Попытка рейдерского захвата мечети в Альметьевске: ваххабитский реванш?

21-22 декабря 2011 года в столице нефтяного Закамья Альметьевске произошел рейдерский захват центральной мечети города группой приверженцев нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама радикального толка. Тщательно подготовившись, фундаменталисты ворвались в мечеть с целью свержения мухтасиба Рафика Минниахметова, сторонника ханафитского мазхаба, однако не найдя его в мечети (он находился в этот момент в больнице, у него заболела жена, и он ее поехал навестить), они забаррикадировались, провозгласив, что мечеть теперь стала «нашей». Информация о штурме альметьевской мечети религиозными радикалами, которые в ультимативной форме потребовали выгнать имамов-ханафитов, дошла до Казани, после чего оттуда прибыли сотрудники Духовного управления мусульман Татарстана и чиновники Казанского Кремля. Агрессивно настроенные исламисты сразу стали диктовать свои условия, при этом хамили муфтию республики, нескрывая своей заинтересованности протащить своих имамов на руководящие посты в Альметьевском мухтасибате. Тот, не поддаваясь на их выпадки, организовал собрание имамов района, где те большинством выступили за то, чтобы ваххабиты прекратили оказывать на них давление и посылать угрозы физической расправы в их адрес, а также выступили за то, чтобы мусульманский богослов Рафик Минниахметов, много лет преподававший в ханафитском медресе «Ак мечеть» в Набережных Челнах, по-прежнему оставался во главе уммы Альметьевска. Попытка взять нахрапом, грубостью, хамством, наглостью и откровенной физической силой мечеть города была отбита: рейдерский захват провалился, повторить баймакский сценарий (зауральский город в Башкортостане, где ваххабиты под угрозой смерти имама-ханафита, забаррикадировались в мечети и стали проповедовать саудовскую версию ислама) в столице нефтяного Закамья не получилось, однако это не значит, что салафиты сложили оружие. Взвесив силы, рейдеры решили пока отступить.
Естественно, сразу же встает вопрос, кто стоит за штурмом мечети, кто руководил (пусть и не лично присутствую при попытке захвата, но четко и слаженно координируя радикалов в их действиях) и кто стоит уже за самими религиозными манипуляторами из числа чиновников и бизнес-элиты.
Известный татарский теолог Фарид Салман уже неоднократно говорил о том, что так называемый «клан Рашиды Исхаковой» (многочисленное ее семейство, находившееся на руководящих постах в течении последних двадцати лет) после ухода в отставку ее сына начал стремиться по возможности сохранить свою духовную власть в Татарстане, идя на это любыми способами. Попытка создания альтернативного муфтията в Альметьевске Наилем Сахибзяновым, женатым на сестре Гусмана Исхакова, сразу после победы на альтернативных выборах муфтия Ильдуса Фаизова в апреле 2011 года, закончилась полным провалом. Имамы Альметьевского района не поддались на эту провокацию, и отказались поддерживать раскол в среде мусульман. Уйдя вслед за своим шурином в отставку, Сахибзянов явно не оставил попытки вернуться к власти. Понимая, что лично ему вряд ли удастся стать обратно мухтасибом (будет странно выглядеть картина: сам ушел с поста, а потом опять вернулся), Наиль решил пролоббировать Тахира Зарипова, имама мечети пос.Урсала (пригорода Альметьевска) на пост лидера мусульман района. Для этого, скорее всего, и был организован рейдерский захват, целью которого является, с одной стороны, смотр сил и возможностей, а с другой стороны, желание дать понять Казанскому Кремлю, что если не хотите повторения штурма, то начните сепаратные переговоры с нами. Похоже, что такие переговоры уже начались.
Есть информация, что за событиями в Альметьевске стоит фонд «Рухият», финансируемый Татнефтью. Дружба с нефтяными магнатами Аравийского полуострова крайне важна местной бизнес-элите. Видно, со стороны ваххабитов есть обещания по поводу перспектив сотрудничества Татарстана с королевскими династиями стран Аравийского полуострова, которые хорошо бы подкрепить и идеологической близостью: как никак, но государственной идеологией стран этого региона является ваххабизм. Явно, что аравийским ваххабитам будет «приятнее» финансировать своих единомышленников в центре России.
Однако ситуация печально выглядит не только в Закамье, а буквально недалеко от Казани. 23 декабря 2011 года во время проповеди на пятничном намазе в Соборной мечети Высокой Горы (районный центр в 19 км от Казани) ее прихожане могли наблюдать картину, когда направленный муфтием Татарстана имам Тимергали-хазрат Юлдашев подвергся оскорблениям и агрессивным выпадам в свой адрес со стороны Айрата Шакирова, предпочитающего называть себя «шейхом Умаром». Прихожане уже сообщили, что последний стал откровенно грубо хамить Юлдашеву, специально приехавшего прочесть мусульманскую проповедь в соответствии с ханафитским мазхабом, что похоже и вызвало у «шейха Умара» и его «джамаата» (порядка десяти-двенадцати крепких парней спортивного телосложения) лютую неприязнь. Последний заявил, что «муфтият ему не указ» и дал понять, что не подчиняется Духовному управлению мусульман республики, при этом громогласно заявлял, что Аллах накажет Юлдашева, т.е. используя религиозную риторику, стал прикрываться именем Бога, давая понять, что Аллах на стороне «шейха Умара» и его «джамаата». Все это происходило в присутствии пришедших на молитву и самого главы Высокогорского района Татарстана Рустама Калимуллина, явно испытывающий симпатию к «шейху Умару», который не является официально имамом мечети, но при этом в компании своего «джамаата» фактически заправляет всеми делами в мечети.
В среде чиновников уже упорно ходят слухи, что Калимуллина планируют поставить мэром Казани. Дело в том, что нынешний глава столицы Татарстана Ильсур Метшин был фактически назначен Минтимером Шаймиевым, а новый президент республики Рустам Минниханов уже начал потихонечку «вычищать» кадры Бабая (в пер. с татарского «дедушка»; так называют Шаймиева в Татарстане) с руководящих постов, заменяя своими людьми. Непрофессионализм нынешнего градоначальника уже давно испытывают на себя горожане: «московские» по размерам пробки в Казани, нечищеные от снега улицы зимой, затопляемые от дождей целые кварталы летом, культурный геноцид в отношении исторической части города – неполный список того, что вызывает неприязнь у всех. Все это вкупе с тем, что Метшин – человек Шаймиева, дает основания новому хозяину Казанского Кремля поменять его на своего человека. Вот почему Калимулина из Мамадыша (городок в 155 км от столицы Татарстана) переводит в Высокую Гору, поближе к Казани. Сейчас в Высокогорский район активно вкладывают, соответственно, Калимуллин будет стараться показать себя как крупного хозяйственника. Периодически ведущиеся разговоры об объединении Высокогорского и Зеленодольского районов с Казанью похоже, что скоро материализуются в реальности. Даже окружение Ильсура Метшина приуныло: ведь если уберут их босса, то Калимуллин уберет их, приведя свою команду. Но что тогда получит мусульманская умма Казани после такой рокировки? «Шейха Умара» на минбаре казанской мечети «Кул Шариф», где он будет проповедовать по книге «Личность мусульманина» Мухаммада Али Аль-Хашими, признанную российским судом экстремистской (до этого он неоднократно этим занимался в казанских мечетях, за что ему регулярно выносились прокурорские предостережения)?
Не удивимся мы и тому, что если призы за первые места на соревнованиях Универсиады новый мэр Казани будет вручать студентам из Саудовской Аравии.
В Нижнекамске до недавнего времени в местном медресе «Рисаля» преподавателями работали с весьма оригинальной биографией. Так, один из мударисов (учителей) проходил подготовку в военно-полевом лагере «Кавказ» Хаттаба и Шамиля Басаева в 1990-е годы, сам выпускник ваххабитских медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах и «Аль-Фуркан» в Бугуруслане (Оренбургская область), ныне закрытых после того, когда шакирды этих учебных заведений были в числе боевиков, воевавших против России во время второй чеченской войны (1999-2001) и участвовавших в захвате школы в Беслане в 2004 году.
И почему же эти люди так долго работали в качестве преподавателей в медресе? Кто допускал до преподавания молодежи людей с такой биографией? Причем преподавали они один из главных религиозных предметов – акыду (вероубеждение), которая формирует мировоззрение будущих имамов. А на работу таких преподавателей принимал Рамиль Юнусов, ныне имам казанской мечети «Кул Шариф», вплоть до середины 2011 года продолжавший числится в качестве директора медресе «Рисаля», при этом проживая и работая в Казани. Почему городские власти Нижнекамска так спокойно реагировали на то, что преподают в их религиозном учебном заведении дисциплины не в соответствии с традиционным для татар ханафитским мазхабом? Только после назначения нового директора медресе Рафика Исламгалиева образовательные стандарты стали соответствовать принятым у татар нормам. Однако бывшие преподаватели этого медресе неоднократно подстрекали и шакирдов, и прихожан единственной мечети города к физической расправе Рафика-хазрата. Часть из этих преподавателей организовали вечернее медресе при покровительстве мухтасиба Нижнекамска Юсуфа Давлетшина. Нетрудно догадаться, что преподавание там, вряд ли, соответствует ханафитскому мазхабу. Чего уж говорить, если ряд из сотрудников отдела по работе с молодежью этого мухтасибата переписывались и общались по телефону с самим Саидом Бурятским, известным боевиком, ликвидированным в 2009 году силовиками. Его они предпочитали называть уважительно «братом Саидом».
Все это ставит вопрос о том, что ваххабитский холдинг Татарстана, объединяющий фундаменталистов, криминал, бизнесменов и бюрократию, сегодня пытается взять реванш. Тот факт, что районный чиновник или мэр города допускает безнаказанно мешать работе имама-ханафита, дозволяет преподавать на своей территории тем, кто дружит с кавказскими боевиками, допускает рейдерские захваты мечетей, означает только то, что данный чиновник выступает в роли «крыши» для местных салафитов, и мы видим яркий пример сращивания радикал-исламизма и бюрократии при откровенном саботаже муниципальными руководителями публично объявленного Рустемом Миннихановым курса на поддержку со стороны государства традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.
13 декабря 2011 года в Казани прошла научная конференция «Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана», где выступавшие на ней эксперты предлагали ввести личную ответственность глав районов и мэров городов за наличие в подконтрольных им муниципальных субъектах ваххабитских джамаатов. Ведь если ситуацию не начать менять, то следующим шагом, по которому пойдут ваххабиты, будет убийства имамов-ханафитов. Ибо уже неоднократно приходилось замечать, что там, где появляется салафизм, рано или поздно, но обязательно, начинается литься кровь.
Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований
газета "Звезда Поволжья", 29.12.2011

назад