Поставить «лайк» третьей интифаде
Как палестинцы готовили восстание в «Фейсбуке»

Какие бывают интифады | Ударим свободой слова по экстремизму | Долой Бен Ладена и Ку-клукс-клан

Обновление, 30.03.2011: сегодня администрация Facebook решила удалить страницу «третьей интифады», объяснив это тем, что на ней содержатся призывы к насилию.


«После тунисской, египетской и ливийской интифады настало время палестинской интифады. Палестина – мы идем к тебе!». Сжатый кулак на фоне сияющего «Купола скалы» (рядом с которым расположен скромный серый купол священной для мусульман мечети Аль-Акса). Внизу дата: 15.05.2011. Так выглядит Фейсбук-страничка под интригующим названием «Третья палестинская интифада».
 
Cтраничка была открыта 6 марта и за этот короткий срок успела набрать свыше 350 000 сторонников. Каждый пост комментируют тысячи, каждая фотография получает сотни «лайков». Короткий обзор показывает, что в группе состоят не только палестинцы, но и египтяне, иорданцы, йеменцы, а также американцы, французы, британцы, и даже несколько израильтян. Реклама этой группы регулярно появляется на еще более популярной страничке, посвященной пророку Мухаммеду – пророка «любят» свыше 3 миллионов человек.

У любителей третьей интифады есть аккаунт в «Твиттере», есть и канал в Youtube, где можно найти десятки клипов на тему интифады. Набор кадров повторяется из клипа в клип: солдат израильской армии зверски избивает ногами палестинскую старушку, над золотой чашей «Купола скалы» гордо реет палестинский флаг, маленькая палестинская девочка мечтает об освобождении Палестины. Такие тонкости, как упоминание границ 1967 года, или формулы «два государства для двух народов» опускаются. Ведь девиз «Освобождаем Палестину» звучит куда лучше, чем «Освобождаем Палестину в границах 1967 года».

Дата начала интифады выбрана, само собой разумеется, неспроста. 15 мая палестинцы отмечают годовщину Накбы, то есть трагедии палестинского народа. В соответствии с палестинским нарративом, из-за создания Израиля палестинцы лишились своего государства. В Израиле же утверждают, что поскольку резолюция ООН о разделе Палестины предусматривало создание двух государств: еврейского и арабского, то это утверждение лишено основания.

Возможно, год назад в Израиле к такой фейсбук-инициативе отнеслись бы равнодушно. Кому какое дело до того, чем палестинская молодежь тешится в сети, где уже давно есть такие веселые альтернативы, как веб-сайты «Хамаса», Джихада, «Хизбаллы», «Аль-Каиды» и иже с ними?
 
Однако сегодня, после бешеного успеха фейсбук-революций в Египте и Тунисе, в Израиле популярность «Третьей палестинской интифады» в «Фейсбуке»  вызывает болезненные воспоминания и повышенную тревожность. Потому как никто не знает, что на самом деле означает «лайк» в «Фейсбуке»: способ выразить солидарность, удобно расположившись на диване, или скорый переход от слов к делу, от «лайка» к камню.

КАКИЕ БЫВАЮТ ИНТИФАДЫ

По-арабски «интифада» – это потрясение, освобождение от ярма. Это слово в арабском мире используют в отношении всевозможных восстаний и революций: от антибританского бунта в Бахрейне в 1965 году до революции в Тунисе в 2011. Но в Израиле это слово вызывает совершенно конкретные ассоциации: взорванные супермаркеты и дискотеки, искореженные автобусы, бутылки с зажигательной смесью, шахиды, джихады и прочие кошмары. Первая палестинская интифада началась в 1987 году и вскоре получила название «интифада камней», хотя в израильских солдат и поселенцев частенько летели не только камни, но и «коктейли Молотова».
 
Тогда, через 20 лет после 6-дневной войны, палестинцы на «территориях» (таким расплывчатым термином в Израиле любят называть сектор Газа и Западный берег, захваченные в ходе 6-дневной войны) взбунтовались против оккупации и отсутствия политического решения их проблемы. Одно столкновение повело за собой другое, третье, и вскоре все палестинские «территории» были охвачены беспорядками. Интифада продолжалась почти четыре года и закончилась во время войны в Персидском заливе и Мадридской конференции. Еще через пару лет (в 1993 г.) начался мирный процесс, в отношениях израильтян и палестинцев наступил  короткий медовый месяц. Он, правда, частенько омрачался терактами в израильских автобусах, которые совершали активисты «Хамаса» и «Исламского Джихада» – движений, отказывающихся признать политический путь, избранный Ясиром Арафатом.

За терактами следовали точечные ликвидации и авиаудары по палестинским целям, но кроме этого все было просто замечательно. Конечно, на переговорах о провозглашении палестинского государства наблюдался полный застой с главными болевыми точками конфликта: границы, беженцы, безопасность, водные источники, Иерусалим. Решение этих проблем откладывалось на неопределенный срок. Но в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.
 
Одним жарким сентябрьским днем 2000 года Ариэль Шарон, в ту пору председатель «Ликуда» и лидер оппозиции, а в дальнейшем премьер-министр и инициатор одностороннего размежевания с Газой, совершил восхождение на священную для евреев Храмовую гору (она же Аль-Харам аш-Шариф для мусульман), и – по словам лидеров движения «Хамас» – «открыл для Израиля все врата ада». После нескольких недель беспорядков, захлестнувших и Газу, и Западный берег, линчевания израильских солдат, которые случайно забрели в Рамаллу, взрывов и терактов, становится ясно, что это – интифада.

Этот раунд получил название «Интифада Аль-Акса», по названию священной для мусульман мечети Аль-Акса, святость которой, по утверждению лидеров исламистских палестинских движений, нарушил Ариэль Шарон, хотя во время своего визита в мечеть он не заходил. У второй интифады есть начало, но нет официального окончания. Насилие сошло на нет после смерти Ясира Арафата в 2004 году и прихода к власти председателя Автономии Махмуда Аббаса, но в «Хамасе» и «Исламском Джихаде» еще долго утверждали, что «не Аббас начинал, не ему и заканчивать».
 
И вот теперь, вдохновленные примером своих революционных сверстников в Тунисе и Египте, группа молодых палестинцев решила, что настало время 3-й палестинской интифады. Подобно тому, как в Тунисе и Египте назначали в «Фейсбуке» «дни гнева», палестинцы планируют выйти на улицы палестинских городов 15 мая и «реализовать законные права палестинского народа». В Израиле убеждены, что хорошую вещь интифадой не назовут, опасаются новой волны насилия и пытаются  бороться с «3-й интифадой», которая пока что существует только в виртуальном пространстве.

УДАРИМ СВОБОДОЙ СЛОВА ПО ЭКСТРЕМИЗМУ

Первыми на палестинскую инициативу отреагировали встревоженные израильские пользователи «Фейсбука», которые открыли группу под названием «Закрыть «Третью палестинскую интифаду». Еврейские студенты некоторых американских университетов обратились к руководству «Фейсбука» с просьбой немедленно закрыть группу, которая, по их словам, подстрекает к насилию и убийству евреев.

23 марта «Фейсбуком» уже вплотную занялся Юлий Эдельштейн, израильский министр пропаганды и диаспоры. Он отправил основателю сети Марку Цукербергу письмо, в котором попросил его убрать страничку, призывающую к началу 3-й интифады. «Как основателю «Фейсбука», вам прекрасно известны способности сети предоставлять платформу для людей, объединяющихся во имя позитивной и благородной цели, и нет необходимости пояснять, к чему может привести безграничное подстрекательство к насилию, появляющееся на этой странице – от насилия против евреев и израильтян до вооруженной борьбы с Израилем. Я прошу вас снять эту страницу не в качестве израильского министра по делам информации, а как человек, который поддерживает свободу слова, но способен отделить ее от вседозволенности и подстрекательства», – пишет Эдельштейн. 

Судя по тому, что страничка продолжает существовать и набирать «лайки», просьба министра не произвела впечатления на Цукерберга. Кстати, организаторы «3-й интифады» тоже прочли обращение к Цукербергу и решили отреагировать по-своему. Теперь в информационном разделе страницы появляется предупреждение. «Если руководство «Фейсбука» снимет эту страницу, то мусульмане будут вечно бойкотировать «Фейсбук». Анонимный администратор решил сам ответить Юлию Эдельштейну: «Вы еще скажите сейчас, что и эта страничка когда-то принадлежала вам, потому что вы на ней обнаружили развалины своего храма».

Далее админ объясняет, что он никогда не проклинал евреев или израильтян в «Фейсбуке»: «Слова израильского министра о том, что наша страница призывает к нападениям на евреев и израильтян являются неправдой. Наша страница не содержит никаких подстрекательских материалов. Я не проклинал Израиль. Я призывал к мирным демонстрациям. Я предлагаю вам, Юлий Эдельштейн, просмотреть нашу страницу с самого начала. Покажите нам, где вы видите подстрекательство к агрессии и насилию».

Вскоре последовал и ответ пресс-секретаря «Фейсбука» Дебби Фрост. Она заявила, что руководство социальной сети не удаляет страницы или группы, даже если на них размещены радикальные мнения о той или иной стране или культуре.

Кстати, в «Фейсбуке» существуют и другие, намного более откровенные и вызывающие группы, закрытия которых почему-то никто не добивается. Я насчитала около 60 групп под названием «Я ненавижу Израиль», штук 15 «Я ненавижу Израиль и США», и еще парочку под интригующим названием «Я ненавижу Израиль, Индию и США». Кроме того, на платформе «Фейсбука» также существуют десятки страниц, призывающих к смерти Израиля. Для того, чтобы все сразу поняли, о чем идет речь, они и называются соответственно.

Почему же тогда израильтян так беспокоит именно «3-я интифада»? Одно из возможных объяснений – это рекордное количество фанатов, которая страничка набрала в кратчайшие сроки, а также конкретный план действий, к которому призывают организаторы группы. В отличии от тех, кто занят выплеском эмоций на страницах «Я ненавижу Израиль», любители «3-й интифады» готовятся к вполне реальному мероприятию, которое может закончиться большой кровью.

Администраторы странички, видимо, прилагают все усилия для того, чтобы размещенный там контент соответствовал правилам политкорректности. На стене действительно публикуют в основном статьи из западной и израильской прессы, похвалу арабским революциям и видеоклипы о Палестине. Однако в разделе «Дискуссии» словосочетаний «Смерть Израилю» и «Скинем евреев в море» – что песка на берегах Средиземного моря.

ДОЛОЙ БЕН ЛАДЕНА И КУ-КЛУКС-КЛАН
 
Кто же все-таки заслуживает особого внимания руководителей «Фейсбука» и может удостоиться закрытия группы или страницы? Судя по недолгой, но богатой истории сети, каждый случай рассматривается отдельно, и у компании нет четко определенных критериев допустимого. Официальный устав «Фейсбука» не перегружен информацией, и каждая написанная там фраза может вызвать немало ожесточенных споров и юридических баталий.

Так например, популярнейшая страничка «Мы все рисуем пророка Мухаммеда», которая набрала десятки тысяч сторонников, была закрыта после того, как правительство Пакистана наложило запрет на «Фейсбук» в своей стране. Известно, что ислам запрещает любые изображения пророка Мухаммеда, но подвластны ли люди в неисламских странах этому запрету? Во избежание скандала страничка была закрыта, что вызвало немало дебатов о цензуре и свободе слова в «Фейсбуке». Ведь защищая права одной группы – мусульман, которые выступают против того, чтобы рисовать пророка Мухаммеда, – компания нарушила права другой группы, которая как раз в этом заинтересована.
 
Закрытия удостоились также странички Усамы Бен Ладена (по словам руководства сети, у них возникли сомнения в том, что ее на самом деле открывал Усама Бен Ладен), группа Ку-Клукс-Клана на острове Мэн, группа, которая неуважительно отзывалась об Анне Франк, и персональную страничку известного марокканского политического активиста-атеиста.

Поклонники бывшего иракского президента Саддама Хуссейна (уже никому не мешает) и лидера Хезболлы шейха Хасана Насраллы пока могут наслаждаться обсуждением и восхвалением своих кумиров, а также публикацией проклятий и угроз в адрес Израиля (живем один раз, ага).
 
А на страничке, посвященной «3-й палестинской интифаде», продолжают считать каждого нового посетителя и каждую минуту, которая приближает их к цели. Судя по всему, на 15 мая запланирована грандиозная развиртуализация участников «3-й палестинской интифады». Как пройдет это мероприятие, и удастся ли палестинцам скопировать революционный опыт своих арабских собратьев, в особенности если учитывать глубокий раскол между ФАТХом и «Хамасом»? Как показывает богатый израильско-палестинский опыт, в этих краях даже самый мирный протест, и уж конечно такой, куда приходят с камнями и взрывчаткой за пазухой, обычно заканчивается большими неприятностями. Вместе с тем, руководство Палестинской автономии, а также значительная часть населения на Западном берегу от идеи 3-й интифады не в восторге. А вот значительная часть тех, кто сделал интифаде «лайк», проживают за рубежом и в Палестину на развиртуализацию приезжать не собираются.
Ксения Светлова
http://slon.ru

назад