Ибн Сина

Ибн Сина Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (Афшани близ Бухары, 16 августа 980 Хамадан, 18 июня 1037) знаменитый мусульманский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В Европе известен под латинизированным именем Авиценна. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые Авиценния.

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдуллаха Натили. С 13-14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с "Метафизикой" Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга ал-Фараби с комментариями к "Метафизике". В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура. В автобиографии Авиценна писал: "Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах".
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть "князем врачей". В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд "Книга исцеления" ("Китаб аль-Шифа") посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. "Книга знания" ("Даниш-намэ") также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины: "Канон врачебной науки" ("ал-Канун фи-т-тибб") сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В "Каноне" Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов "Канона врачебной науки" на латинский язык.
"Лекарственные средства" ("Ал-Адвият ал калбия") написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца. "Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок" ("Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир").
"О пользе и вреде вина" ("Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих") самый короткий трактат Ибн Сины.
"Поэма о медицине" ("Урджуса фит-тиб").
"Трактат о пульсе" ("Рисолайи набзийа").
"Мероприятия для путешественников" ("Фи тадбир ал-мусофирин").
"Трактат о сексуальной силе" ("Рисола фил-л-бох") описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
"Трактат о уксусомёде" ("Рисола фи-с-сиканджубин") описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
"Трактат о цикории" ("Рисола фил-хиндабо").
"Кровеносные сосуды для кровопускания" ("Рисола фил-урук ал-мафсуда").
"Рисола-йи жудия" описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления. К числу мистических произведений Ибн Сины относятся "Книга о птицах", "Книга о любви", "Книга о сущности молитвы", "Книга о смысле паломничества", "Книга об избавлении от страха смерти", "Книга о предопределении". Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии. В "Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента", Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

назад