"Возрождение традиционного ислама — лучшая альтернатива религиозному экстремизму"
Р Е З О Л Ю Ц И Я
научно-практического семинара
(14 июля 2011 г., г.Москва, Россия)

В настоящее время как в научном сообществе, так и среди политической элиты постсоветских государств нет однозначной трактовки понятия «традиционный ислам», как в широком смысле, так и применительно к странам СНГ. Данным обстоятельством умело манипулируют определенные деструктивные силы с целью «легитимизировать», используя неосведомленность широких слоев общественности, распространение на территории постсоветского пространства зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов, что приводит к росту конфликтности в обществе и экстремизму.

Примером могут служить события 90-х годов прошлого века и в начале нынешнего на российском Северном Кавказе. В настоящее время очаги нестабильности расширили свой ареал и уже включают в себя Поволжье, Урал и Среднюю Азию. При этом, как показал опыт, одних силовых мер борьбы с ними оказывается недостаточно. Необходимы системные широкамасштабные усилия всего постсоветского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, а именно в том легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф (суфизм).

Единый комплекс исламских богословских наук состоит из трех категорий, а именно:

- ильм-уль-калям или акида, наука, занимающаяся объяснением деталей вероучения, в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне,

- ильм-уль-фикх или шариат, наука, занимающаяся объяснением деталей внешних деяний (амаль заахира) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;

- ильм-уль-ихсан, ильм-уль-ахлак, ильми-тасаввуф или суфизм, наука, занимающаяся объяснением деталей деяний невидимых, сокрытых (амали-баатина) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;

И в соответствии с этой классификацией, тасаввуф – это наука о познании сокровенного, это методы и практика очищения души и духовного самосовершенствования индивида, и это комплекс практических рекомендаций по совершенствованию этики (адаб) своих последователей. Можно сказать, что это практика, использующая индивидуальный подход и при этом социально ориентированная, направленная на духовное совершенствование людей, на воспитание гармоничной личности и улучшение нравственного климата в обществе в целом, на устранение причин появления радикализма и эстремизма в поведении людей. В Коране (26:89) обращается внимание на особое положение в Судный День тех, кто предстанет перед Всевышним «с непорочным сердцем». Тасаввуф – это обширный раздел мусульманских знаний именно о том, как достичь такого состояния и затем сохранить его, чтобы в Судный День предстать перед Всевышним с непорчным сердцем. Изъятие тасаввуфа из числа легитимных богословских дисциплин – а это именно то, чем занимались в обозримом прошлом вышеупомянутые деструктивные силы и чуждые нашим традициям зарубежные исламские течения - подобно отделению души от тела и превращает Ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил. В мусульманских регионах постсоветского пространства тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях.

Успешные примеры использования традиционного ислама в борьбе с экстремизмом на территории СНГ имеются, в т.ч. на российском Северном Кавказе, а именно в Чеченской Республике, где задействование руководством этого субъекта, Российской Федерации в лице Рамзана Кадырова мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона ислама суфийского направления позволило, несмотря на некоторые издержки, фактически свести на нет мусульманский радикализм и вытеснить чуждые экстремистские течения с территории республики.

В этой связи для постсоветских стран на современном этапе в контексте создания действенной альтернативы экстремизму весьма актуален вопрос выбора, «селекции» тех суфийских течений (тарикатов), которые бы гармонично вписались в постсоветский социум того или иного региона. Это очень важно поскольку существует немалое количество псевдосуфийских течений, которые никоим образом не могут способствовать гармонии в любом обществе.

Следует признать, что и внутри суфийского ислама существуют «тарикаты», которые не в ладу с шариатом, и инфильтрация их в постсоветское общество также не может способствовать гармонии. Разборчиво следует подходить и к тем суфийским течениям, которые излишне политизированы, хотя и соответствуют нормам шариата.

То есть необходим взвешенный комплексный подход, в реализации которого эффективно могли бы участвовать прежде всего духовные управления в тесном взаимодействии и контакте как с экспертным сообществом, так и правоохранительными органами.

На сегодняший день Институт стран СНГ провел исследовательскую работу, изучив одно из направлений (турук) суфийского такриката «Накшбандийя-Муджадидийя», возглавляемого Шейхом Мауланой Зульфикаром Ахмадом из Пакистана. Накопленные данные по самому широкому спектру деятельности данной структуры уже в настоящее время позволяют приступить к использованию его позитивного потенциала в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму. Этому способствует такая отличительная черта этого тариката как «жесткое» следование исламским канонам в соответствии с известной во всем мире деобандийской исламской школой (по названию всемирно известного университета Дар-уль-улум Деобанд в Индии). В связи с этим даже так называемые салафиты (ваххабиты) не могут предъявить последователям деобандийской школы «обоснованных» претензий по большинству считающхся дискуссионными вопросов исламского вероучения. Это создает объективные предпосылки для возможной «положительной» идеологической трансформации потенциальных экстремистов и перехода их в «лоно» традиционного ислама. Многочисленные практические примеры такого рода трансформаций имели и имеют место как в России, так и за рубежом.

Прошедший научно-практический семинар явился первым шагом, преследующим цель — проанализировать и обсудить возможность использования позитивного потенциала «традиционного ислама» в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму на примере конкретной практики одного из направлений (турук) суфийского такриката «Накшбандийя-Муджадидийя», на протяжении столетий широко распространенного на постсоветском пространстве вплоть до 30-х годов прошлого века.

Заслушав и обсудив выступления заместителя директора Института стран СНГ Сафаргалеева И.Ф. (http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13209), Шейха Равиля Таджуддина Накшбанди, имама столичной арабской диаспоры Шейха Саида Машхади участники семинара, среди которых: член Совета улемов Всероссийского муфтията (РАИС) Шейх Султан-хазрат Махмудов, представитель в странах Средней Азии и Кавказа Ассоциации приграничного сотрудничества Чернов М.И., имам московской мечети в Отрадном Шейх Махмуд-хазрат Велитов, директор регионального филиала Института стран СНГ в г.Бишкеке Салиев А.А., эксперты отдела Украины Института стран СНГ Гойденко В.Г. и Солонецкий В.В., эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ Хагба Э.З., Шейх Маулана Абдулла из Таджикистана, представители татарской, чеченской, ногайской, киргизской, таджикской и узбекской диаспор, пришли к следующим выводам:

- в целом, тасаввуф (суфизм), являясь традиционной и полноценной мусульманской богословской наукой, обладает значительным позитивным потенциалом в плане «идеологического» противодействия религиозному экстремизму;

- необходимы дополнительные исследовательские усилия экспертного сообщества с целью научной проработки самого понятия «традиционный ислам», а также изучения практики конкретных суфийских школ в их борьбе с человеческими страстями и пороками, в числе которых и склонность к экстремизму. В рамках этих усилий, более развернуто ознакомить общественность постсоветских государств с опытом и деятельностью Шейха Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбади-Муджаддеди и методом духовного сомоочищения, который он практикует;

- целесообразно в ближайше время провести научно-практическую конференцию по тематике настоящего семинара с привлечением более широкого круга экспертов, официальных и неофициальных мусульманских лидеров из ближнего и дальнего зарубежья.

Участники научно-практического семинара призвали:

- органы государственной власти государств-участников СНГ в целях организации эффективного противодействия религиозному экстремизму обратить самое пристальное внимание на вопросы, связанные с возрождением традиционного ислама;

- Исполком СНГ, секретариаты ШОС и ОДКБ, Антитеррористический Центр СНГ, советы безопасности стран СНГ, Национальный антитеррористический комитет (НАК) на основе всестороннего анализа и рекомендаций экспертов нацелиться на выработку действенных мер по поддержке традиционного ислама в «мусульманских анклавах» постсоветского пространства;

- мусульманское сообщество в лице руководства духовных управлений, научные и экспертные круги в координации с аналитическими структурами силовых ведомств стран СНГ провести комплексные исследования, на основе которых выработать рекомендации для органов государственной власти конкретных постсоветских государств с целью принятия действенных мер по возрождению традиционного ислама как лучшей альтернативы религиозному экстремизму.

 

назад