РЕЗОЛЮЦИЯ
I Республиканского совещания преподавателей медресе

Г.Казань, 22 марта 2012 года
Преподаватели медресе Республики Татарстан, заслушав и обсудив доклады выступающих, пришли к выводу, что религиозное профессиональное мусульманское образование в Республике Татарстан, переживавшее в 1990-е годы 20 века период количественного роста, в первое десятилетие 21 века не претерпело значительного развития и изменений. Сфера мусульманского профессионального образования является частью сферы российского профессионального образования, в частности деятельность религиозных образовательных учреждений регулируется законами РФ об образовании и подлежит лицензированию со стороны государственных органов в части осуществления подготовки специалистов. Тем не менее в силу целого ряда объективных факторов религиозное мусульманское образование РТ по целому ряду показателей отстает от светского образования. Низкое качество религиозного образования негативно сказывается на его привлекательности среди абитуриентов-мусульман по сравнению как со светскими вузами и ссузами, так и с зарубежными образовательными учреждениями. Недостаточное качество образования ведет к тому, что снижается интеллектуальный и профессиональный уровень духовной мусульманской элиты. В настоящее время стоит задача модернизации мусульманского профессионального образования.
При этом важно исходить из того, что религиозное образование является частью российского образовательного пространства, должно внедрять современные образовательные технологии, а медресе – это образовательное учреждение, деятельность которого регулируется законами РФ об образовании. Ключевую роль в модернизации системы СПРО и контроле содержания и качества религиозного образования должно играть ДУМ РТ в то время, как государство осуществляет контроль через инструмент лицензирования.
Важно стремиться к единообразию качества обучения во всех медресе РТ, хотя это и представляется трудновыполнимой задачей. Качество образования в медресе в глубинке и казанском медресе должно быть сопоставимым. Другими словами необходимо прийти к ситуации, при которой мусульманин, поступая в медресе, подведомственное ДУМ РТ, гарантированно получал минимум необходимых знаний и умений для работы имам-хатыйба. Нужно организовать и провести итоговую аттестацию выпускников медресе для того, чтобы определить, насколько их знания в области исламской теологии, в частности, акыйды, соответствуют требованиям ДУМ РТ.
Преподаватель медресе должен стать влиятельной частью национальной интеллигенции, с высоким уровнем подготовки в области богословия. Необходимо проводить регулярное самосовершенствование и повышение квалификации преподавателей. С этой целью необходимо организовать аттестация преподавателей, ввести ступени подготовки, организовать учебно-методический совет для организации систематической работы по обмену опытом, собирать методические семинары и курсы повышения квалификации с привлечением ведущих специалистов в области мусульманского богословия, арабского языка, исламоведения.
Старт модернизации СПРО должен дать комплексный анализ текущего состояния мусульманского профессионального образования в РТ.
Необходимо обратиться к светским образовательным учреждениям за содействием в разработке учебно-методической документации медресе, разработке нормативной документации, анализе используемой учебно-методической литературы.
Крайне важно, чтобы базовая подготовка специалистов велась с опорой на лучшие произведения отечественных богословов. Необходимо прийти к ситуации, когда по всем дисциплинам учебного плана определена рекомендуемая учебно-методическая литература, а библиотеки медресе обеспечены данной литературой в необходимом количестве.
Необходимо с привлечением ведущих специалистов в области мусульманского богословия разработать стандарт для профессионального мусульманского религиозного образования, опираясь на который медресе могли бы строить свое обучение
Представители медресе осознают, что система мусульманского религиозного образования нуждается в обновлении, улучшении качества подготовки с опорой на национальные традиции богословия. Внедрение инноваций должно привести к следующим результатам:
- разработка, апробация в ведущих медресе и внедрение образовательного стандарта религиозного мусульманского образования, определяющего структуру и содержание подготовки имам-хатыйба на основе принятых в российском образовании традиций и практик с опорой на татарское богословское наследие;
- разработка, экспертиза, апробация в ведущих медресе и обеспечение всех медресе необходимой учебно-методической литературой по основным дисциплинам образовательного стандарта религиозного мусульманского образования с опорой на труды классических арабских и отечественных мусульманских богословов;
- внедрение процедуры конфессиональной аккредитации по показателям, отвечающим стратегическим направлениям развития сферы мусульманского религиозного образования в РТ;
- создание постоянно действующих методических структур (учебно-методических советов, комиссий) с участием преподавателей медресе, проведение на их базе регулярных круглых столов, методических семинаров, курсов повышения квалификации для обеспечения постоянного профессионального развития преподавателей медресе, проведение аттестации преподавателей.
- разработка единых для всех медресе требований к итоговой аттестации выпускников медресе, организация итоговой аттестации выпускников медресе по требованиям к квалификации имам-хатыйба, установленным ДУМ РТ с участием представителей ДУМ РТ, светских вузов (по светским предметам), представителей мусульманских общественных организаций, мухтасибатов и иных заинтересованных сторон;
Данные инновации позволят системно повышать качество подготовки в медресе, обеспечат равноценность подготовки в медресе, подведомственных ДУМ РТ, позволят осуществлять финансирование медресе в соответствии с их потребностями и показателями развития.

назад