Если мне будет оказано доверие, я готов работать на высоком и ответственном посту муфтия Татарстана

Весной этого года состоится внеочередной съезд Духовного управления мусульман Татарстана, на котором пройдут выборы нового муфтия республики. Место стало вакантным после добровольной, по состоянию здоровья отставки Гусмана Исхакова (13 января), который занимал этот пост с 1998 года. О проблемах и задачах, которые стоят перед уммой республики, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Диане Бачуриной рассказал и.о. муфтия Илдус Файзов.


- Илдус-хазрат, что Вас больше всего беспокоит в мусульманской умме Татарстана, какие первоочередные проблемы нужно будет решать новому руководителю республиканского ДУМ?

- Сейчас, на мой взгляд, одна из главных задач - повышение образованности и квалификации имамов на основе традиционных для Татарстана ханафитских ценностей.

Сегодня появилось много псевдорелигиозных течений и сект в исламе, которые приходят к нам извне и не имеют ничего общего с миролюбивой сущностью истинного ислама. Мы очень озабочены тем, что мусульмане отрываются от своего духовно-культурного наследия. Все это происходит главным образом от малообразованности и нехватки позитивной информации об исламе.

Имамы, к которым прислушиваются, должны уметь терпеливо, настойчиво разъяснять опасность радикальных течений, которые зачастую преследуют свои политические цели.

Чтобы люди правильно ориентировались и не попали в сети этих лжерелигиозных и политических течений, прикрывающихся исламом, мы подготовили новый план повышения квалификации и образования имамов, помощников имамов, муэдзинов, актива прихожан, преподавателей медресе.

Мы должны идти единым фронтом, иначе не будет порядка. Когда каждый тянет одеяло на себя, это и приводит к экстремизму, радикализму, другим негативным последствиям. Инакомыслия среди тех, кто канонически подчиняется ДУМ Татарстана, быть не должно. Мы должны работать в единой канве, по единому уставу.

- В последнее время в Интернете появились сообщения о том, что в Татарстане власти вмешиваются в дела ДУМ, так ли это? Имам казанской мечети Нурулла, председатель Совета имамов Татарстана Габдулла Галиуллин написал письмо об этом президенту страны, провел в Казани пикет, утверждая, что в республике чиновники запрещают изучать основы ислама, носить платки женщинам-мусульманкам, будут назначать имамов и проверять их на детекторе лжи.

- Уверяю вас, никаких трений, недопонимания между нами и государством нет, их и не было, начиная с 1998 года, со времени объединительного съезда, когда было создано ДУМ Татарстана. У нас выстроен конструктивный диалог с властями. Придумали какие-то обвинения, что государство ущемляет права мусульман Татарстана, конституционные права человека. Это высказано от лица одного-двух человек и никоим образом не отражает мнение ДУМ.

Все эти обвинения абсурдны. Это ложь, клевета. Я считаю, что этот человек просто решил себя пропиарить и, попробовав "разбудить" толпу, заработать себе какие-то политические дивиденды в преддверии выборов нового муфтия республики.

Также Галиуллин выступает от имени Совета имамов, но эта организация, в которую, как нам известно, входят 40 имамов, не имеет никакого отношения к ДУМ республики, она не зарегистрирована в Минюсте России по Татарстану, это неформальная организация.

Помимо этого, на пикет он вывел, как мне сообщили, чуть более десятка женщин-прихожанок своей мечети, но они не имамы. Так что все заявления Галиуллина - на его совести.

Сегодня любой мусульманин в Татарстане может исполнять свои обязанности перед Аллахом по шариату. В республике около 1300 мечетей, каждый может прийти и спокойно помолиться, любой желающий может получить религиозное образование в медресе, исламских колледжах или вузе.

Я связывался с мухтасибом Новошешминского района, и выяснилось, что сам Галиуллин не присутствовал на встрече с имамами (25 января - "ИФ") главы администрации этого района и представителя управления президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями, о которой он говорит, и фактически переврал их слова.

Как мне сообщили, чиновники попросили лишь, чтобы священнослужители разъясняли прихожанам опасность радикальных учений, предостерегали от любых проявлений экстремизма.

Не было и никаких запретов на ношение хиджаба, как и заявлений о назначении властями имамов и проверках их на полиграфе. Все это ложь. Да и на что можно проверять имама на детекторе лжи? По поводу его заявлений, что существует Аллах или что нужно уважать своих родителей и уважать общество? Имам как духовный наставник знает и выполняет свою работу, объясняя людям, что нужно быть порядочным человеком и соблюдать каноны ислама.

Напомню, у нас кандидата в имамы выдвигают сами прихожане, затем его аттестуют в ДУМ Татарстана, проверяя на знание религиозных догм, некоторых светских понятий. Аттестацию каждый имам проходит раз в четыре года, причем свидетельство об утверждении его имам-хатыбом подписывает только муфтий республики. В случае, если имам нарушает устав ДУМ, с ним расстаются, если не соответствует необходимому уровню - направляют на курсы повышения квалификации.

- Где работают такие курсы в Татарстане?

- При Ак-Мечети в Набережных Челнах работают краткосрочные, одно- и двухнедельные курсы. Причем дополнительно каждый мухтасибат раз в год, а то и раз в полгода направляет своих имамов на такие курсы. Весной откроется Центр повышения квалификации в Российском исламском университете в Казани.

- Как Вы прокомментируете сообщение Габдуллы Галиуллина об обысках у двух имамов и обвинение их в возможном участии в бандформировании и хранении оружия?

- Со времени моей работы и.о. муфтия никаких сообщений об этом ни в местный мухтасибат, ни в ДУМ от правоохранительных органов не поступало. Возможно, такие случаи имели место ранее в связи с обнаружением и ликвидацией в ходе спецоперации (в конце ноября 2010 г. - "ИФ") вооруженной группы в Нурлатском районе республики. Но я считаю, если приходят с обыском, на который есть ордер, значит, действия правоохранительных органов обоснованы, значит, есть что-то серьезное. Ваххабизму, радикализму нужно поставить серьезный заслон.

- В республике есть ваххабизм?

- Начиная с конца 1980-х годов, у россиян появилась возможность практиковать свои религиозные обряды. К этому времени мы, мусульмане, уже потеряли многих своих прежних наставников, что закончили медресе до Октябрьской революции, обучались по старым книгам, которые пропагандировали сохранение общечеловеческих ценностей и неотрывность от общества на созидательном пути. Тогда у нас был ислам на так называемом бытовом уровне, бытовой ислам. Можно было сосчитать по пальцам хазратов, теологов, которые могли бы объяснять положительную сторону религии. И в это время в Россию ринулись толпы миссионеров из арабских стран, Ближнего Востока, Азии, среди которых были представители лжерелигиозных течений, были и такие, кто пропагандировал свои политические цели под видом религии. Ведь в большинстве мусульманских стран любая политическая сила отождествляет себя с каким-то религиозным течением, среди них - "Братья-мусульмане", "Хизб ут-Тахрир", ряд других, которые используют лозунги ислама, есть даже деструктивные секты, которые под видом ислама пропагандируют свои воззрения.

Для нас, для безграмотных тогда в религии, каждый араб, приезжающий из-за рубежа, казался чуть ли не пророком Мухаммедом, все слушали, раскрыв рты. Другой информации про ислам фактически не было, и мы, как губка, впитывали все, что давалось. Это как голодный человек, перед которым поставили еду, и он съедает все сразу и без разбора, не понимая, что может заболеть. Вот мы и "заболели", потому что хватались за любую информацию. И к середине 1990-х мы уже увидели то, что произошло на Кавказе.

Но в Татарстане, благодаря Всевышнему, сохранились старики-хазраты, которые ратовали за сохранение наших устоев, понимая, что то, что пришло извне, неправильно. Благодаря Аллаху и этим старикам, а также абыстаям (женщинам-наставницам - тат.) удалось сохранить исконно наш ислам.

Есть ли в России на сегодня ваххабиты? Конечно, есть. Но мы говорим, что в ДУМ Татарстана, его мечетях ваххабизм - редкое явление. У нас есть устав, которого должны придерживаться все: имамы, мухтасибы, казыи, муфтий. Стараемся, по мере сил, проверять, контролировать. Если кто-то устав нарушает, мы говорим, что этому человеку нет места в нашем духовном управлении, потому что он, во-первых, нарушает обещание, данное Всевышнему и мусульманам, а во-вторых, он нарушает законы Российской Федерации, которые мы уважаем и соблюдаем. И такие случаи были: людей не увольняли - они сами уходили, поняв, что им с нами не по пути.

- Вы намерены работать только с уммой или рассчитываете на более широкую аудиторию?

- Моя мечта - работать над духовностью вместе со всеми представителями мусульманского общества, особенно с татарской интеллигенцией - творческой, научной. Мы все, считаю, должны работать вместе, взаимно дополняя друг друга ради процветания нашей республики и развития общества в целом.

Наша религия, традиционный ислам, не идет вопреки обществу, не отторгает человека от общества, как предлагают чуждые нам миссионеры, мы говорим о том, что человек может и должен быть составной частью общества, оставаясь при этом глубоко религиозным человеком.

- В январе Вы открыли в "Живом Журнале" свой блог, на который можно зайти с официального сайта ДУМ Татарстана, и переписка довольно активная...

- Да, это прекрасная возможность общения не только с единоверцами в Татарстане, России и за рубежом, но и теми, кто только на пути к вере в Аллаха, в том числе из числа немусульман. Вопросов - самых разных - очень много, есть критические замечания, много и дельных предложений по улучшению работы ДУМ республики, некоторые рассказывают, каким бы они хотели видеть нового муфтия. Это очень интересно и показательно. Я очень благодарен посетителям моего блога за неравнодушие, благожелательный тон и конструктивное сотрудничество.

- Когда пройдет внеочередной съезд ДУМ Татарстана, и когда начнется кампания по выборам муфтия?

- За месяц до съезда соберется пленум, который объявит начало предвыборной кампании и назначит дату проведения съезда. Ориентировочно - март-апрель. Пленум выдвинет своего единого кандидата, заявления остальных кандидатов будут рассматриваться уже на съезде.

- Будете ли Вы баллотироваться на пост муфтия, председателя ДУМ республики?

- Если мне будет оказано такое доверие, я готов работать на высоком и очень ответственном посту муфтия Татарстана.


http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=313

назад