Успехи иранской кинематографии

С момента производства первого кинофильма в Иране прошло приблизительно 80 лет. Искусство кино - это индустрия, которая достигла своего совершенства в разгар политических и социальных событий современной истории. Иранская кинематография в первые четыре года появления не имела иной роли, кроме как заполнения пустого времени своей аудитории, причем в тесной конкуренции с кинопродукцией стран, монополизировавших иранский рынок. Экраны кинотеатров Ирана демонстрировали кинопроизведения Египта, Индии, Италии, бывшего Советского Союза и особенно Голливуда и лишь считанное количество внутренней продукции было создано как копии импортных фильмов. Однако следует отметить также присутствие некоторых режиссеров, которые производили содержательные кинофильмы, способствующие развитию иранской кинематографии.
Ценная и настоящая жизнь иранской кинематографии, как в этом признаются внутренние специалисты и иностранные обозреватели, началась после исламской революции. Можно смело сказать, что иранское кино, как превосходное и значимое искусство, обрело свое подлинное значение и достойное место после исламской революции и установило тесную связь с различными слоями народа, как интеллигентами и образованными, так и с простым народом. Кроме того, разнообразие иранской кинопродукции охватывает различную возрастную аудиторию не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время иранская кинематография прославилась на международной арене и обрела многочисленных поклонников. Большинство известных кинофестивалей обычно включают в свою программу один или несколько иранских фильмов. Такой успех на международной арене служит добрым предзнаменованием для тех, кто был знаком с иранским кинематографом до революции. Руководители иранской кинематографии убеждены, что успех на международной арене считается прогрессом не только для иранских кинематографов, но и всей географической зоны Азии. В настоящее время иранское кинематография занимает превосходное и значимое место на этом континенте. Киносайт Скрин дейли в своем недавно опубликованном сообщении отмечает: "Производство кинофильмов на Западе уменьшилось настолько, насколько оно увеличилось на Востоке. В сообщении представляется статистика произведенных в мире фильмов, на основе которой Иран, создав 105 фильмов в 2008 году занимает 4 место в мире. Как поясняется в сообщении, из-за экономического кризиса производство фильмов на Западе уменьшилось на 20%, в то время как в Азии ситуация выглядит совершенно иначе. Самое большое количество произведенных кинофильмов на этом континенте, способствующих его расцвету в области киноискусства, причисляется Ирану и Индии. Иранская кинематография обратила на себя внимание мирового сообщества в качественном отношении. Недавно в Индонезии были продемонстрированы несколько избранных иранских кинофильмов, удостоившихся восхваления культурных обществ и творческих деятелей этой страны.
Известный индонезийский актер Джани Рачмен говорит по поводу иранского кинематографа следующее: "Сюжеты иранских фильмов по своему содержанию весьма далеки от сюжетов западных кинофильмов, в которых отчасти наблюдаются сцены жестокости и страсти. Иранские фильмы богаты своим содержанием и посвящаются в основном религии, гуманизму, моральным ценностям и патриотизму".
Судхир Нандгаонкар - это кинокритик и специалист индийской кинематографии, а также секретарь азиатского кинофестиваля под названием "Третий глаз". Он убежден, что рынок азиатского кино должен находиться в руках азиатского континента и в этой связи большую ответственность несут СМИ и распределители фильмов. Основой успеха иранских фильмов он считает незамысловатые сюжеты, которые преподносятся в незатейливой и привлекательной форме, что в свою очередь объясняется присутствием молодых и творческих талантов в иранской кинематографии. Турецкий режиссер Аббас Арнат говорит: "Иран способен руководить азиатским кино. Основанием к этой способности и достоинству служит наличие древней литературы и опора на богатую и гуманную философию.
На прошлой неделе в Австралии прошел третий этап вручения призов, на котором иранскому режиссеру Аскару Фархади были присуждены два особых приза жюри за фильм "Про Элли" и лучший сценарий.
Фестиваль "Asia Pacific Screen" был учрежден с целью оценки культурного разнообразия и техники постановки фильмов в Азии и Океании и ежегодно в этой конкуренции принимает участие 71 страна. В этом году состоялся третий этап вручения призов этого фестиваля. Первых призов удостоились фильмы соответственно из Ирана, Австралии, Палестины, КНР и южной Кореи.
Фестиваль "Asia Pacific Screen" считается самым обширным кинофестивалем на Азиатском континенте, в некоторой степени аналогичным церемонии Оскара Голливуда, поскольку в нем принимает участие продукция года кинематографа Азии и Океании.
Фильм "Про Элли" является 4 кинопостановкой молодого иранского режиссера Аскара Фархади, имеющего театральное образование. Помимо режиссерской работы, Фархади написал сценарии ко многим фильмам, создал телесериалы и в студенческий период пользовался популярностью как актер. В годы своей активной деятельности Фархади успешно преодолевал этапы прогресса и после похвального фильма "Чахаршанбе сури", он создал фильм "Про Элли", благодаря которому превратился в известную личность на арене мирового кино.
Фильм "Про Элли" имеет простой, но в то же время заманчивый сюжет. История фильма начинается в веселой атмосфере. Четыре молодые семьи вместе со своими детьми приезжают на север Ирана на отдых, где снимают дачу на берегу моря. На следующий день малолетний мальчик, ребенок одной из семей, тонет в море, но к счастью его спасают чудом. Однако внезапно все сталкиваются с новой трагедией. Молодая девушка по имени Элли, которая якобы бросается на помощь мальчику, пропадает сама. С той минуты фильм обретает трагическую окраску и теряет жизнерадостность. Элли работает воспитательницей в детском саду, в который ходит один из детей приехавший вместе с ними, но никто ничего не знает о ее жизни. После ее потери все суетливо хотят понять кто она. Постепенно выясняется, что Элли по не совсем логичным причинам сказала неправду своим попутчикам. Поиски для выявления действительности в этом фильме скорее напоминают психоанализ каждой личности и демонстрируют личностные проблемы людей, нежели уголовный розыск. В итоге фильм показывает, что не только Элли, но и другие персонажи портят свои отношения из-за лжи и обмана.
Фильм "Про Элли", демонстрируя неискренность и лицемерие, печется об их превращении в обычное поведение и предостерегает зрителя. В фильме отчетливо демонстрируются личные взаимоотношения, моральное поведение, душевные проблемы и переживания людей. Между горем и радостью тонкая граница и отношения людей висят на волоске. Сладкое согласие между друзьями кончается непониманием и искренняя среда превращается в чуждую атмосферу. Тяжелое испытание каждого героя фильма предостерегает зрителя от той возможности, что такая история может случиться с каждым в любой точке мира в тот момент, когда нужно выбрать что-то одно между личной выгодой и разоблачением правды. Воздержание от лжи пусть ценой утраты всего лучшего - это основное послание фильма "Про Элли".
Дейвид Бордвелл - это кинокритик азиатского кино и специалист в этой области. Дав высокую оценку этому фильму, он поясняет: "Смело могу сказать, что фильм "Про Элли" имеет международный смысл и устанавливает связь со зрителем в любой точке мира. Психические и эмоциональные особенности этого фильма и реакция персонажей на ход событий не относятся к какому-то отдельному месту. Искусный сюжет фильма создает уникальную связь между формой и содержанием. Идея "выгодной лжи" показана в фильме весьма отчетливо.
Кинофильм "Про Элли" удостоился призов в нижеследующих номинациях:
-лучшая режиссура 27 международного кинофестиваля ФАДЖР
-"Серебряный медведь" берлинского кинофестиваля
-наилучший художественный фильм нью-йоркского кинофестиваля "Требика"
-специальный приз жюри и наилучший фильм зрителей итальянского кинофестиваля "Ишиатика"
-два приза кинофестиваля Азии и Океании
Этот фильм выбран в качестве иранского представителя на соискание премии Американской академии кинематографических искусств и наук "Оскар" в 2010 году.

назад