Македония — за межрелигиозный диалог

7–8 мая 2010 года в г. Охрид республики Македония состоялась Вторая Всемирная конференция по диалогу между религиями и цивилизациями «Религия и культура — нерушимая связь между народами».
Неслучайно обращение к этой тематике этого государства, ведь по официальным данным здесь проживает 30% мусульман, в основном албанцев, которые недовольны имеющимся у них статусом и отводимый им роли в государстве. В свое время они с оружием в руках вынуждены были бороться за учёт своих интересов. Большая часть населения — это македонцы, придерживающиеся православия, но и здесь есть нюанс: Македонская православная церковь по своей воле отделилась от сербской православной церкви и сейчас, получается, не имеют необходимого канонического статуса в мировом православии, поэтому и она ищет возможности и пути для своего признания в мире, легализации. Сумма этих специфических обстоятельств, видимо, и подвигло руководство Македонии к инициированию такого общественно-религиозного процесса по межцивилизационному и межрелигиозному диалогу. Первое предварительное пробное мероприятие прошло ещё в 2003 году в Охриде. В 2007 году была проведена Первая всемирная конференция, по результатам которой был сформирован международный комитет для проведения следующей второй конференции. Конференцию организовало непосредственно министерство культуры Македонии при финансовой поддержке ЮНЕСКО и испанских фондов Цели тысячелетия.
Конференция организована в рамках Десятилетия культуры мира ООН и ЮНЕСКО, международного года сближения культур и глобальной программы ООН по межцивилизационному диалогу.
Конференция была посвящена трём важным юбилеям:
— 1400-летию начала ниспослания Корана;
— 100-летия со дня рождения Матери Терезы;
— 1100-летия успения святого Наума.
Неслучайно проведение конференции именно в г. Охрид, который имеет древнюю историю и расположен на берегу уникального Охридского озера. С 1980 года и город и озеро имеют статус мирового природного и культурного наследия под защитой ЮНЕСКО.
В этом году по инициативе Турции празднуется юбилей начала ниспослания Корана. Как известно, он начал нисходить 10 августа 610 года по современному летоисчеслению.
В работе конференции приняло участие всё высшее руководство республики Македония. Открывал её работу председатель правительства Никола Груевски, на второй день работы присутствовал президент Георге Иванов и другие руководители государства. В частности, президент Македонии сказал: «Республика Македония гордится своей уникальной моделью демократии, моделью интеграции без ассимиляции». Свою речь президент закончил поэтическим сравнениям: «Природа и Всесоздатель создают различия. В лесу все деревья разные. В воздухе все птицы разные. В воде все рыбы разные. На земле люди разные. Некоторые любят летать и двигаться в стаях. Только себедовольные не живут в стае, в группе. Поэтому Бог создал слово, чтобы могли общаться. Тот, который, не общается, сам выбирает путь к изоляции, к геттоизации».
Нужно отметить, что на конференции роздали участникам хорошо изданный сборник материалов Первой конференции 2007 года. Это получилась внушительная книга альбомного формата. Этот труд издан в том числе и на русском языке.
На этой всемирной конференции были, конечно, представители Ислама. От российских мусульман был только Валиулла хазрат Якупов. От СНГ был ещё заместитель муфтия Кыргызстана Рахматулла Эгембердиев. В основном были представители мусульманских организаций балканских стран: Болгарии, Хорватии, Сербии, Албании, Косово, был представитель Китая, уйгур по национальности.
Из России была делегация РПЦ в главе с ярославским епископом и российские кришнаиты. В открытии конференции принял участие посол РФ в Македонии Владимир Солоцинский.
При вылете из Шереметьево в Белград я познакомился с иноком Порфирием, который оказался насельником Валаамского монастыря в России. Сам он македонец но национальности, однако, в связи с тем, что перешёл в каноническую церковь, то у него не осталось возможности вести монашескую жизнь в Македонии. В связи с тем, что на Афоне славянские монастыри пришли в упадок, Порфирий и выбрал для своего духовного пути Россию. Сторонников канонической, т.е. Сербской церкви в Македонии немного и для их деятельности чинятся препятствия. На Валааме уже три монаха-македонца.
Во время работы конференции организаторы любезно предоставили возможность посещения пятничной молитвы в одной из мечетей г. Охрида. Любопытно, что имам использовал в службе 3 языка: арабский, албанский, и турецкий. Весь молитвенный распорядок ведётся по ханафитскому обряду в турецкой его разновидности, турецкое влияние ощущается и во внешнем виде мечетей, в одежде имамов. Большинство верующих молится традиционно, но есть салафизированная молодёжь, её правда в процентном отношении в этой данной мечети было немного.
Симптоматично название должности главы мусульман Македонии — раис-уляма. Именно так предлагалось именовать руководителя мусульман России в проектах реформ ОМДС до революции. Как видим, эти идеи татарских реформаторов нашли своё воплощение, пусть и заграницей.
Из России участвовали в работе конференции и двое представителей по линии Министерства культуры РФ. Галина Андреева, представляющая музейное сообщество, выступила по проблеме передачи религиозных ценностей из музеев в церкви. Она настроена отрицательно к самой такой возможности, т.к. по её мнению, музеи более посещаемы, если церкви посещает 10% населения, то в музеи приходит 80%. Своё выступление она закончила афоризмом, что выступает за сохранение ценностей народа ради мира, а не клира. Г. Андреева сделала попытку включить пункт по этой проблеме в заключительный документ конференции, но участники конференции её не поддержали, отклонив это предложение голосованием. Эмоционально выступил представитель Хорватии Азиз Хасанович, который сказал, что на его родине в Сребренице он похоронил 36 братьев и родственников, погибших во время геноцида. Он призвал не допустить таких бесчеловечных проявлений в будущем.
В заключение статьи приведём общие данные об Исламе в Македонии.
Исламское религиозное общество в Республике Македония объединяет в своём составе всех мусульман, которые проживают на территории этого государства. Эта организация ответственна за развитие религиозной жизни мусульман на основе исламских положений, стараясь пропагандировать и утверждать моральные, социальные, экономические, культурные, образовательные ценности для своих членов. Это общество представляет интересы мусульман перед государством и на международной арене во всех сферах жизнедеятельности. В соответствии с учением Корана и сунны общество объединяет всех мусульман, независимо от их национальной принадлежности.
В исторический период вхождения территории нынешней Республики Македония в состав Османской империи религиозная жизнь местных мусульман подпадала под юрисдикцию османского шейх-уль-ислама. После Балканских войн, в результате которых эта земля была отсоединена от турецкой империи мусульмане стали подотчетны юрисдикции раис-уляма, который находился в Сараево. Далее мусульмане Македонии последовательно были частями мусульманской общины королевства Югославии и  СФРЮ. После распада СФРЮ мусульмане Македонии стали независимой организацией, штаб-квартира которой находится в г. Скопье. Ныне Исламское религиозное общество Республики Македония строит свою работу на основе конституции страны и своего устава, в котором зафиксировано следование ханафитскому мазхабу.
В Македонии создана своя мусульманская образовательная система. В столице Македония г. Скопье действует медресе Иса Бег. По статусу это среднее учебное заведение. Это медресе продолжает традиции одноименного медресе, которое было учреждено в XV веке, 530 лет назад. В своё время это медресе было высшим по статусу учебным заведением, самым известным в Румелии. При вакфе медресе была и библиотека и мечеть. Мечеть Иса Бег была построена в  1475 году и является одной из наиболее красивых мечетей Скопье. Медресе с периода своего основания было вынуждено несколько раз прерывать свою работу, т.к. в результате войн его здание разрушалось. В первый раз это случилось в 1689 году, когда австрийская армия под командованием генерала Пиколомини штурмовала Скопье. В 1932 году по инициативе религиозных деятелей и интеллигенции медресе Иса Бег было восстановлено, а в 1936 году начало свою деятельность на постоянной основе. После Второй Мировой войны медресе было закрыто до 1979 года, когда религиозное общество приняло решение о его восстановлении. Наконец, в 1984/85 учебном году образовательный процесс начался вновь. Сейчас в соответствии с потребностями, медресе открыло несколько дополнительных классов для девочек в Скопье, Тетово, Состиваре и класс для мальчиков в Штипе. Таким образом, медресе Иса Бег празднует свой 530-летний юбилей, это старейшее мусульманское учебное заведение на Балканском полуострове.
Факультет исламских наук в Скопье — высшее учебное заведение исламского религиозного общества Республики Македония. Основание такого заведения было требованием времени и стало возможным, т.к. появились выпускники медресе Иса Бег, которые хотели получать высшее мусульманское образование. Этот факультет был основан стараниями исламского общества Македонии, возглавляемого раис-уляма Сулейманом Реджепи и открыт в 2000 году. В этом учебном заведении обучаются студенты не только из Македонии, но и других стран.
При исламском обществе Македонии действует кроме того библиотеки, ассоциации по профессиональному признаку и др.
В Македонии сохранилось свыше 600 мечетей, которые в основном построены в XV и XVI веках, самые известные из них это: мечеть Мустафы-паши, мечеть султана Мурата в Скопье; мечеть Шарена, мечеть Саат в Тетово; мечеть Исак в Битоле; мечеть Кадн и мечеть Хана в Штипе,  Хаяти Баба текке и мечеть Али Паши в Охриде и др.
Известный средневекоый турецкий путешественник и писатель Авлия Челеби в 1679 году дал детальное описания Охрида. В соответствии с ним это развитый, богатый город, являющийся крупным торговым центром. Он сравнивает его с Дамаском и Каиром тех лет. Охрид имел несколько прекрасных и больших мечетей. Среди них отмечает мечеть Охризаде в старой части Охрида, известную как мечеть Имарет.
Церковь святого Пантелеймона в Плаошнике была преобразована в мечеть. Мечеть Имарет была построена Синаном, она не сохранилась.
В равнинной части города была построено 10 мечетей в турецкой период, они строились по инициативе пашей и в основном названы в их честь. Например, самая старая мечеть Айдар-паши построена в 1490 году Айдар-пашой и названа соответственно его именем. В XIX веке здесь работало и медресе.
В средневековом Охриде были суфийские текке, в частности сохранилась мечеть одного такого текке. Это построенная в 1590 году мечеть Зейнал-Абидина, она сооружена пиром Халвети Мехмедом Хайати, выходцем из Персии.
Валиулла хазрат Якупов

назад