Выпускников-религиоведов в школы берут неохотно

Опубликовано idara
С 1 сентября 2012 года новый учебный предмет – "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКИСЭ) станет обязательным для всех российских школьников.
"Курс уже введен в программы, поэтому сейчас мы не должны рассуждать, плохо это или хорошо,- считает начальник Отдела образования и науки ДУМ РТ Валиулла хазрат Якупов. - Необходимо думать о том, как принять весомое участие в данной ситуации, наладить сотрудничество со школами". По мнению Валиуллы хазрата, нужно сделать так, чтобы как можно больше родителей выбрали модуль «основы исламской культуры». Пусть не в этом учебном году, но в следующем. "И, конечно, нужно позаботиться о том, чтобы преподавателями курса стали квалифицированные специалисты. Недопустимо давать педагогические часы по основам Ислама неподготовленным шарлатанам, последствия при этом будут малоприятными. У нас есть специалисты, имеющие высшее исламское образование вместе с педагогическими дипломами. Именно эти люди должны работать в наших школах, поскольку только такие специалисты смогут адекватно преподнести детям столь непростую информацию. Поэтому сейчас нам предстоит работа в этом направлении", - считает он.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКИСЭ) с сентября 2012 года войдет в перечень обязательных школьных дисциплин. Было много споров относительно того, кто будет вести этот курс, каково будет содержание курса, как будет определяться выбор того или иного модуля из данного курса. Многие из этих вопрос уже решены, однако дискуссия не утихает.
Создаются новые структуры для поддержания образовательного новшества.Однако не только Министерство образования России занимается развитием новой области. Интерес конфессиональных представителей в этом деле также очень велик. Нужно при этом понимать, что реализация программы ОРКИСЭ- это не только написание учебных пособий, это еще и подготовка педагогического состава, а также подготовка родителей к выбору учебного модуля для ребенка. Напомним читателям содержание курса «Основ религиозных культур и светской этики». В состав курса входят 6 модулей: Основы светской этики, основы исламской культуры, основы православной культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур. Один из этих модулей станут изучать ученики четвертых классов в российских школах, какой именно модуль будут преподавать детишкам зависит от выбора их родителей.
Уже сейчас ведется подготовка учителей для ведения ОРКИСЭ. По большей части это переквалификация учителей начальных классов, которой в некоторых регионах занимаются специалисты– религиоведы. Мы расспросили одного из таких специалистов в Дальневосточном регионе, доцента на кафедре «религиоведения» Амурского Государственного Университета, кандидата философских наук, Бузмакову Ольгу Викторовну.
- Было несколько групп учителей. Разные группы по-разному реагировали на информацию, кто без особого интереса, кто-то с явным энтузиазмом. Сначала на одну тему давали один академический час, потом увеличили лекции до двух часов на модуль. Безусловно, этого мало. Читали по всем модулям, поскольку о том, какой модуль выбирут родители в той или иной школе, станет известно лишь в начале учебного года. В нашем регионе по прогнозам самих учителей таковыми станут основы светской этики, основы православной культуры или же основы мировых религиозны культур, ислам и буддизм в расчет почти не берутся, однако курс по этим модулям мы тоже читали. Курс по основам православной культуры читала православная монахиня из местной епархии. Среди слушателей были в основном учителя начальных классов, реже историки или учителя обществознания, была даже учительница химии и биологии. Выпускников- религиоведов в школы берут неохотно. Насколько мы понимаем, это из-за нагрузки. Никто не хочет отдавать пару часов в неделю чужому специалисту, когда их можно раскидать на своих учителей. Да и к разработке методических программ пока не очень активно допускают наших выпускников. Можно просто заглянуть на сайт Института развития образования, где дана информация о том, что курсы переквалификации учителей для новой дисциплины проходят, но кто их проводит не указано. Хотя это вполне логично, когда таким вопросом занимаются специалисты- религиоведы.
На наш взгляд, самая острая проблема при введении курса ОРКИСЭ- это проблема специалистов. Здесь ведь вопрос не в том, что у нас не хватает специалистов, но в том, кто на самом деле будет преподавать нашим детям этот курс. Также необходимо напомнить родителям о том, что для детей очень важно выбрать правильный курс, поэтому нужно ответственно отнестись к этой проблеме. И у нас еще есть возможность принять участие в решении этих вопросов.
Сабрина Гумирова, отдел пропаганды и информации ДУМ РТ

назад