Национальное возрождение татарского народа: опыт философской рефлексии

Вопрос национального возрождения во все времена имел непреходящее значение для судеб народов. На всём протяжении человеческой истории одни народы попадали в зависимость от других, с утратой территориально-общинной целостности, они лишались всех имевшихся свобод и в экономической, культурно-идеологической, религиозной областях. Многие народы теряли свободу безвозвратно и навсегда уходили с исторической сцены, другие же - в той или иной мере восстанавливали свою идентичность.
В данной статье хотелось бы обратиться к проблеме возрождения татарского народа. Но следует особо подчеркнуть, что татарский народ всегда был частью уммы, и потому проблему его возрождения можно рассматривать, как составную часть проблемы возрождения всего мусульманского мира. То есть, говоря о татарах, мы имеем в виду и другие мусульманские народы, которые также сегодня переживают непростой период.
Проблема потери государственности и угроза полного исчезновения в определённый момент стала актуальной и для татарского народа. С 1552 г. и по сегодняшний день она в той или иной степени волновала умы многих татар и толкала лучшую его часть на поиск её решения. За эти 450 лет татары прошли сложный путь от полной потери всех свобод до обретения определённой автономии в политико-экономической, культурной, религиозной сферах.
С распадом СССР начался новый период в истории татарского народа. Его без сомнения можно назвать временем получения наибольших свобод, временем наибольших возможностей для возрождения национальной идентичности татар, серьёзно размытой за годы нахождения сначала в составе Российской империи, затем в составе Советского Союза. Сегодня проблема воссоздания идентичности включает в себя многие задачи, разные авторы предлагают свои варианты решения. Для создания же концепции нацстроительства нужны грамотные специалисты, которые могли бы правильно наметить векторы развития. Но они не могут появиться сами по себе - для их появления необходимо создать условия.
В первую очередь, татары сами должны заново выработать в себе те черты, которые всегда были присущи мусульманам в общем, и татарам в частности. Это воля, целеустремлённость, инициативность. Но как этого добиться, если наш народ сегодня слишком сильно ориентирован на достижение материальных благ?
Материальное определяет развитие не только татарского народа, но и всего человечества. Технократизм уничтожает внутренний мир человека. Увлечённость сугубо мирским является главной духовной проблемой абсолютно большей части людей на земле. Она, на наш взгляд, и является основной, когда речь идёт о возрождении народа. Нужно понимать, что сегодня, говоря о возрождении целой нации, надо вести речь о возрождении или духовном пробуждении личностей, из которых и состоит эта нация.
Вот в этом видится главная проблема нашего народа. Она относится не к общему национальному порядку, а к индивидуальному, личностному. Проблема - это сам человек. Единственно верным представляется путь именно духовного возрождения татарина-мусульманина. А уже затем можно начинать думать о материальной стороне вопроса. Сегодняшние интеллектуалы же в большинстве своём обращают внимание лишь на материальный и культурный прогресс. Рассуждая о современном месте татарского этноса в глобализирующемся мире, они утверждают необходимость интеграции в него при сохранении национальных особенностей. Это обосновывается ими в духе старых представлений о необходимости следования тенденциям мирового (читай - западного) развития. Но возможно ли сегодня, интегрируясь в эту цивилизацию, сохранить идентичность? На наш взгляд, этот вопрос является сложным - и для осмысления, и для практической реализации. Постараемся на него ответить.
Как известно, процесс модернизации и реформации в исламском мире начался в XIX веке под влиянием Запада. Отправной точкой можно считать египетский поход Наполеона, с которым на Восток пришло не только войско, но и учёные, в частности, ориенталисты. Эдвард Саид в книге "Ориенталистика" неслучайно пишет, что западная ориенталистика являет собой инструмент проведения политики колониализма. Таким образом, западный мир ещё более двух веков назад через развитие своей ориенталистики начал, и небезуспешно, подогревать идею ущербности, отсталости мусульманских народов в политической, экономической, научной, культурной и вообще во всех сферах. Эта фиктивная, абсолютно безнравственная и политически ангажированная идея утверждала "вторичное" положение мусульманских государств, "туземцев", по отношению к "первичному" западному обществу. Базисом этой идеи было и остаётся то, что "Золотой век" человечества западный мир видит в будущем, то есть в западном обществе складывается идея прогресса, тогда как исламский мир чётко осознаёт, что человеческая история со времени изгнания Адама (мир ему) из Рая движется ко Дню Воскресения, при этом постоянно деградируя.
Таким образом, мы можем сделать два вывода. Во-первых, модернизация - это явление, навязанное Западом исламскому миру искусственно и насильно. Процесс, который в корне противоречит тому пути, по которому развивался исламский мир до этого, то есть по Корану и Сунне. Во-вторых, Запад, будучи увлечённым идеей тотального прогресса, перенёс эту идею в исламскую среду.
Известно, что современная западная наука строится исключительно на материалистическом представлении о мире и признании основным инструментом только человеческий разум. Это делает её диаметрально противоположной исламской науке, в основе которой - Божественное Откровение.
Под влиянием чуждой для мусульман западной науки в исламском мире в XIX веке возникло модернистское течение. Его сторонники выступили за "реформацию, возрождение исламского мира", взяв за основу западную Реформацию. Обратимся к турецкому исследователю Али Риза Байзану. "Модернизм не просто проник в наше сознание, вся наша среда в значительной мере сформировалась под влиянием модернизма. С тех пор, как мусульмане столкнулись с модернизмом, особенно, как мы видим это на примерах Джамаля ад-Дина аль-Афгани и Мухаммада Абдо в Египте и Саида Ахмад Хана в Индии, под предлогом пересмотра исторически сложившейся в Исламе традиции, предметом дискуссии стала сунна Милости мирам Святого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Главной осью проектов Афгани, Абдо и Ахмад Хана стал вопрос: "Как мы можем придти к синтезу между Исламом и современной цивилизацией?" Если быть точнее, Афгани, Абдо и Ахмад Хан принимают модернизм как данность без всяких возражений, раздумывая над тем, каким образом можно интерпретировать Ислам в соответствии с модернизмом...
Здесь напрашивается единственный вывод: модернизм не может быть адекватным ответом на вызовы современности и уж тем более не может служить системой для возрождения исламского мира.
Соответственно, попытки татарских мусульманских богословов реформировать татарское общество XIX века в духе идей модернизма априори не могли достичь результата. Тот подъём в татарском обществе, о котором многие говорят, был, на наш взгляд, лишь временной вспышкой, а никак не реальным возрождением татарского народа.
Ключевым моментом здесь является исторический анализ факта потери татарами своей государственности. Почему это произошло? Ведь Казанское ханство для своего времени было довольно сильным государством. Мы считаем, что это произошло из-за отхода (!) татар от традиционных религиозных ценностей, потери духовного стержня и упадка нравственности. Это произошло из-за замены (!) религиозных принципов материальными. Если мы обратимся к истории Золотой Орды, татарских ханств, то в их развитии отчётливо увидим одну характерную особенность. Усиление Золотой Орды было связано с принятием Ислама, в чём основную роль сыграл тарикат Ясавийа. "Роль суфийских орденов в Золотой Орде и позднезолотоордынских татарских ханствах до сих пор остаётся изученной весьма слабо. Между тем, есть основания полагать, что суфийские тарикаты в этих государствах играли ведущую роль", - пишет татарский этнолог Д. Исхаков. Если суммировать вышесказанное, можно сказать, что суфизм является школой воспитания нравственности в Исламе, и эти государства были сильны, когда общество было воспитано великими духовными наставниками. Как только произошёл отход от этой традиции, сначала в золотоордынском, затем и в позднетатарских ханствах произошло нравственное падение, а вслед за тем - эти государства прекратили своё существование как таковое.
Нужно отметить, что авторы, которые сегодня составляют золотой фонд учёной интеллигенции татар, при рассмотрении проектов возрождения татарского народа, делают акцент на политических, экономических, культурно-идеологических проблемах - то есть, на проблемах внешнего порядка. И даже когда рассуждают о религиозном возрождении, это, как правило, рассматривается ими как нечто абстрактное.
Мы в свою очередь считаем, что ключевая идея возрождения татарского народа - как и других мусульманских народов СНГ и зарубежья - заключается в духовно-нравственном, подлинно исламском воспитании личности, которое осуществлялось целыми поколениями праведных и отважных предков, и которое, в свою очередь, обеспечивало стабильность и мощь легендарных исламских государств прошлого.
Ленар Гаязов, аспирант ИИ АНРТ.
опубликовано на islamdag.ru

назад