Ученый-гуманист Баруди

6 декабря голодного 1921 года в Москве скончался глава Духовного управления мусульман внутренней России, Сибири и Казахстана муфтий Галимджан Мухамеджан улы Баруди (Галиев), человек, чья подвижническая деятельностъ на стезе просвещения татарского народа неоценима. Он стоял у истоков новых методов обучения (джадидизма) в системе татарского народного образовання.
Галимджан Баруди родился в Пороховой слободе Казани в 1857 году в семье солдата, впоследствии торговца. Образование, которое получил Баруди, было типичным для просвещенных татар того времени. Это мектеб и медресе в Казани, а затем учеба в знаменитом медресе Мир-Араб в Бухаре.
Возвратившись в 1881 году на Родину, Баруди стал исполнять должность имама в четвертом приходе Казани. С этого времени он руководит медресе Мохамадия и ведет там преподавательскую работу в качестве мудариса (профессора).
Вводимая им новометодная система образования была направлена на приобщение татарского народа к достижениям мировой культуры. Слава о медресе Мохамадия быстро распространилась среди мусульманских народов России. В нем наряду с татарской молодежью учились юноши с Кавказа, из Туркестана и Казахстана. Общее их количество достигало четырехсот человек. Питомцами медресе были известный писатель Фатых Амирхан, драматурги Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Бурхан Шараф и другие, кто составляет цвет нации.
Баруди как ученый написал большое количество учебников, основанных на новом методе обучения. Он прилагал огромные усилия по освобождению религиозной жизни от схоластики и догматизма. Его деятельность встречала яростное сопротивлениө со стороны исламских ортодоксов, а также со стороны царской администрации, которая сознавала, что джадидизм — это культурное и духовное возрождение татар, и стремилась всячески препятствовать его рас-простренению. Она не остановилась даже перед тем, чтобы сослать Баруди в 1908 году в ссылку в Вологодскую губернию, где он пробыл два года. После ссылки Баруди совершил путешествие по странам Ближнего Востоке. С огромным воодушевлением воспринял он февральскую революцию, видя в ней долгожданное освобождение мусульманских народов России.
На Первом Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 г. в Москве из пяти кандидатов Баруди был избран главой Духовного управления мусульман внутренней России, Сибири и Казахстана. Баруди не изменил своим прогрессивным взглядам. Участвуя в работе Национального собрания (Миллет межлиси), он в январе 1918 года в числе немногих депутатов выступил против объединения религии с государственными институтами в предполагаемом автономном национально-территориальном образовании — Идель-Уральском штате.
Подвижническая деятельность Баруди, его боль за народ не носила только проповеднический характер, а была наполнена практическими делами. И умер он, прибыв в Москву, чтобы решать вопросы, связанные с оказанием помощи голодающим.
В день 70-летия со дня кончины Баруди — чвловека прогрессивных убеждений и гуманиста — наш долг вепомнить его добрым словом.
Р. КАШАПОВ.
Газета «Вечерняя Казань», 1991 год

назад