Мустафа Булут
Факультет богословия
Университет им. Инёню
ИМАМ МАТУРИДИ, ЕГО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Имам Матуриди — это человек, который вырос в среде тюркской культуры. Он толковал нашу священную книгу Коран с помощью знаний и разума, к религиозным проблемам подходил с философской точки зрения и подчеркивал, что Ислам — это универсальная религия, подходящая для любой эпохи1. Но следует отметить, что сведений о жизни этого великого ученого, который с X века является авторитетом для мусульман, предводителем в вероубеждении (акида) для части из них и всячески почитается2, крайне мало.

К причинам такого дефицита информации наряду с тем, что Матуриди не обладал такой политической поддержкой, как ашариты, и его труды не изучались в официальных учебных заведениях, можно отнести и то, что мазхабы малики и шафии усвоили акиду ашари, а Матуриди последовали лишь ханафиты. Другая причина в том, что традиционно медресе в Османской империи ориентировались на медресе Низамия. И как бы на словах не утверждалось, что мусульмане здесь следуют мазхабу матуриди, в медресе Османской империи изучались книги, в значительной степени, ашаритские. А выпускники этих медресе разъезжались по всему миру. Например, годами в османских медресе изучали книгу «Шарх аль-акаид», автор которой Тафтазани, хотя и написал комментарии к акиде матуридита Умара ан-Насифи, является характерным представителем ашаритской акиды. Возможно, к причинам отсутствия достаточных сведений о Матуриди относится такое традиционное понимание3.

Имам Матуриди, которого мы можем определить как одного из высших авторитетов истории нашего вероубеждения4, жившего в эпоху, когда в исламском мире, среди тюркских народов царила политическая и религиозная смута, один из тех редких ученых, которых уважают приверженцы разных подходов в религии и течений5.

Имам Матуриди, мысли которого оказали влияние на мусульманский мир и при его жизни, и после его смерти, старался разрешить религиозные проблемы своей эпохи. Он считал своим долгом постоянные занятия религиозными науками. Всю жизнь противники критиковали его взгляды. С одной стороны, борясь со своими противниками, с другой, исследуя взгляды Имама Азама Абу Ханифы, которого можно назвать его духовным наставником, развивая эти взгляды, он старался привести их в систему6. Его взгляды, как и при жизни, вызывали живейший интерес и после его смерти, оказывая влияние на ученых всего мусульманского мира. По этой причине и сформировалась школа вероубеждения, по его имени названная матуридизмом7.

Хотя и существует целый мазхаб в акиде, названный по его имени, и великое множество ученых высказывают или положительное, или отрицательное мнение по поводу его мыслей, следует отметить, что биография Имама Матуриди и его взгляды нуждаются в прояснении. Можно предположить, что для лучшего ознакомления с этими темами полезно знать учителей и учеников Имама. По этой причине в этой статье с целью внести свой вклад в изучение наследия великого ученого мы приведем краткие сведения о его жизни и рассмотрим его учителей и учеников.

1. Абу Мансур аль-Матуриди

Полное имя Имама Матуриди – Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди8. Он родился в городе или деревне Матурид, что вблизи Самарканда (территория современного Узбекистана). Хотя дата его рождения точно не известна, предполагают, что он родился в середине IX века9, примерно в 248/862 г.10 Матуриди, получивший свое имя от места, где родился, умер в 333/944 г. Похоронен он был на кладбище, где хоронили ученых, в махалле Джакердизе в Самарканде11.

В 2005 году над могилой Имама Матуриди был возведен мавзолей. При рассмотрении его биографии обращает на себя внимание тот факт, что происходил он из тюркского рода12. И даже при исследовании его трудов с точки зрения языка и стиля, можно найти ошибки, создающие впечатление, что вышли они из-под пера автора-неараба. Построение предложений, особенно применение союзов с глаголами, в отдельных случаях ошибочно с точки зрения арабской грамматики, но соответствует грамматике тюркских языков. Это, наряду с тем фактом, что Самарканд и его окрестности является районом, где в большинстве проживают тюрки, подтверждает нам, что Имам Матуриди происходил из тюркского рода13.

Хотя нет достаточных сведений о том, где он проходил обучение, учитывая его достижения на поприще науки, можно утверждать, что Имам Матуриди получил хорошее образование. Его наставник Абу Наср аль-Ийази, удивлявшийся ему еще в детские годы, говорит: «Матуриди в свою эпоху и последующее время был одним из тех редких людей, которые пользуются непререкаемым авторитетом среди ученых и благодаря которым существует правильное понимание религии. Он разъяснял трудные места тафсира Корана, очистил религию от измышлений и в самом лучшем виде выявил запретное и дозволенное в религии»14.

Имам Матуриди, как ученый, вошедший в историю, привел в систему исламское вероубеждение в регионах, где жили тюрки. Он разъяснил Ислам в соответствии с Кораном и сунной. Таким образом, связанная с Исламом культура тюрок родилась из системы Матуриди, великий Имам поставил свою печать на их систему вероубеждения и культуру15.

Хотя утверждается, что многие наставники внесли свой вклад в обучение Имама Матуриди, только относительно пяти из них существует единодушие среди ученых: 1. Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази. 2. Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани аль-Багдади. 3. Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази. 4. Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Раджа аль-Джузджани. 5. Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи16.

2.Наставники Имама Матуриди

1. Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази

Если принимать во внимание заметки Насафи о том, что он был и наставником, и сокурсником Абу Мансура аль-Матуриди, то Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази должен был родиться в первой половине III/IX в. в Самарканде. Утверждается, что он происходил из рода Са’да ибн Убайды. Это подтверждает и родословная, приводимая Насафи17. Аль-Гали, исходя из некоторых источников, утверждает, что Ийази вместе с Матуриди учился у аль-Джузджани18.

В возрасте 20 лет уже начал сам преподавать. В каляме и фикхе он воспитал до 40 учеников, сверстников Матуриди. Ийази выказывал много стараний, чтобы распространить Ислам в тех краях, где он жил. С этой целью он много раз участвовал в сражениях и, как передают, пал шахидом в одном из них19.

Ийази в той местности, где жил, вел полемику с такими фирками, как му’тазилиты и наджариты. Именно он сформировал взгляды Матуриди. Следуя пути Абу Ханифы, он отвергал все нововведенческие фирки. Передают, что перу Ийази принадлежал труд об атрибутах Аллаха «Масаля ас-сыфат». Скончался он в последней четверти III/IX в. У него было два сына – Абу Ахмад и Абу Бакр20.

2. Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани аль-Багдади.

О жизни факиха ханафи, ученого каляма ахль сунны Абу Бакра аль-Джузджани в источниках мало сведений. Но, исходя из его нисбы, можно утверждать, что родился он в Джузджане. Известно, когда в 200/816 г. его наставник Абу Сулейман аль-Джузджани переехал в Багдад, Абу Бакр аль-Джузджани последовал за ним, поэтому он упоминается также под именем Багдади21.

Абу Бакр аль-Джузджани занимался многими науками, но особенно он прославился в области фикха и каляма. Тот факт, что воспитанные им ученики, как правило, занимались калямом, позволяет сделать вывод о его высоком уровне знаний в этой области. Его труды: «Аль-варак ва ат-тамйиз», «Китаб ат-таухид», «Китаб ат-тауба». Дата его смерти точно не известна. Если исходить из того, что его ученик Ийази умер после 260/874 г., предположительной датой его смерти можно назвать вторую половину III/IX в.22

3. Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази (248/862)23

Ар-Рази является учеником прославленного ученика Абу Ханифы Имама Мухаммада. Он также один из учеников аль-Балхи. Он брал уроки у своего отца и передал многие его взгляды. Ар-Рази является одним из тех, кто положил начало школе «ра’йун» («собственное мнение») города Рея, а также одним из самых выдающихся факихов24. Ар-Рази передал риваяты от Суфйана ибн Уйайна, Абу Муавийи, Ваки’а, Ибн Фадиля, аль-Мухариби, Хакама ибн Сильма, Сильма ибн Фадиля и других. От него же риваяты передали Мухаммад ибн Айуб, аль-Хаммами, Абдульбаки ибн Гани и Абу аль-Касим ат-Табарани. Мухаммад ибн Али ибн аль-Хаким ат-Тирмизи, Ахмад ибн Халит ибн Джафар, Хусаин ибн Хамдан, Имам Бухари брали у него уроки и передали его взгляды. Ар-Рази принадлежит труд «Аль-Муддаи ва аль-муддаа аляйх»25. Бухари сказал о ар-Рази: «Я не знаю никого на земле, к кому был бы привязан больше, чем к Мукатилю ибн Мухаммаду»26.

4. Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Раджа аль-Джузджани (285/898)

Ученик Абу Сулеймана аль-Джузджани Раджа аль-Джузджани был кади в Нисапуре. Матуриди брал у него уроки и передал риваяты от него27. Аль-Джузджани является ученым, который занимался вопросами основ фикха (усуль аль-фикх) и частей фикха (фуру’ аль-фикх). Он достиг высокого уровня также и в других науках. Его труды: «Аль-фарк ва ат-тамйиз», «Ат-Тауба»28.

5. Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи (268/881)

Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи был ученым, аскетом (захид), факихом29. Учился он у Сулеймана аль-Джузджани – ученика Шайбани. Кроме того, он обучался фикху у Абу Мути’ аль-Хакама ибн Абдуллаха аль-Балхи и Абу Мукатиля Хафса ибн Муслима ас-Самарканди. От него самого же риваяты передал Абу Гыйас аль-Балхи. Нусайр ибн Яхъя является одним из самых видных представителей ханафитского фикха и каляма30. Он распространил взгляды Абу Ханифы в Балхе, где сам жил31.

3. Ученики Имама Матуриди

Как и о наставниках, обучавших и воспитавших Имама Матуриди, о его учениках сведений мало. Имеющиеся у нас источники называют только несколько имен его учеников32. Это следующие: 1. Абу аль-Касим Исхак ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хаким ас-Самарканди (342/951 или 342/954). 2. Али ибн Саид Абу аль-Хасан ар-Рустугфани (345/956). 3.Абу Мухаммад Абдулькарим ибн Муса ибн Иса аль-Паздави (390/1000). 4. Абу Ахмад аль-Ийази33.

1. Абу аль-Касим Исхак ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хаким ас-Самарканди

Абу Касим Исхак ас-Самарканди, известный также под именем Хаким ас-Самарканди, брал у Матуриди уроки фикха и каляма. Так как он служил вали в суде Самарканда и был известен обилием проповедей и вынесенных указаний (хукм), то получил прозвание мудреца (хаким). Он прославился своими редкими человеческими качествами, слава его гремела на востоке и западе34. Он передал риваяты от Абдуллаха ибн Сахля аз-Захида Амра ибн Асима аль-Марвази. От него самого же риваяты передали многие факихи Самарканда. Абу Касим Исхак ас-Самарканди был связан и с тасаввуфом, посещая занятия Абу Бакра аль-Варрака — одного из шейхов Балха того времени35. Скончался 10 мухаррама 342 г. хиджри36. Похоронен на кладбище Джакирдизе в Самарканде37.

Труды: «Ар-Рад аля асхаб аль-хава» («Китаб ас-савади аль-а’зам аля мазхаб аль Имам аль-Азам»). Эта книга была издана 4 раза. В 1258 г. хиджры она была переведена на турецкий язык Айни Эфенди. Абу Касиму Исхаку ас-Самарканди принадлежит также сборник «Рисаля фи байани анна аль-амаля джузун мин аль-иман»38.

2. Али ибн Саид Абу аль-Хасан ар-Рустугфани (345/956)

Рустугфани родился в селении Рустугфан в окрестностях Самарканда. Он является одним из самых известных ученых Самарканда39. Так как Рустугфани был ученым ханафитского фикха и каляма, о нем много говорится в основных книгах этого мазхаба40. Рустагфани является одним из самых известных учеников Матуриди. Кроме темы иджтихада в вопросах усуля и фуру’, он придерживался того же мнения, что и его учитель41.

Труды: «Иршад аль-мухтадифи усуль ад-дин», «Аз-заваид ва аль-фаваид фи анва аль-улюм байани ас-суна ва аль-джама’а китаб би аль-хиляф», «Аль-Фатава», «Аль-асиля ва аль-Аджвиба»42.

3. Абу Мухаммад Абдулькарим ибн Муса ибн Иса аль-Паздави (390/1000)

Взял свое имя от названия Пазда — крепости в 6 фарсахах от Несефа43. Хотя о нем известно мало, Паздави является дальним предком Мухаммада ибн Хусейна ибн Абдулькарима аль-Паздави и Али Мухаммада аль-Паздави. Паздави брал у Матуриди уроки фикха и каляма44. Особенно он преуспел в фикхе. Он принадлежал к семье, из которой вышли многие ученые. Его дети и потомки в следующих поколениях прославились своими трудами в области религиозных наук и написанными в этой области произведениями45. Кураши сообщает, что Паздави умер в 390 г. хиджры в месяц Рамазан46.

4. Абу Ахмад аль-Ийази.

Ийази, живший в начале IX–X вв., брал уроки каляма, фикха и изучал мазхабы у Матуриди в одном из самых известных центров образования Самарканда того времени в Дар аль-Джузджанийа. Ийази является сыном наставника Матуриди — Абу Насра аль-Ийази47. Хаким ас-Самарканди так писал об Ийази: «За целое столетие в Хорасане и Маварауннахре не появлялось человека, равного Абу Ахмаду аль-Ийази в науках, знании фикха, благовоспитанности, языку, человеческих качествах, целомудрии и богобоязненности»48.

Заключение

Мы представили учителей и учеников Имама Матуриди, ученого, выросшего в тюркской среде, оказавшего немалое влияние на распространение толка ханафи в Исламе. Он был учеником таких прославленных ученых той эпохи, как Абу Наср аль-Ийази и Абу Бакр Ахмад аль-Джузджани. Эти же ученые, в свою очередь, учились у Абу Сулеймана аль-Джузджани — ученика Имама Абу Юсуфа (182/798) и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (189/804). Так как в сильсиле Имама Матуриди присутствуют ученики Имама Мухаммада, сыгравшие основную роль в передаче его взглядов, эта цепь связывает Имама Матуриди с Имамом Азамом Абу Ханифой.

_______________________

1 Sönmez Kutlu, İmam Mâturîdî ve Mâturîdîlik, Ankara, 2003, 9; A. Vehbi Ecer, Büyük Türk Âlimi Mâturîdî, İstanbul 2007, 13.

2 Ecer, 7.

3 Кутлу, 49.

4 Ecer, 31.

5 Кутлу, 9.

6 Ak, Ahmet; Büyük Türk Âlimi Mâturîdî ve Mâturîdîlik, İstanbul 2008, XI.

7 Кутлу, 9.

8 Кутлу, 18.

9 Ахмад ибн Авадуллах ибн Дахиль аль-Люхайби Харби, аль-Матуридиййа (дираса ва таквим), Рийад, 1989, 101; Аджар, 11; Ак, 35.

10 Фатхуллах Хуляйф, Китаб ат-таухид, Вступление, 2; Балькасым ибн Хасан аль-Гали, Абу Мансур аль-Матуриди, хайатуху ва араиху аль-акидиййа, Тунис, 1989, 43-44; Аджар, 31.

11 Абу аль-Му’ин ан-Насафи, ат-Табсира аль-адилля фи усули ад-дин, tah. Huseyn Atay, Ankara, 1993, I, 474; Касым ибн Кутлубога, Таджу ат-тараджим фитабакати аль-ханафиййа, 31; Лякнави, 80; Taşköprüzade, Mevzuatu’l-Ulum, I.596;

Huleyf, 7; Ecer, 12; Bekir Topaloğlu, Kitabu’t-Tevhid Tercümesi, Önsöz, XX.

12 Kutlu, “Bilinmeyen Yönleriyle Türk Din Bilgini İmam Mâturîdî”, Dini Araştırmalar, (Ocak-Nisan 2003), c. 5,

15/17.

13 Şükrü Özen, “Mâturîdî” mad., DİA, 28/146.

14 En- Nesefi, Tabsıretü’l Edille Fî Usulu’d-Din, Thk. Hüseyin ATAY, Ankara 1993, I/359.

15 Ecer, 108; Hanifi Őzcan, “Tűrk Din Anlayışı: Matűridilik”, Imam Maturidi ve Maturidilik (Seçki), Haz. Sőnmez Kutlu, II. Baskı, Ankara, 2006, 285 vd.

16 Taşkőprűzade, Tabakatű’l Fukaha, Neşr. El-Hac Ahmet Neyle, II. Baskı, Musul 1961, 56; Ak, 44.

17 Аль-Гали, 46; Ilyas Űzűm, “Iyazi, Ebu Nasr” mad., DIA, 23/499; Ak, 45.

18 Аль-Гали, 46.

19 Taşkőprűzade, DIA, “Iyazi” mad., Istanbul 2001, C. 23; Harbi, 101.

20 Űzűm, 23/499.

21 Авадуллах, 100; аль-Гали, 46.

22 Taşkőprűzade, DIA, “Iyazi” mad., Istanbul, 2001, C. 8.

23 В некоторых источниках утверждается, что датой его смерти является 242 г. хиджры (Харби, 101); аль-Гали, 45.

24 Ak, 46.

25 Аль-Гали, 45.

26 Taşkőprűzade, 50; Харби, 100; Ak, 46.

27 Taşkőprűzade, 47; Ak, 46-47, аль-Гали, 46-47.

28 Харби, 102; аль-Гали, 47.

29 Насафи, Табсыра, I/172.

30 Харби, 103; аль-Гали, 47.

31 Ak, 46.

32 DIA, “Maturidi” mad., Ankara 2003, C. 28.

33 Ahmet Őzel, Hanefi Fıkıh Alimleri, Ankara 1990, 31, Kutlu, 19; Ak, 48-49.

34 Аль-Гали, 49

35 Őzel, 33; аль-Гали, 49; Харби, 104-105.

36 Taşkőprűzade, 63; Бальгасим аль-Гали, 49.

37 Харби, 105.

38 Őzel, 33; Харби, 105.

39 Бальгасим аль-Гали, 50; Харби, 106.

40 Харб, 107; Őzel, 34.

41 Ak, 47.

42 Őzel, 34; Ak, 47; Бальгасим аль-Гали, 50; Харби, 107.

43 Харби, 107.

44 Őzel, 31; Ak, 48.

45 Бальгасим аль-Гали, 50.

46 Харби, 107.

47 Ak, 48.

48 Харби, 108.

назад