Неполезная исламизация

После деформации татарской национальной культуры в период советской власти
Ислам является одним из главных механизмов в процессе национального
возрождения. Для татар именно исламский образ жизни всегда являлся и наиболее
объемлющим выражением этнического пространства и нациоональным символом. Весь
комплекс исламского самосознания, бытования Ислама у татар до революции
сложился в своего рода этнонациональный вероисповедальный комплекс.
Неудивительно поэтому, что религиозная духовность понималась как самый
действенный механизм национального возрождения, этнической интеграции. К
счастью, у татар есть регионы, где счастливым образом найден и реализован
рецепт такого позиционирования Ислама в национальной жизни татар. Это,
например, Чувашия, где гармонично сопрягаются как исламские, так и этнические
ресурсы в татаро-национальном становлении. К сожалению, в некоторых других
местах Ислам представляется лишь как общемировая данность, вычищенная от
всякого этнического компонента, что противопоставляет его татарскому
национальному возрождению, даже лишает национально ориентированную
деятельность ценностного смысла, что в конечном счёте может привести к
конфликту "мусульманского" и "татарского" трендов в
национальном становлении.
Опыт Чувашии, её татарских деревень, показывает, что религиозное возрождение
может стать существенным эффективным фактором в реэтнизации татар.
Необходимо уже понять и осознать, что религиозное возрождение или исламизация
неоднородна, есть разные её варианты. По сути только один из них играет роль
этноинтегрирующего фактора.
Априорно позитивное общее отношение к исламизации, отождествление её с
этнонациональной культурой является неверным, т.к. "салафит"ствующая
исламизация крайне негативно настроена к этнической культуре татар и нацелена
на её уничтожение. Напомним их лозунг: "Исламда миллэт юк!"("В
Исламе нет национальностей!") - являющийся по сути в их понимании
смертным приговором для этнического выживания татар. Очевидно, что только
ханафитская мусульманская традиция является для татар уникальным целостным
механизмом национального возрождения и может стать существенной частью
татарской национальной идеи.
Формируемая татарская этносфера не может никак обойтись без мусульманского
компонента, поэтому нельзя ошибиться в предлагаемых ныне татарам двух
вариантах исламизации. Одна - "салафит"ская модель, она маскируется
под название "мы просто мусульмане". Такая мимикрия делается
сознательно, чтобы скрыть её ваххабитское содержание. Ведь, к сожалению, ныне
мы лишены удовольствия быть "просто мусульманами", т.к. есть шииты,
ваххабиты, ахмадиты и др., поэтому приходится уточнять свою принадлежность к
одному из мусульманских течений. И это верно для всех мировых религий: нет
"просто христиан", есть православные христиане, христиане-католики,
христиане-протестанты и т.д. Поэтому нужно быть бдительными, если перед вами
появятся проповедники, громко кричащие, что они "просто мусульмане",
значит, они или шииты, или ваххабиты. Они из-за ненависти к ханафитскому
мазхабу лицемерно пытаются скрыть свою истинную принадлежность к безмазхабному
известному течению.
Второй вариант исламизации - это традиционная для татар ханафитская модель -
комплиментарная к этнической татарской культуре, гарантирующая в будущем
воспроизводство татарского языка, относящаяся к татарской этносфере как к
безусловной ценности.
Остаётся надеяться, что у татарской интеллигенции и духовенства хватит ума и
мудрости не ошибиться в этом простом выборе без выбора: не допустить
антиэтническую татарофобную исламизацию, чреватую суицидальными взрывами.
Валиулла Якупов, к.и.н., "Звезда Поволжья", 34.

назад