Выступление Валиуллы хазрата Якупова на
III Международной конференции по хаджу
«Хадж — единство мусульман. Прошлое и настоящее. Комплексные подходы»
7 июля 2011 год

Наличие такого мощного религиозного феномена у мусульман как хадж является их особенностью — своего рода визитной карточкой. Масштаб и неистребимое желание побывать в святых местах Ислама вызывает восхищенное удивление и у носителей иных религиозных культур. Посмотрите: даже само слово «Мекка» стало своего рода поговоркой, пословицей на всех языках. В русском языке, когда хотят подчеркнуть посещаемость того или иного места и явления, называют его словом «Мекка». Если уж и в немусульманских культурах феномен хаджа оказывает такое влияние, что уж говорить о мусульманских народах. Вся их культура, искусство, сам менталитет, имея мусульманскую основу, неизбежно опирается на факт материального существования Мекки и Медины, на их визуальную основу… Ведь в Исламе является религиозной обязанностью посетить Мекку лично в определённый промежуток времени. Вот почему Мекка, хадж, можно сказать, прописаны в культурах мусульманских народов.
В этом смысле татарский народ как один из самых географически дальних мусульманских народов от Мекки представляет особый интерес. Ислам у татар имеет неизбывную связь со святыми местами Ислама. По твердому  убеждению наших предков ислам татары получили от сахабов самого Пророка Мухаммада с. Ввиду трагичности политической  истории татар, к сожалению, не сохранилось письменных источников, однако, начиная с раннего средневековья в записках арабских и иных путешественников, посещавших Волжскую Булгарию, фиксируется пересказ легенды об излечении болгарской принцессы пришельцами и принятии булгарским царём в честь такого знамения Божьего Ислама. Как видим, эта легенда сама по себе имеет солидный возраст, свидетельствуя о родовой связи Ислама у татар с родиной Ислама.
Слава Богу, ныне в Татарстане стали уделять достаточное внимание восстановлению г.  Болгара — места официального обретения Ислама предками татар. В этом году 21 мая в Республике Татарстан впервые отмечался на государственном уровне День официального принятия Ислама татарами. А 19 июня в рамках проведения мероприятия «Изге Болгар жыены» был открыт памятный знак в честь посещения сахабами Волжской Булгарии и начала распространения Ислама в этих северных широтах.
Таким образом, сама проповедь Ислама у татар имела своим источником арабские земли. Во все века татарской истории бытуют упоминания о хадже. Уже в первые годы после официального принятия Ислама в Булгарии ещё при жизни халифа Муктадира булгары прибывают на хадж, их маршрут пролегает через Багдад, они посещают с визитом и халифу. Далее многие золотоордынские и казанские ханы совершали хадж. В летописях осталось много имён наших предков с почётным титулом «хаджи». Характерно, что в  произведении Шерифи, рассказывающем об осаде Казани в  1549 году, упоминается в линии обороны отряд хаджиев. Как видим, хадж и в то время был популярен, если из хаджиев комплектовались целые отряды.
В рамках российской империи совершение хаджа не прекратилось. Для удобства его совершение в священных городах возникает татарская инфраструктура — медресе, дома для паломников. В Мекке и Медине складывается татарская диаспора, которая облегчала для своих соотечественников исполнение обрядов хаджа. И сегодня, видимо, необходимо идти таким же путём: создавать на местах хаджа «российские» Мекку и Медину, также как создаётся российская Палестина.
Хадж, Мекка имеют для мусульман сильное символическое значение. Все мусульмане стремятся туда душой, 5 раз день как минимум в намазе обращая лицо в сторону Мекки. Это стремление вынуждено было уважать и такое атеистические государство как СССР, здесь уже говорилось, что в период с 1945 по 1990 год хадж совершили 900 советских мусульман. О выезде одной из таких групп хаджа 1974 года сохранились записи покойного Вафы хазрата Гилязиева, бывшего тогда имамом мечети Марджани г. Казани. Маршрут группы пролегал через Бейрут и Каир. Причем хадж-группу встречали автобусы советских посольств в тех странах, организовывали им встречи с представителями мусульманских организаций.
Для доказательства важности символического значения хаджа в менталитете нашего народа приведу пример из недавней истории. В начале 1992 году, когда в Казани шёл процесс решения проблемы создания собственного ДУМ Татарстана. Как вы знаете, инициатором этого движения был Габдулла Галиуллин, было решено провести съезд имамов, на котором объявить о создании ДУМ и на следующей день сразу уехать на автобусе в хадж. Как видите, даже сам момент создания ДУМ РТ в то время увязывался с датой начала хаджа. И это неслучайно — это является еще одним характерным показателем важности идеи хаджа в менталитете нашего народа.
Здесь во многих выступлениях звучала мысль о перенятии опыта стран, имеющих передовые позиции в организации дела хаджа. В чём же заключен главный смысл? На мой взгляд, главным условием успешности опыта этих стран, будь то Турция или Иран является максимальная вовлеченность их государственных структур в дело организации хаджа.
Настал этот этап и для РФ — необходимо большее присутствие российского государства в организации хаджа. Еще раз повторю: хадж имеет огромное символическое значение. Туда выезжает и будет выезжать заметное число наших сограждан. Поэтому к этому феномену необходимо сформировать и соответствующее государственное видение и отношение, неизбежен взгляд через призму политики.
Пока превалирует отношение к хаджу как к форме экзотического туризма — либо разновидности нишевого религиозного туризма. Но хадж — очень чувствительной для мышления мусульман феномен. Пребывание в святых местах зачастую переворачивает человеческие судьбы, в корне меняет мировоззрение людей. Поэтому перекладывание этого важного дела лишь под ответственность частных турфирм и не всегда зрелых муфтиятов чревато долговременными проблемами. В этой сфере необходимо усиление присутствия российского государства, осознание важности проблемы. А для этого необходимо соответствующее инвестирование. Ведь такие мероприятия как универсиады, олимпиады, чемпионаты мира Россия готовит — заботится о своих гражданах. Также и в смысле хаджа нужно готовиться, чтобы палатки и гостиницы были свои. Даже такие страны как США и Канада имеют там фургонные домики, в то время как мы довольствуемся палатками.

Это простой пример — само появление российского государства в хадже и пребывание хаджиев в российской ауре в дни хаджа будет иметь соответствующий оздоравливающий эффект. Ведь хадж в том числе — это и идеология как тут уже говорил муфтий Илдус хазрат Файзов. И важно опираться в этом государственной важности деле на «мусульманские» республики, в которых и концентрируется мусульманское население. Татарстан, мусульманское сообщество республики в лице ДУМ РТ готово к такой работе, быть координатором процессов организации хаджа.

назад