Коран - руководство к жизни

Рауль Тухватуллин 25 лет проработал корреспондентом ТАСС и ИТАР-ТАСС. Сейчас - имам мечети Хасан-Нур в Уфе. Известный питерский ученый-теолог, академик В.В. Карелин, к сожалению, недавно ушедший из жизни, в предисловии к своей очень интересной книге «Исход к богу» пишет: «Идея этой книги принадлежит Тухватуллину Раулю Хабибулловичу, известному журналисту ИТАР-ТАСС, давно и глубоко изучающему Божественные Учения. Он озвучил ее в октябре 2003 года во время моего приезда в Уфу. В январе 2004 года в течение 14 дней книга была записана под его диктовку...»
- Насколько важен Коран для современного человека?
- В Коране Аллах рассказывает нам, как жить, не страдая: «Если придет от Меня к вам руководство, над теми, кто последует за руководством Моим, нет страха, и не опечалятся они» (2:38). То есть Коран - это программа действий на каждый день в разных областях: политике, экономике, медицине и т.д. Вместе с тем это религиозное учение, ибо оно готовит человека к вечной жизни, давая возможность смотреть на мир глазами его Творца.
И до, и после ислама многие народы пытались создать нечто подобное своими силами. Некогда Бог заключил договор с Моисеем и дал им инструкцию - Тору, как жить на Земле без проблем. Задачей евреев было, испробовав на себе прелести договора, поделиться и с другими народами. Но иудеи переработали Тору в Талмуд, после чего она потеряла свою ценность, перестав быть религиозной книгой, призванной подготовить к вечности, это всего лишь практическое руководство по удобному или комфортному бытию в нынешнем мире. Талмуд учит еврея уберечься от ассимиляции. Поэтому большинство людей среди разных народов живут без религии вообще! И только мусульманам Аллах даровал Писание-руководство, несущее одновременно указание о материальном и о духовном мирах. Бог возложил на Себя сохранность этого Писания. И все мусульмане с рождения четко ориентированы на него. Сегодня же наша задача - научиться жить по Корану.
- Но может ли Учение Корана служить основой светской жизни?
- Да. И это возможно благодаря его научности. Сегодня уже известно, что многие великие научные открытия один к одному были предсказаны в Коране задолго до их свершения наукой. Так, в строках Корана: «Превращаешь Ты ночь в день, и превращаешь Ты день в ночь» (3:27), оказывается, изначально таилось величайшее научное предсказание. Термин «превращение» толкуется как «при вращении». Это говорит о том, что переход ночи в день и дня в ночь связан с процессом вращения, и мысль эта высказана в Коране почти за тысячу лет до того, как стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Не так давно канадский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины Кейт Мур, написавший впоследствии учебник «Эмбриология человека с исламскими добавками», сказал, что получил бы свою премию на двадцать лет раньше, если бы знал Коран.
Такие факты и делают Коран научно достоверным, потому он и служит нам руководством к бытию. И нельзя Учение Корана однозначно связывать с религией. Религия - это вероисповедание и Богопочитание, то есть прославление Аллаха за Его помощь нам. Учение же - это величайший научный труд, из которого предстоит черпать истинные знания всем: ученым, врачам, психологам, целителям, верующим и неверующим, в том числе и священнослужителям.
- Такой пример о толковании коранического термина «превращение» - поразителен! Это какой-то метод познания Корана?
- Да, это именно метод. И называется он тафсир. Обычно под тафсиром (толкованием) Корана подразумевают то, что понял чтец из Писания, Но понять его можно по-разному. Между тем тафсир дает точные знания. Потому он служит ключом к Корану. «Тафсир» по-другому – это «толкование слова». Поясню: значение каждого слова Корана скрыто, а раскрывается оно с помощью составляющих его слов. Например: суд - суть дел; суета - суть ята (бессмыслица); простить - просто забыть и т.д. Интересно, что метод тафсира предлагает сам Коран.
Таким образом, используя второе значение слов, удалось раскрыть тайный смысл Писания, который содержал строго научные данные. Заметьте, как ясно и подробно все сказано: «Превращаешь Ты ночь в день, и превращаешь Ты день в ночь», то есть обратный процесс перехода дня в ночь также идет путем вращения. А это чисто научная подача информации, требующая величайшей точности. Но и это не все. Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что все основано на вращении. Например: Земли вращается вокруг Солнца; обращается кровь в организме; вращаются электроны вокруг ядра атома; вращаются колеса и винты у машин; происходит круговорот воды и воздуха в природе; растения поворачиваются вслед за Солнцем. А как мы говорим о нашей жизни: крутился (в бизнесе), вращался в кругах высшего света, развращение нравов и др.
Теперь уже ясно, что духовный термин «превращение» является вполне научным термином. Он предполагает свой метод - «метод вращения», который используется везде. Например, в экономике как оборот капитала. Или при развлечениях, где многие игры основаны на вращении: рулетка, хоровод. Кино есть результат вращения пленки перед проектором. В спорте состязания идут по кругу на стадионе. В медицине гипноз часто достигается путем вращения блестящего предмета перед глазами. А равно и в других сферах жизни. Так, одним глаголом Коран отразил основной принцип действия незримых сил Вселенной.
Другой пример. Вот что говорит Коран о происхождении Вселенной: «И размышляют они о сотворении Небес и Земли: «Господь наш! Сотворил Ты это не с пуста». (3:191). «Не с пуста» - значит, «не из пустоты». Сегодня известно, что материи во Вселенной мало, основная же ее часть состоит из волновой составляющей. И то, что в нашем сознании представлялось «пустым пространством», на самом деле заполнено волновой составляющей. Значит, и сама материя образовалась из волн.
Недавно был фильм, где ученые разбирали происхождение слов. Например, слово «пес», по их мнению, пошло от слов «пасти стадо». То есть наука сегодня потихоньку берет метод тафсира на вооружение. Но в Коране-то он был предложен почти полторы тысячи лет назад и оказался верным! И открылся Коран сегодня татарам. Мы бы не хотели защищать эту мысль, но и не будем от нее отказываться.
- Значит, чтение Корана нам дает знания. Что же требуется для того, чтобы получать эти знания?
- Надо просто работать с Кораном. Сегодня человек приобретает Коран, полистает и ставит его на полку. Теперь принято Коран вставлять в дорогие переплеты, украшать его драгоценными камнями и золотом. Делается это с одобрения наших муфтиев. Поэтому и народ, и его имамы называются носителями Корана.
Но теперь мы получили простой метод, позволяющий каждому из нас пользоваться Писанием как инструкцией к незримой части мира. Ведь сказано в Коране: «...кто в незримое уверил».
Коран говорит сразу о двух мирах - духовном и материальном. Ибо он рассказывает о невидимых процессах видимого мира. В том же аяте «Превращаешь Ты ночь в день...» речь идет о вращении Земли вокруг своей оси перед Солнцем. И хотя мы не можем увидеть само вращение, но Коран нам говорит о нем. Такого рода знания дают человеку возможность быть царем природы, научиться управлять ею, то есть стать халифом - наместником Аллаха на Земле. Поэтому пророк Мухаммад и сказал: «Приобретайте знания от колыбели до могилы». Ибо, стремясь к знаниям, вы всегда достигнете большего.
С ними возможности человека безграничны. А изучение Корана - и есть прямой путь для их добычи.
Сегодня человечество стоит на грани веков. Закончилось познание материи, и начинается познание духовного мира. Началась гонка за знаниями о мире первопричин. Первый, кто овладеет этими знаниями, тот будет владеть миром. Для этого и надо работать с Писанием. Познание духовного мира происходит через Коран - инструкцию о невидимом мире. Когда люди применяют его на практике, тогда спадает завеса материального мира, и они говорят с Богом.
- Но может ли любой человек научиться разговаривать с Богом?
- Конечно, ведь Коран - это прямая речь Аллаха. И работа с ним - это и есть разговор с Богом. И только от Аллаха можно узнать истину. Все остальное - фальсификация. Разберитесь, что нужно вам от Аллаха и что нужно Аллаху от вас. Тогда вы научитесь получать ответы на свои вопросы от Него. Иначе вы будете слепоглухонемым, духовным мертвецом.
Обращение к невидимому, но живому Аллаху помогает нам абстрагироваться и учит мыслить. Мы начинаем видеть первопричину событий, соединять факты в их последовательности, делать глубокие обобщения. Тогда и начинает работать метод тафсира, а нам открывается суть Корана. Без обращения к Богу наше мышление остается поверхностным и чересчур конкретным. Обращение же к Аллаху помогает ставить и решать задачи, достигать цели.
В Коране ясно сказано, что первый человек Адам потому и стал разумным, что обратился к Аллаху. Это значит, что возможности нашего разума зависят от наших взаимоотношений с Богом. А история совершенствования человека связана с развитием его религиозного сознания. - Что помогает нам получить эти знания из Корана?
- Вера. Ведь Автор Корана жив, поэтому нам надо обращаться к нему за толкованием его смысла.
Аллах сказал: «Просите Меня, Я отвечу!» (40:60), значит, нужно просить Его. При этом, хотя вы и не увидите Аллаха, делайте и поступайте так, словно вы видите Его. Это поможет вам прозреть духовно и сконцентрироваться на цели. Ежеминутно помните, что Аллах жив! Вера – священное чувство, она формирует личность, укрепляет характер, утверждает человека. Совершение намаза, когда мы становимся на колени перед невидимым Богом, есть признание невидимого Бога, общение с Ним. В этот момент мы и получаем от Аллаха знания, а с ними попадаем в Рай.
Ведь Коран нам дан, чтобы не ошибаться. Ибо истина, заложенная в нем, независимо от того, знаем мы ее или нет, влияет на события. Если бы каждый следовал ему, то в мире не было бы войн, болезней, несчастий. Оттого святая задача каждого человека - воплощать в быту все сказанное в Коране. А сильный ум, ставящий целью практическое применение Корана - это лучший ум на земле!
- Что вы особенно хотите подчеркнуть из того, что сказано в Коране для людей?
Истина - это то, что произойдет. Просто следуйте ей, и все постепенно придет к вам законно. Все приходит к терпеливым - тернии преодолевающим. Так учил Посланник Аллаха - Мухаммад. Так мы и должны поступать.
- Прежде всего то, что в Коране речь идет о духовном мире человека, где описаны его таланты. Описаны цель и задачи его жизненного пути - его божественное предназначение, складывающееся из этих талантов. Выходя на свое предназначение, человек реализует возможности своего интеллекта полно, и тогда он может стать гением. И если разум обычного человека используется всего на 10-20%, то благодаря работе его талантов можно раскрыть и остальные 80%.
Работая с Кораном, мы и выходим на свое жизненное предназначение, поскольку он делает нас творческими людьми. Любой же, кто занимается своим делом, приобретает дар предвидения и пророчества через свое предназначение, то есть становится пророком в своей области. А кто знает будущее, тому оно и принадлежит.
Отходя от Корана, человек утрачивает творческое начало. Тогда Аллах превращает его в духовную обезьяну. Он живет на малую толику своих интеллектуальных возможностей. И его работа становится пародией на его дело (обезьянничанием). Например, иной занимается политикой, не имея вовсе к этому таланта, а имея талант, скажем, художника. Тогда его политика становится политиканством: грязными интригами, склочничеством и разного рода вымогательствами и шантажом.
Важно и то, что предназначение есть не только у отдельных людей, но и у целых народов. Например, предназначение татар - «пробить окно» в духовный мир. Этим «окном» и является Коран. Нужно довести его до каждого. Это и значит каждого научить говорить с Богом. Потому мы обновляем понимание религии, веры, Учения Аллаха. Ведь иначе человеческая жадность, глупость, подлость, похоть и трусость разрушат мир. Чтобы этого не случилось, каждый из нас должен стать проводником Корана. Татары для этого подходят идеально: это оседлый народ, нация ремесленников, создателей цивилизации, которые имеют сильный духовный потенциал к освоению Корана, накопленный веками работы разума. Сегодня мы нашли ключ к пониманию речи Бога - метод тафсира (толкование слова) через обращение к Аллаху - Автору Писания. Используя тафсир в области своего предназначения, каждый может повысить уровень своего ремесла до творчества. Тогда он и станет проводником идей Аллаха. Не в Аравии, не в Египте и не в Турции - землях исконных хранителей веры, а в России, нам - татарам открылась Священная Книга Аллаха. Не случайно великий ученый-теолог конца XVIII века Сеид Джамаледдин Асабади (Афгани), посетивший Россию в 1888-1889 годах, при слове «татары» добавлял: «Рахимухум Аллах", что значит "Да смилостивится к ним Аллах». Эту фразу в мире ислама обычно добавляют при упоминании великих ученых. Этим Сеид Джамаледдин - суфий (мистик ислама), основатель джадидизма (течения по преображению ислама), обладавший даром предвидения и пророчества, предрек миссию татар в этом мире - быть проводниками Корана, культиваторами плодов учения Аллаха.
А то, что Казань сегодня избрана одной из трех столиц России, говорит о персте Божьем, указующем на татар. 1100 лет только официального принятия булгарами религии Аллаха сделали свое дело, и привело это народ к Богу. Коран не случайно стал открываться именно здесь. Ведь в современном Исламе, где выражено противостояние ортодоксов науке, Россия служит местом, где оно более всего слабо. И мы имеем все шансы победить слепой фанатизм и обрести торжество разума в религии. Ибо основой государства сегодня является народ, выросший в период социализма, который хотя и не был воспитан в религии, но возвращается к ней в новом качестве и смотрит на нее глазами разума. А татары - это основные проводники ислама в России. И интеллект татар - это интеллект ученых, поэтому мы и должны заниматься Кораном как наукой.
- Что вы пожелаете нашим читателям?
- Объединяйтесь, Аллах велел объединяться. Сила - в единстве. В нем залог успеха и процветания. Коран приводит много примеров народов, погибших в рассеянии, поскольку они отошли от Бога и утеряли Его руководство. Наше руководство - это Коран, он содержит четкую программу спасения и развития. Именно в нем заключается предпосылка развития высшей формы сообщества людей, их культуры, поскольку он служит великим генератором творческой мысли. Он исключительная причина способности создавать и совершенствовать собственную культуру. Потому объединиться нужно и можно только через Учение Аллаха, через Его идею о Божественном предназначении татар. Все остальное разделяет нас. Тогда и наступает ад, или жизнь без Бога.
С 1997 года издаю свою частную газету «Тайны здоровья» (выходит только в РБ). Благодаря духовным темам тираж ее доходил до 99000 экз. (сейчас 16). Второй год издаю научно-популярный вестник «Азбука Корана». Тираж пока 4000 экз., идет по России. Пишу так подробно, потому что духовная тема благодатна, по ней голод.
Беседовал Султан ГАЛЕЕВ.
Звезда Поволжья, 14-20 мая 2009 года.

назад