Контакты: Телефон:(843)2334455
факс:(843)2334455
E-mail:bvc@ya.ru

Выступление Валиуллы хазрата Якупова,

Первого заместителя муфтия Татарстана, на заседании исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в ПФО

  В последнее время наметилось усиление позитивных тенденций в государственно-исламских отношениях в России. Российское государство всё более смело и активно разрешает накопившиеся проблемы в этой сфере государственно-конфессиональных отношений. Как известно, в 2002 году был создан Совет по хаджу при правительственной комиссии федерального уровня, затем РФ обрела статус наблюдателя при ОИК, что явилось очень важным психологическим фактором в самоощущении российских мусульман. Это очень взвешенный и важный шаг в деле лоялизации внутреннего мусульманского фактора в России. Он позволил традиционным силам в российском Исламе успешно противостоять пропаганде так называемых «халифатистских» экстремистов. Ведь ОИК и есть по сути модернизированный «халифат» современности, т.к. он объемлет весь по сути исламский мир, чего не удалось достичь никаким историческим халифатам прежде. Как вы все помните, в Османский халифат не входили ни Империя Великих Моголов, ни Иран, ни государства Средней Азии и Индокитая. Ныне же в единую политическую структуру — ОИК входят все без изъятия мусульманские страны. Приобщение РФ к этой структуре очень важно для мусульман нашей страны.
   Этот текущий год становится решающим в решении многих проблем мусульман, одним из примеров чего является и проведение первого фестиваля мусульманской молодёжи в ПФО.
  Что касается проблем, требующих дальнейшего внимания — это легализация мусульманского образования в России. В российском образовательном пространстве существует госстандарт «теология», который разрабатывался ещё в 1990-е годы без непосредственного участия мусульманских специалистов. Сейчас ощущается потребность в разработке нового поколения этого стандарта, причём в процессе его трансформации необходимо учесть специфику Ислама таким образом, чтобы появилась возможность готовить через него кадры исламских богословов, имеющих квалификацию, достаточную для исправления обязанностей мусульманских священнослужителей. Ведь как показывает опыт, выпускники православных теологических факультетов рукополагаются в священники и успешно работают в РПЦ. Эта же цель должна быть достигнута и в результате подготовки по стандарту исламской теологии.
  В Исламе отсутствуют таинства, в нем гораздо меньше культового компонента чем, например, в православии, поэтому исламская теология тем более может быть инкорпорирована полностью в рамки госстандарта.
   Такая последовательная легализация исламского образования — полная его государственная стандартизация облегчила бы наведение порядка в сфере мусульманского образовательного пространства, т.к. существующие ныне структуры духовных управлений мусульман очень слабы в организационном плане, не имеют достаточных интеллектуальных ресурсов осуществления необходимого контроля в этой области.
   В этом году произошло ещё одно важное решение на федеральном уровне, которое открывает возможность решения проблем обучения арабскому языку, что немаловажно для мусульман.
   Министерством образования и науки РФ направлено в органы управления образованием субъектов РФ письмо и методические рекомендации (№ 03–513 от 13.03.2007) «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования», в этом документе речь идёт и об арабском языке. Уже разработаны примерные программы по редким языкам для всех ступеней общего среднего образования.
   Это решение может стать одним из эффективных перспективных мероприятий в сфере профилактики радикализации мусульманской молодежи, послужить легализации и официализации обучения арабскому языку в России. Ведь, к сожалению, в образовательном пространстве РФ до этого не были разработаны и утверждены образовательные стандарты для преподавания арабского языка в качестве предмета иностранного языка в средней школе, отсутствовали легальные возможности преподавания этого языка на уровне Госстандарта в официальных средних школах России.
  Не секрет, что арабский язык является священным языком мусульманской религии. К изучению арабского языка проявляет мотивацию значительная часть мусульманской молодежи, которая, по сути, пока лишена легальной возможности его изучения, поэтому вынуждена зачастую обращаться в нелегальные, подпольные псевдомедресе, становиться учениками обучившихся в арабских странах проповедников ненависти.
   Разработка и утверждение государственных стандартов преподавания арабского языка в качестве иностранного в средних школах Российской Федерации, изготовление необходимого комплекта учебников с пятого по одиннадцатый класс и сопутствующего методического обеспечения образовательного процесса позволит увеличить интерес к изучению иностранных языков в национальных средних школах, особенно в сельской местности, сделает востребованными кадры, выпускаемые в течение последних 30 лет светских специалистов арабского языка, оградит мусульманскую молодежь от попадания под влияние радикальных религиозных экстремистов, даст возможность Российскому Исламскому университету и другим аналогичным вузам выпускать специалистов по Госстандарту «Арабская лингвистика».
  Решение Министерства образования и науки позволит создавать авторские учебные программы и учебники в рамках единого образовательного пространства, предоставит широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов. Однако необходима мобилизация усилий, чтобы необходимый комплект учебной литературы появился как можно в сжатые сроки.
  Ведь арабский язык теперь может вводиться для изучения в общеобразовательные учреждения в качестве первого иностранного языка и в качестве второго иностранного языка. Образовательные учреждения, выбравшие арабский язык в качестве первого иностранного языка смогут вводить его в соответствии с федеральным компонентом стандартов по иностранному языку для всех ступеней общего образования: начального, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  Наиболее узким местом здесь является наличие утвержденных учебников, которые необходимо готовить. Ведь в Татарстане, например, в КГУ и ТГГПУ уже в течение десятилетий осуществляется подготовка учителей арабского языка, кадровое обеспечение этого процесса не вызовет затруднений, т.к. в ТГГПУ с 1992 года готовились кадры для преподавания арабского языка, ежегодно выпускалось 12–14 учителей, а в последние годы выпуск увеличился по данной специальности до 32 человек. В 2006–2007 учебном году в ТГГПУ по этой специальности обучались 138 студентов.
  В институте восточных языков КГУ ежегодно выпускается 13–15 специалистов по этому направлению. Как видим, за эти ушедшие десятилетия накоплен значительный кадровый резерв лиц, могущих преподавать арабский язык в школах в качестве иностранного.
   Несмотря на отсутствие утвержденной учебной литературы в 2006–2007 году предмет «арабский язык» в Татарстане изучали 930 учащихся в 25 школах. На 2007-2008 учебный год предполагается его изучение в 40 классах общеобразовательных учреждений республики.
   Ислам с самого своего появления формировался в качестве государственной религии, поэтому Ислам не только не сторонится государства, наоборот, наша религия полноценно может существовать лишь в тесном сотрудничестве с государством.