Ибрахим Бычакчы
Имам Матуриди

Полное имя благословенного имама – Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился он в деревне Матурид близ Самарканда. В источниках не содержится сведений о точной дате его рождения, но большинство историков сходятся на том, что он скончался в 333 году по хиджре (944 г.). Исходя из того, что наставник Имама Матуриди Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази скончался в 248 году по хиджре (862 г.), примерно представляется, что сам Имам родился в 238/853 г.
Существуют разные мнения относительно национальности Имама Матуриди. Согласно одному из них, он происходил из тюрков. Согласно другому – является потомком знаменитого Абу Айуба аль-Ансари из Медины. Последнее мнение подкрепляется тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.
В историческую эпоху, когда жил благословенный имам, государство Аббасидов ослабело, в связи с этим возникло множество мусульманских государств. Одно из них – государство Саманидов – установило свою власть в Маварауннахре. Начиная со второго века по хиджре в исламском мире, с одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение философские науки, с другой стороны появляются мутазилиты, также придающие большое значение разуму. Мутазилиты начали пропагандировать свое понимание акиды. Традиционная акида саляфов, связанная с источниками (накль) и отдающая предпочтение покорности, не могла как-то действенно противостоять этому новому движению. Халифа Мамун объявил взгляды мутазилитов официальной акидой государства, дав новый импульс распространению этой фирки (218/833 г.). Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в новом подходе к основам вероисповедания – усуль-ад-дин. Этот новый подход должен быть и привязанным к источникам (накль), и вобрать в себя положительные стороны подхода мутазилитов – основываться в том числе и на логических методах. Учеными, которые преуспели в этом деле, были Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари (389/990 г.) из Ирака, которые создали новую науку – ильм аль-калям. Историк аль-Макдиси (389/990 г.) так писал об области мусульманского мира, откуда происходил Матуриди, и о правящих в ней саманидах: «Науки и ученость достигли в этой области вершины своего развития. Это сокровищница знаний и блага, несокрушимая крепость ислама. Факихи, ученые в этом краю почитаются наравне с правителями». Империя Саманидов до тех пор, пока не пала сама (389/999 г.) всячески защищала и поддерживала ученых. Невозможно представить, чтобы Имам Матуриди, который жил в такой среде, остался бы в стороне от научных дискуссий и религиозных наук. Среди его наставников можно назвать ученика Абу Ханифы Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем Факих ас-Самарканди, Нусайра ибн Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Хотя последователи и одарили Имама Матуриди такими титулами, как «Знамя прямого пути» («Алям аль-худа»), «Имам прямого пути» («Имам аль-худа»), «Предводитель ученых каляма» («имам аль-мутакаллимин»), хотя его слава была велика и он был окружен любовью, к сожалению, о нем мало что говорится в собраниях биографий и книгах по истории мазхабов.
Как очевидно и из его научной сильсили, Имам Матуриди, следуя взглядам и мазхабу Имама Азама Абу Ханифы, наряду с источниками (накль) большое значение придавал и разуму. Он преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных фирк и мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с карамитами, шиитами и мутазилитами. Особенно острые споры он вел именно с последними. Из его современников Абу аль-Касим Абдуллах аль-Ка’би (ум. 317/929 г.) был главой мутазилитов в Багдаде. Матуриди в своей книге «Китаб аль-таухид» опровергает взгляды Ка’би. В ответ на три книги Ка‘би Имам Матуриди написал три книги опровержений. Если на востоке Матуриди вел дискуссию с мутазилитами в целом и их багдадской группировкой в частности, то в Ираке взял на себя такую миссию аль-Ашари, ведя полемику с мутазилитами Басры.
Труды Имама Матуриди
В книгах по истории каляма нет полного списка трудов Матуриди. Но мы приводим список, согласно разделению и порядку Мухаммада Эроглу, который в 1971 г. В Исламском институте Стамбула подготовил учебные пособия «Абу Мансур аль-Матуриди» и «Тавиля аль-Кур’ан»:
1) Труды Матуриди по каляму, искусству диспутов и фирках:
- Китаб ат-таухид; Рисаля фи аль-акаид; Шарх фи аль-акбар; Радду аваили аль-адилля ли аль-Ка’би; Радду такзиби аль-джадаль ли аль-Ка’би; Радду китаби аль-Ка’би фи ва’иди аль-фуссак; Байан аль-вахм аль-му’тазиля; Китаб аль-макалят; Китабу тафсири аль-асма ва ас-сифат.
2) Труды Матуриди по усулю:
- Ма’ахизу шараи фи усул аль-фикх; Аль-джадаль фи усуль аль-фикх; Ад-дурар фи усуль ад-лин; Аль-усуль.
3) Труды Матуриди по тафсиру и кораническим наукам:
- Та’виля аль-Кур’ан; Рисаля фи ма ля йаджузу аль-вакфу аляйхи фи аль-Кур’ан.
4) Труды Матуриди о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа):
- Васайа ва мунаджа.
Кроме названных существуют и другие труды, приписываемые Матуриди, но нет сведений, которые позволили бы подтвердить его авторство.

Различия акиды Ашари и Матуриди
Хотя мазхабы матуриди и ашари представляют собой ахль-сунну, а оба Имама боролись против му’тазилитов, поэтому многие их суждения параллельны, их акида в отдельных вопросах различается. Если в некоторых источниках число этих разногласий определяется как 13, в других называется цифра 40 или даже 73.
Выделяют следующие различия:
1. Джуз’ аль-ирада: Согласно мазхабу ашари джуз’ аль-ирада (ограниченная воля) сотворяет Аллах. Согласно матуриди же джуз’ аль-ирада Аллах не сотворяет.
2. Хусн ва кубух: Согласно мазхабу ашари разум нельзя постичь «хусн ва кубух», т.е. узнать, что есть хорошее, а что плохое. Познать что хорошо, а что плохо можно только из приказов и запретов Аллаха. Если Аллах повелел что-то делать, значит, это хорошее, если запретил – значит, это плохое. Согласно матуриди же «хусн ва кубух» можно постичь разумом, а приказы и повеления Аллаха только подтверждают, что нечто является плохим или хорошим. Если что-то является хорошим, Аллах повелевает делать это, если плохим – Аллах запрещает.
3. Познание Аллаха: Согласно мазхабу ашари, познавать Аллах является обязательным (ваджиб) с точки зрения шариата действием. Матуриди же утверждают, что познавать Аллаха является обязательным (ваджиб)  с точки зрения разума.
4. Таквин. Мазхаб ашари утверждает, что такой атрибут Аллаха, как таквин (способность создавать), является относительным (итибари) атрибутом, а не истинным (хакики). Согласно ашари же, таквин является истинным (хакики) атрибутом, подобно кудра (мощь) и ирада (воля).
5. Возложение на раба Аллаха того, что он не в силах вынести: Согласно ашари, Аллах может возложить на Своего раба, что тот не в силах вынести. Например, сотворить какой-то объект. Согласно матуриди же, Аллах не может возложить на Своего раба, что тот не в силах вынести.
6. Иллийа (причинно-следственная связь) ва хикма: Ашариты утверждают, что «не следует искать причины действий Аллаха». Его действия также не имеют и тайного смысла (хикма), потому что Аллах не обязан отвечать за Свои действия. Обязаны отвечать Его рабы. Согласно матуриди же, Аллах превыше бесполезного (‘абас). Скрытый смысл (хикма) и необходимость (иджаб) действий Аллаха обязательно проявляется, потому что Аллах Мудрый (хаким), Ученый (алим). В своих связанных с сотворением (таквини)действиях и постановлениях (хукм) Он выявляет Свою мудрость (хикма) и выражает Свою волю (ирада). Вследствие этого действия Аллаха связаны с Его мудростью (хикма), а действия – с какой-то причиной. Это необходимо из того, что Аллах не может быть занят бесполезным. Аллах не обязан отвечать за Свои действия.
7. Обращение в азале (предвечности) к несуществующему (ма’дум). Согласно ашаритам, божественное обращение в предвечности (азаль) доходит до несуществующего (ма’дум). Поэтому в предвечности Аллах является Говорящим (мукаллим). Согласно мазхабу матуриди же Аллах не является Говорящим (мукаллим) в предвечности, потому что до несуществующего не доходит божественное обращение.
8. Пол пророков. Согласно мазхабу ашари пророками не обязательно могут быть только мужчины, пророками (наби) могут быть и женщины. Например, Марьям, Асия, Сара, Хаджар, Хава и мать Мусы были пророками. Согласно матуриди же, одним из условий пророчества является мужской пол. Женщины пророками (наби) быть не могут.
9. Исполнение поклонения: Согласно ашаритам, и те, кто не является мусульманами, обязаны совершать поклонение. Немусульмане по причине оставления поклонения будут наказаны. Мазхаб матуриди же считает, что немусульмане не обязаны совершать поклонение. Они будут наказаны за свое неверие (куфр). За оставление поклонения же на них не будет накладываться наказание.
10. Иртидат (выход из ислама): Согласно ашаритам, если вышедший из ислама (муртад) снова станет мусульманином, его деяния (амаль) будут возвращены ему. Согласно матуриди же, если вышедший из ислама снова станет мусульманином, его (амаль) ему не возвращаются.
11. Тауба аль-йа’с: Согласно ашаритам, тауба аль-йа’с (предсмертное  покаяние) принимается. Матуриди же считают, что нет.
12. Коран: Согласно ашаритам, некоторые аяты Корана превосходят другие. Согласно матуриди же, один аят Корана не может превосходить другой.
Имам Матуриди, которого его последователи называли «Знаменем прямого пути», «Предводителем прямого пути», «Предводителем ученых каляма», но о котором, несмотря на это, в книгах биографий и истории мазхабов говорится очень мало, всю жизнь посвятил пропаганде акиды ахль-сунны и ее защите. В своей акиде он объединил положительные стороны и мутазилитов, опирающихся только на разум, и саляфов, опирающихся только на источники (накль).
Перевод с турецкого: Гульсария Ахметзянова.

назад