Государственно-конфессиональные отношения как фактор стабильности региона (на примере Татарстана)

Татарстан обладает уникальным опытом межконфессионального диалога и сотрудничества. Здесь на протяжении многих столетий в мире и согласии живут последователи двух ведущих мировых религий и приверженцы множества традиционных национальных верований. История Татарстана, уникальный опыт интеграции различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности народов - наглядное опровержение сомнительной концепции "столкновения цивилизаций". Культурное многообразие и, одновременно, единство Татарстана убедительно доказывает обратное - возможность эффективного межкультурного взаимодействия.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечается, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность" и что "общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров".
Одна из тенденций нашей эпохи - угроза обострения межнациональных и межрелигиозных противоречий, с которой столкнулись многие страны. Сохранение и укрепление межнационального мира и согласия в нашей поликонфессиональной республике - серьёзная задача, которая требует согласованных усилий всех ветвей государственной власти и формирующегося гражданского общества.
"На фоне непростых отношений между христианами, иудеями и мусульманами, сложившихся в ряде стран, повысился интерес к межконфессиональньм отношениям в Республике Татарстан, имеющим прочную, базирующуюся на длительном совместном проживании, доверительную основу" - подчёркнуто в ежегодном Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету.
В последние годы отмечается незначительный рост количества религиозных организаций, в основном, представленных объединениями ведущих конфессий - Ислама и Православия.
На 1 января 2010 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1440 религиозных организации (1413 на 01.01.2009 г.). в том числе: мусульманских - 1087; православных - 262; иудейских - 3; российская православная автономная церковь- 1; истинно-православных церквей - 4; старообрядческих - 2; римско-католических - 2; евангельских христиан - 29; евангельских христиан баптистов - 5; христиан веры евангельской - пятидесятники - 16; адвентистов седьмого дня -11; лютеране - 5; новоапостольская церковь - 1; свидетелей Иеговы - 5; церковь последнего завета (виссарионовцы) - 1; Сознание Кришны- 2; Веры Бахаи - 1; буддизм - 1; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 1; ахмадийя - 1.
По числу зарегистрированных религиозных общин Татарстан относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. Однако в 2009 году явного увеличения количества религиозных организаций, как в предыдущие годы, не замечалось.
На территории РТ действуют 2 централизованные религиозные организации: Казанская епархия РПЦ и Духовное управление мусульман РТ. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 11 мусульманских религиозно образовательных учреждений, в том числе Российский исламский университет.
Важным событием духовной жизни республики в 2010 году стал IV съезд мусульман Татарстана. Его решения обозначили ближайшие перспективы развития мусульманской общины республики. С 15 по 18 сентября в Казани состоялся форум татарских религиозных деятелей "Национальная самобытность и религия". Целью мероприятия являлась пропаганда традиционных мусульманских ценностей в симбиозе сохранения духовно-нравственных и культурных традиций татарского народа, укрепление единства татарской нации. В Форуме приняли участие 716 татарских религиозных деятелей из 46 регионов Российской Федерации. Постоянно оказывается содействие развитию профессионального религиозного образование.
Из вышесказанного следует, что позиция государства в поле межконфессиональных отношений остаётся активной.
Проблема укрепления стратегической стабильности России в настоящее время более чем актуальна. Её качественное решение, несомненно, приведёт к ослаблению напряжения в обществе, исключив к тому же конъюнктурное целеполагание в самих процессах разработки программ устойчивого развития страны на современном этапе и в обозримом будущем.
Межконфессиональные отношения в Татарстане являются объектом пристального внимания российского и мирового сообщества которое позитивно оценивает их стабильное состояние. В современных условиях духовная сфера требует от республиканских и муниципальных органов власти, общественных институтов, среди которых важными являются религиозные, концентрации усилий, постоянной, кропотливой и слаженной работы по поддержанию мира и согласия.
Для сохранения активной позиции государства требуется упреждающий подход к социальным конфликтам, их научная прогностика, предусматривающая в числе прочего разработку системы стратегических измерений, показывающих уровень и остроту социальной напряженности, выявляющих её порог, за которым социальный взрыв становится вероятным, а то и неизбежным. Совершенствование механизма предотвращения конфликтов предполагает рост политической и правовой культуры населения, изменение мировоззрения людей и традиций политического процесса в обществе, долгое время находившихся во власти силовых и несиловых моделей социального устройства".
В сложном процессе управления внутри и внешне политическими аспектами российского общества необходимо обрести возможность эффективно влиять на конфликтообразующие ситуации и активно использовать творческий потенциал самых различных организаций, включая прежде всего традиционные религиозные, а Ислам в особенности, учитывая такие группы социальных действий, как:
"поле сил", то есть имеющиеся социальные группы и слои населения, их реальный потенциал и, как следствие, их возможности оказывать влияние (или) давление на принятие решения;
"ожидаемые результаты" - это выделение предпочтительных (с точки зрения структуры, в пользу которой проводится анализ) социальных групп, учёт их интересов и целей, что служит основой для формирования приоритетных интересов населения региона в целом;
"правила поведения" - нормативно-правовые акты, законы, решения, постановления, этические нормы и т. п., в рамках которых развивается общество.
Исходя из этого, во всех современных системно-ресурсных расчетах глобальной и региональной стабильности Ислам является по-настоящему стратегическим определением.
Ислам представляет собой целостное мировоззрение, комплект норм повеления, систему общественного устройства и государственного управления. Его системообразующие качества сильнейшим образом начинают влиять на обеспечение необходимых позитивных действий гражданского общества не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Главной задачей остается сохранение той мультикультурной. толерантной среды, в которой живет республика уже многие годы. Развитие межконфессионального диалога, эффективных государственно-конфессиональных отношений сохраняет актуальность и по сей день.
Следует подчеркнуть, что в современной России особое значение имеет усовершенствование механизмов управления этноконфессиональным многообразием, прежде всего на уровне регионов.
В этой связи стоит отметить, что мусульманское единство, в целом, является мощнейшим интегративным стабилизационным средством, так как именно Ислам стремится к укреплению мира в соответствии с традиционными убеждениями и призывает людей к достижению согласия, утверждая братство, справедливость, милость и уважение прав, отвергая фанатизм, соблюдая верность обязательствам и договорам, запрещая вероломство и агрессию в любых формах.
Ренат Валиуллин, Начальник Управления по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан.

назад