Ли Синь

Китайские мечети: Динамика численности, социальные функции и этнокультурные особенности

    История распространения ислама в Китае насчитывает уже более 1300 лет. За это время ислам сумел полностью адаптироваться к национальной культуре жителей Китая, сохранив свои исконные традиции и в то же вре¬мя вобрав в себя некоторые специфические черты китайской культуры 1.
Об этом свидетельствуют мусульманские культовые здания — мечети, широко распространенные в исламских регионах Китая.
В Китае насчитывается более 20 тыс. мечетей2. Обычное обозначе¬ние мечети на китайском языке — цинчжэньсы, что буквально означает «храм, где царят чистота и совершенство». Подавляющее большинство китайских мечетей выполнено в арабском стиле. Это — зримый символ ислама, «чистая земля» всех мусульман, место и центр религиозной жиз¬ни исламской общины. Мечеть в Китае выполняет различные религиоз¬ные и социальные функции3.
Мечеть — прежде всего место для проведения богослужебных ритуа¬лов. С этой функцией связано еще одно понятие, которое используется в китайском языке для обозначения мечети, — либайсы, что бук¬вально значит «храм для проведения календарных богослужений». Согласно древней традиции, которую чтут китайские мусульмане, каждый привер¬женец ислама должен следовать в повседневной жизни «пяти добродете¬лям» (у-гун). Одна из этих добродетелей заключается в совершении богослужений в соответствии с календарными циклами, что по-китайски и передается понятием либай. Календарно-циклический аспект это¬го понятия очень четко фиксируется китайской культурой, о чем свидетельствует, например, тот факт, что слово либай в разговорном языке имеет значение «такой-то день недели».
Богослужебная практика, обозначаемая в китайском языке понятием либай, включает несколько циклов молитв — во-первых, пять ежедневных молитв; во-вторых, еженедельную коллективную молитву, в-третьих, две годичные молитвы, совершаемые всей мусульманской общиной. Пять ежедневных молитв можно совершать в любом чистом месте, а вот еже¬недельные коллективные молитвенные ритуалы, которые надо отправлять по пятницам, и два ежегодных общинных ритуальных праздника, во время которых возносятся молитвы, обязательно должны проходить в мечети. Для этих целей в каждой мечети есть ритуальный зал — главная функцио¬нальная часть мусульманского культового сооружения.
Примечательно, что даже в дни еженедельных и годовых ритуальных праздников последо¬ватели ислама в некоторых случаях могут отправлять культ и вне стен этого зала, но лишь в том случае, если он не может вместить всех жела¬ющих (и, кроме того, молящиеся должны совершать молитвенный ритуал либо рядом с этим залом в пределах мечети, либо за пределами мечети, но в непосредственной близости от нее). Вторая функция, которую выполняет китайская мечеть, — место для омовения и очищения. Китайская мечеть отличается от арабской. Одно из этих отличий в том, что в китайском «храме, где царят чистота и со¬вершенство», обязательно есть купальня, а также бадья с водой и чайни¬ки для мытья рук. Эти предметы предназначены для того, чтобы перед совершением молитвенного ритуала каждый мог омыться и предстать перед молитвой в телесной и душевной чистоте. Примечательно, что омо¬вение и купание позволяются совершать каждому и в обычные дни, когда общинные ритуалы в мечети не проводятся.
Еще одна функция мечети — подготовка новых священнослужителей.
С эпохи Мин (1368-1644) в китайской мечети появляется Зал для разъяс¬нения канона (цзин цзин тан), где собирались ученики для того, чтобы послушать разъяснения религиозного учения и богослужебной прак¬тики. Занятие с учениками проводит ахун (китайский мулла). Обычно он преподает арабский язык, персидский язык, разъясняет Коран и различ¬ные комментарии к нему, а также историю ислама и другие предметы, которые должны постичь будущие мусульманские священнослужители.
Четвертая функция мечети в Китае — организация физической подго¬товки членов общины. Здесь члены мусульманской общины, их дети и родственники имеют возможность заниматься спортом. Например, у му¬сульман, живущих в северо-восточных районах Китая, от Цицикара до провинции Шаньдун, большой популярностью пользуются секции по наци¬ональным видам гимнастики ушу и тайцзицюань, организуемые в мече¬тях. Наставниками на спортивных занятиях могут быть как высокопос¬тавленные мусульманские священнослужители, так и простые члены об¬щины, имеющие необходимую подготовку. Практика подобного рода рас¬пространена в китайских мечетях очень широко. Например, ахун мечети Цючжэнь (уезд Янгу пров. Шаньдун) У Гуйсян, который более десяти лет вел в своем приходе занятия по ушу с детьми и подростками, за успехи в спортивной и педагогической деятельности получил звание заслуженного тренера4.
Кроме того, до 1949 г. китайские мечети выполняли еще функцию общеобразовательных учреждений, преимущественно для детей из малообес¬печенных семей или для взрослых, у которых не было возможности полу¬чить начальное образование. До образования КНР при многих мечетях были открыты начальные школы, преподавателями которых были не только ахуны, но и конфуцианские ученые-книжники5. Функция мечетей как образовательных центров сохраняется и в современной КНР. Обучение в школах при мечетях включает не только дисцип¬лины из области догматики, истории ислама или его ритуальной практики, но и сугубо светские предметы — китайский язык, математику, геогра¬фию, историю, естествознание, Конституцию КНР и т.п.
Еще одна функция китайской мечети — проведение обрядов жизненно¬го цикла для членов мусульманской общины. Китайские мусульмане про¬водят в мечетях свадебные и погребальные обряды. Во время брачной церемонии, например, ахун именно в мечети выписывает брачное свиде¬тельство и совершает весь цикл свадебных обрядов, предусмотренных мусульманским каноном, включая чтение Корана.
Для проведения похоронных обрядов в мечети готовят специальную «чистую воду» для омовения тела усопшего. Всю церемонию также воз¬главляет ахун, он сопровождает траурную процессию на кладбище, где выполняет все необходимые в данном случае обряды. Китайские мечети, кроме того, являются местом, где члены общины поминают умерших род¬ственников. Немалое число мечетей имеют собственные кладбища, а в некоторых из них кладбище находится на территории мечети. В дни почи¬тания умерших либо в годовщину смерти члены мусульманской общины не только посещают могилы своих родных, но обязательно приходят в мечеть, где ахун проводит для них поминальную службу. Во время таких ритуалов ахун читает соответствующие части Корана или других бого¬служебных книг, но не только. Непременной часть поминальной службы являются рассказы о добрых делах умершего и принародное воздание ему светлой памяти.
История ислама в Китае знает немало примеров, когда мечети стано¬вились центрами вооруженной борьбы против внешних агрессоров или внутренних антинародных режимов, военными мастерскими, складами боеприпасов, медикаментов даже центрами революционной деятельнос¬ти. В истории Китая известно много случаев, когда ахуны возглавляли повстанческие отряды или революционные группы6.
Мечеть — это место службы ахуна, имама и других членов мусульман¬ской религиозно-хозяйственной иерархии, а потому для каждого из них в мечети отведены соответствующие служебные помещения. Тем не ме¬нее ни ахун, ни имам в мечети обычно не живут, их дома находятся, как правило, за пределами мечети.
Мечеть — это еще и место общественного схода для решения каких-либо важных для жизни общины вопросов. Например, такие сходы соби¬раются когда надо избрать нового ахуна, решить вопрос об открытии в мечети учебного заведения, организовать ремонт культового здания и т.п. Для членов мусульманской общины мечеть в некоторых случаях вы¬полняет также функцию судебной инстанции, когда это не противоречит законам КНР и не касается деяний, вынесение решений по которым регу¬лируется Уголовным кодексом КНР. Например, когда между мусульма¬нами случаются споры или разногласия, они могут обратиться в мечеть к ахуну, который выступает в таких случаях третейским или мировым судь¬ей.
Таковы функции мечети в Китае. В целом они в равной мере характер¬ны для всех мусульманских религиозно-культовых центров Китая. Можно сказать, что основная деятельность мечети связана с удовлетворением религиозных потребностей прихожан и организацией деятельности мусуль¬манской общины7. Вместе с тем мечеть, всегда пользующаяся непрере¬каемым авторитетом среди мусульман, могла становиться также центром социальной организации населения, что особенно характерно для пере¬ломных моментов истории. Например, после того, как японцы оккупиро¬вали уезд Хулан, центром организации жизни в нем стала местная мечеть8.
Вследствие всех этих причин для северо-восточных регионов Китая характерно компактное проживание мусульман, районы поселения кото¬рых нередко располагаются вблизи мусульманских культовых зданий.
Например, район с центром вокруг мечети Чантунлу — в Чанчуне (пров. Ляонин) является местом компактного проживания национально¬сти хуэй, исповедующей мусульманство. То же можно наблюдать в горо¬де Цзилинь — районы вокруг трех мечетей в этом городе также являются местами компактного проживания мусульман. В Харбине такое компакт¬ное проживание мусульман находится на 12-й и 13-й Южных улицах райо¬на Даовай.
Местами компактного проживания мусульман могут быть не только улицы или кварталы большого города, но и целые деревни. Сельские на¬селенные пункты с мусульманским населением — довольно типичное яв¬ление для Северо-Восточного Китая, — например, деревня Лунсин уезда Лунцзян в провинции Хэйлунцзян. В провинции Цзилинь национальными сельскими административными территориями является деревня Хуэйцзя вблизи города Цзютай и деревня Шуанъин в уезде Шуанъян.
После образования КНР функции мечетей несколько меняются; основ¬ная их деятельность концентрируется вокруг надлежащей организации религиозной жизни для членов мусульманских общин. Однако, из-за слож¬ной ситуации в стране, мечети и в это время продолжают выполнять со¬циальные функции. В 50-е гг. XX в. предоставляли мусульманам еду, слу¬жили своеобразными гостиницами для приезжих мусульман, занимались трудоустройством членов своих общин. Например, мечеть в городе Ичунь помогла более ста мусульманам, прибывшим из провинции Хэбэй и Шаньдун, найти работу на местных лесохозяйственных предприятиях. До нача¬ла 80-х гг. в мечетях нередко организовывали местное мусульманское сообщество на решение задач социалистического строительства9.
В экономическом отношении все китайские мечети являются самосто¬ятельными хозяйственными единицами. Они черпают средства, необхо¬димые для поддержания нормальной жизнедеятельности и организации религиозной жизни, из следующих основных источников:
поступлений за сдаваемые в аренду здания и площади; у каждой мече¬ти есть собственная неотчуждаемая собственность, которая включает как помещения, так и землю; доход от их аренды является главной стать¬ей доходов китайской мечети;
— взносов за пользование мечетью; они являются, как правило, ежеме¬сячными, плата за совершение ритуала поста — раз в год и т.п.; — небольших поступлений, которые дают омовения, совершаемые перед входом в главный зал мечети; каждый раз после омовения прихожане жерт¬вуют мечети небольшую сумму, ежемесячный размер которой даже в крупных мечетях не превышает 100 юаней;
— платы за забой скота; каждый раз, когда мусульмане просят забить скот, они вносят за это определенный взнос, из которого 60% идет мечети, а 40% — непосредственному исполнителю.
Эти доходы и составляли экономическую базу существования китай¬ских мечетей, управлением которой занимался ахун. Следует, однако, от¬метить, что после 1957 г. земельная аренда, как и некоторые другие виды доходов, были запрещены10.
Согласно статистическим данным, в настоящее время в Северо-Вос¬точном Китае имеется 280 официально действующих мечетей. В провин¬ции Ляонин в 1985 г. насчитывалось более 100 официально зарегистриро¬ванных мусульманских культовых зданий, а с 1985 г. по настоящее время было открыто еще 94. В провинции Цзилинь с 1985 г. было открыто еще 90 мечетей. В провинции Хэйлунцзян в 1985 г. действовало более 120 ме¬четей, а к настоящему времени официально открыто еще 96.
Самая древняя мечеть на Северо-Востоке Китая находится в уезде Бэйчжэнь пров. Ляонин, — она была построена еще в 1522 г. Другой древ¬ний памятник мусульманской архитектуры — мечеть в уезде Хуанди близ города Кайюань, появление которой в исторических хрониках датируется 1523 г. Это культовое здание выстроено по канонам классической китай¬ской архитектуры. А вот мечеть в городе Цзиньчжоу (пров. Ляонин), на¬чало которой также относится к 1523 г., выполнена в арабском стиле.
В архитектурном отношении мечети Северо-Восточного Китая можно разделить на две группы. Первая — это сооружения, выполненные в ки¬тайском стиле, вторая — здания, повторяющие арабский архитектурный стиль. Для мечетей, выполненных в китайском стиле, основным строи¬тельным материалом является дерево. Мечети такого типа особенно ши¬роко распространены там, где проживают представители национальности хуэй. Мечети же в арабском стиле, для постройки которых обычно ис¬пользовался камень, характерны для территорий, где проживают мусуль¬мане-уйгуры.
Поскольку большинство мусульман на севере Китая относятся к этни¬ческой общности хуэй, их культовые здания чаще всего выполнены в сти¬ле традиционной китайской архитектуры. Таковы, например, мечети в Шэньяне, Чанчуне, Цицикаре, Илане, Ачэне и Нинъане. Мечети в араб¬ском стиле более характерны для Синьцзян-уйгурского автономного рай¬она КНР, где титульной нацией являются уйгуры. Встречаются они и на Северо-востоке Китая, однако это либо относительно древние культовые постройки, либо совсем недавние сооружения. Примерами таких постро¬ек являются мечети в городах Инкоу и Хайчэн провинции Ляонин.

1 Ли Синь. Ислам в Китае: Особенности распространения в современном Китае // Преподава¬ние истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России. — Красноярск; Железногорск: Изд. СибФУ, 2007. — С. 106-109. 2 Культура ислама в Китае (Чжунго исылань вэньхуа) / под ред. научно-исслед. центра религий Управления по делам религий Госсовета КНР. — Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1996. — С. 168-183
3 Фэн Цзиньюань. Ислам в Китае. Иньчуань: Народное изд-во Нинся-Хуэйского авт. района, 2000. -с. 43-59.
4 Ма Пин. Разъясним историю ислама в Китае (Цзяньмин чжунго исыланьцзяо ши). — Инь¬чуань: Народное изд-во Нинся-Хуэйского авт. района, 2006. — С. 133-152.
5 О превратностях исторической судьбы мечетей (Цинчжэньсы байнянь цансан) // [Ресурс удаленного доступа]. Китай. Инкоу.- http: //www.yingkou.gov.cn/yklindex.jsp
6 Краткий очерк религиозной организации мусульман КНР, принадлежащих к этносу хуэй / гл. ред. Мянь Вэйлинь. — Иньчуань: Народное изд-во Нинся-Хуэйского авт. района, 1983.
7 Шу Цзинсян. Процесс распространения ислама в районе Хэйлунцзяна и его специфические особенности (Исыланьцзяо чуаньжу Хэйлунцзян дицюй ды лиши гочэн цзи ци тэчжэн цюйсян) // Национальности Хэйлунцзяна (Хэйлунцзян миньцзу цункань). — Харбин, 2003.
8 Религиозная жизнь китайских мусульман (Чжунго мусылиньды цзунцзяо шэнхо) / под ред. Исламского общества Китая (Чжунго исыланьцзяо сехуэй). — Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 1956.
9 Чжан Гуанлинь. Мусульманство в Китае (Чжунго исыланьцзяо). — Пекин: Учжоу чубань¬шэ, 2005.
10 Ван Чжэнвэй. Общий очерк экономической системы ислама (Исылань цзинцзи чжиду лунь-ган). — Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2004.