Территория демократии

В мусульманском сообществе России сложилась своя специфическая культура самоорганизации верующих, возникли особые структуры - духовные управления мусульман, возглавляемые муфтиями. Некоторых смущает, что в РФ ныне действуют около 70 муфтиятов, раздаются голоса, что это ненормально, что должен остаться только один муфтий. Очевидно, что такие призывы основаны на признании за образец управленческой системы Королевства Саудовской Аравии, где действительно имеется в наличии один муфтий. Но ведь в мусульманском мире есть и иные варианты: в Турецкой республике, например, около пяти тысяч муфтиев - и эта цифра никого не смущает. Ясно, что светская республиканская форма правления в турецком варианте всё же несколько ближе к российским реалиям по сравнению с абсолютистским режимом королевской власти КСА. В этой связи наличие нескольких десятков муфтиев в РФ не нужно толковать как нарушение неких правил, может просто эти саудовские "правила" для нашей страны несколько неуместны?
Действующие в России муфтияты, конечно, сильно различаются как по числу входящих в их состав общин, так и по своим уставным положениям, регулирующим порядок управления ими. Три десятка муфтиятов в составе ЦДУМ работают по принципу пожизненного пребывания муфтиев на своих постах. К этой группе недавно присоединились также муфтияты Чечни и Тюменской области. В этой связи любопытна трансформация в отношении к этой своеобразной форме правления у мусульманского духовенства. В 1992 году ряд мулл подвергли жесткой критике Талгата хазрата Таджутдина за объявление им своего муфтиятства пожизненным. Сейчас же после истечения двух десятков лет эти критики и сами не прочь обрести пожизненное муфтиятство: Галимджан хазрат Бикмуллин уже формализовал себе это право. К 1992 году Т.Таджутдин был муфтием в течение 12 лет, этот срок многие муллы считали чрезмерным и потребовали тогда его замены. Однако, став муфтиями в своих регионах, эти критики ныне пребывают на постах муфтиев уже, получается, по 19 лет и вовсе не считают такой срок чрезмерным. К сожалению, говорить о наличии каких-либо демократических традиций во многих ДУМ не приходится, ведь они так и возглавляются теми же лицами, что при их создании.
Но не всё так безнадёжно: в России есть регион, где в Духовном управлении удалось сохранить демократический дух, где идёт не формальная, а реальная конкурентная борьба за пост муфтия, где мусульманское сообщество через демократические процедуры определяет своё руководство. Предстоящий 13 апреля съезд мусульман Татарстана внушает надежду, что не все российские мусульмане являются сторонниками монархических форм правления и династической процедуры передачи духовной власти.
Валиулла Якупов.

 

назад