джафар Зуфарович более 25 лет руководит мусульманами Дона. За плодотворную работу, обеспечение мира и стабильности в регионе награжден Указом Президента РФ орденом «Дружбы», оказывает максимальное содействие в работе татарского культурного центра «Якташлар». Председатель Марсель Расимович Бадгутдинов. Главной целью ТКЦ «Якташлар» является объединение всех татар Ростовской области, возрождение языка, культуры, обычаев татар. Проводятся тематические вечера, отрабатываются реальные события сватовства, свадьбы, осенний праздник гуся (казэмясе). Во всех мероприятиях максимально принимают участие молодежь. А ежегодные праздники «Сабантуй» становятся красочнее, масштабнее. На этом праздники принимают участие почти все национальные диаспоры Дона с выступлением хореографических национальных групп. Сабантуй в г. Ростове-на-Дону стал международным. Все проводимые мероприятия безалкогольные. Своей заслугой мы считаем отсутствие среди татар, особенно татарской молодежи, алкоголиков, наркоманов. Боремся с табакокурением. При Мечети по пятницам организована продажа кассет и дисков с татарскими песнями, целыми произведениями, элементами татарской модной одежды, глянцевые журналы по современной национальной моде. Раздаются газеты и журналы религиозного содержания. Эти вопросы контролирует муфтий Д. 3. Бикмаев, чтобы не было чуждого мнения в исламе. Продается халяльная продукция. С вводом в строй соборной мечети число посетителей возросло во много раз. В обычные дни по пятницам собирается мусульман более 1500-1700 человек, а в праздничные «Ураза байрам», «Курбан байрам» более 4000 человек. Возникла потребность в строительстве еще одной крупной мечети в г. Ростове-на-Дону. По субботам и воскресеньям в мечети проводятся занятия по изучению арабского языка, Корана, изучению истории возникновения и распространения ислама.
Во дворце творчества детей и молодежи организована и действует воскресная школа по изучению татарского языка, истории татар, к сожалению посещаемость низкая. Татарский язык дети изучают в семьях, особенно хорошо вопросы воспитания поставлены в семьях, где есть бабушки и дедушки. Ростовские татарские семьи крепкие, дружные, нет проблем во взаимоотношениях молодых и старых. Оказывается почет и уважение старикам. Ходят семьями в гости друг к другу, богато накрытые столы с национальными блюдами, поют татарские песни и молодежь и пожилые. И все это без выпивки.
Среди татар г. Ростова-на-Дону есть свои знаменитые люди — потомки казанских Тенчуриных — Тенчурин Шамиль Арифуллович — главный хирург областной больницы. Его сын Ренат Шамилевич к.м.н. — заведующий отделением экстренной хирургии.
Профессор генерал-лейтенант Уразгильдеев Ренат Хасянович, бывший проректор Университета Путей сообщения. Ныне действующий начальник Управления здравоохранения г. Ростова-на-Дону Девликамов Рафаил Халилович, журналист — радиокомментатор Танзиля Минатгазимовна Янбаева, пенсионер, бывший главный редактор областной политической газеты «Молот» Довлекаев Мурат Анзамович, руководивший газетой более 25 лет, активист Т.К.Ц. «Якташлар» подполковник м/с в отставке Галлеев Мансур Габдулхакович, сын Героя Соцтруда СССР Галеева Габдухака Галиевича, директора опытно-производственного хозяйства Тюлячинского района Татарстана.
Для решения многих проблем, особенно, проблем молодежи нужно закрепить какой-либо район Татарстана за татарами Ростовской области или за татарами всего Южного Федерального округа, где татар насчитывается по переписи 2002 года 172878 человек.
В Ростовской области нет татарских детских садов, школ. Не выпускается никакая газета, не издаются журналы, книги. Пользуемся тем, что получаем от Исполкома Всемирного Конгресса татар газету «Татарские новости» из Москвы. Литературу раздаем по школам, семьям. В Донскую Государственную Публичную библиотеку передали в дар 300 экземпляров различных книг на татарском языке. По заявкам высших учебных заведений Ростовской области, входящих в систему Южного Федерального Университета передаем заявленные книги. Издана книга Северо-Кавказским научным центром высшей школы Южного Федерального Университета «Знакомьтесь: народы Дона», где раздел «татары» написан активистами Т.К.Ц. «Якташлар». Для учебы молодежи никаких проблем нет. В области достаточно высших учебных заведений, колледжей, лицеев, гимназий. Было бы желание и финансовые возможности.
В центре г. Ростова-на-Дону, на ул. Красноармейской была большая центральная мечеть. В 1968 году без объяснения причин, без представления другого помещения, земли и без какой-либо денежной компенсации ее закрыли. Рядом с Мечетью расположены казармы батальона связи СКВО, автопарк, здание штаба батальона, столовая и строевой плац. Все это на территории одного квартала. Возврат мечети и передача татарам всего этого позволил бы возродить «Татарский двор». Лучшего варианта и не придумаешь, ведь многие сегодняшние 60-70 летние татары ходили в эту Мечеть будучи детьми.
Губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб неоднократно заявлял Муфтию Бикмаеву, что вопрос возврата Мечети с Повестки Дня не снят...
Осталось чуть-чуть сдвинуть решение этого вопроса с мертвой точки.

Директор ООО «САБАНТУЙ» Р. И. Курмакаев
при поддержке Ростовской областной общественной организации
«Татарский Культурный Центр «ЯКТАШЛАР»

назад