НУРИЕВ ИРЕК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
МАМАДЫШСКОГО СРЕДНЕГО МУСУЛЬМАНСКОГО МЕДРЕСЕ
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ТАТАР

Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза. Традиционная религия татар — ислам суннитского толка, за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв. 
Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, предки современных татар — булгары начали приобщаться к мусульманству уже в первых десятилетиях IX в., и этот процесс завершился в 922 г. провозглашением Ислама официальной религией Волжской Булгарии. Принятие ислама открыло возможность для приобщения к передовой арабо-мусульманской культуре, широкого проникновения в Волго-Камье распространенных на Востоке научно философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих татар. Были заложены основы для просвещения, налаживается система обучения. Мусульманская школа являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения.  Тяжкие испытания выпали на долю татар после покорения русскими Казанского ханства в 1552 г.
Ислам начал играть громадную роль в развитии не только культуры, но даже и этнической идентичности. По-видимому не случайно, что в XVIII-XIX вв.  многие из татар Поволжья и Урала, определяя свою этническую принадлежность, предпочитали именовать себя мусульманами.
Татарский народ отстоял в борьбе с духовным игом самодержавия и православия свое историческое лицо, но эта борьба за выживание по крайней мере на два столетия задержала естественный ход развития светской культуры и общественной мысли. Он возобновляется в последней четверти XVIII в., когда самодержавие, напуганное нарастанием национально-освободительного движения среди мусульман Поволжья и Урала, меняет тактику. Реформы Екатерины II легализуют мусульманское духовенство — открывается Оренбургское духовное собрание, создают предпосылки развития татарской буржуазии, секуляризации общественной мысли. Постепенно созревают силы, ощущающие потребность общественных перемен и отхода от догм средневековой идеологии и традиций, формируется реформаторско-обновленческое движение, получившее название джадидизма: реформаторство религиозное, культурное и, наконец, политическое (конец XVIII —нач. XX вв.).
В татарском обществе до начала XX в. сменились три поколения исламских реформаторов. К первому их поколению относятся Г.Утыз-Имани  и Абу-Наср ал Курсави. Основным и наиболее ярким представителем второго поколения религиозных реформаторов был Шигабуддин Марджани. Суть религиозного реформаторства заключалась в отказе от исламской схоластики и поиске новых путей осмысления Ислама.
Деятельность мусульманских реформаторов последнего поколения пришлась на период развертывания в татарском обществе культурного реформаторства и на этап втягивания джадидов в политику. Отсюда две основные особенности мусульманского реформаторства среди татар конца XIX — первых десятилетий XX вв.: стремление рассматривать ислам в рамках культуры и активное участие в политике. Именно это поколение реформаторов через радикальное реформаторство начала XX в.  обеспечило движение татарско-мусульманской уммы к секуляризации. Наиболее видными представителями данного поколения мусульманских реформаторов были Ризаутдин Фахрутдинов, Муса Ярулла Биги, Габдулла Буби, Зияуддин Камали  и др.
Основным итогом деятельности мусульманских реформаторов явился переход татарского общества к отвечающему требованиям времени, очищенному Исламу. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа прежде всего через систему просвещения: джадидистские мектебе и медресе, через печатную продукцию. В итоге деятельности мусульманских реформаторов, у татар к началу XX в. вера в основном отделилась от культуры, а политика стала самостоятельной сферой, где религия уже занимала подчиненное положение.
Октябрьские событии в 1917 г., внесли кардинальные изменения  в общественную жизнь народов страны. Веками складывавшиеся  духовные ценности утрачивались. В условиях массовой атеизации советского периода. Ислам полностью утратил свое значение социо-культурного комплекса  и существовал только как форма соблюдения определенных религиозных обрядов. Если в 1917 году в Казанском губернии было — 1152 мечети, то в 1988 году в Татарстане сохранилось  всего 19 зарегистрированных мусульманских общин. Начиная с 1990-х годах ислам в Татарстане переживает период возрождение. К началу 2004 г., в Республике функционирует более 1000 мусульманских общин. В августе 1992 г возникает ДУМ  в РТ. В сентябре 1998 г., в Казани открывается Российский  исламский университет, который должен был стать научно-координационным  центром религиозных учебных заведений среднего Поволжья.  Ислам, в течение многих веков игравший огромную роль в истории татарского народа постепенно вернулся в нашу жизнь.


 

назад