Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Валиулла хазрат Якупов,
кандидат исторических наук

Специфика и особенности социализации личности мусульманина в исламских учебных заведениях

Говоря о системе религиозного образования в первую очередь перед нашими глазами предстает молодежь, поскольку именно она является главным субъектом образовательного процесса. Молодежь в этой связи главный наш стратегический ресурс, однако чтобы она в реальности смогла исполнить эту функцию, необходимо, чтобы мы, мусульманская общественность, формировали эту молодежь в этом ключе. Ей необходимы условия для обеспечения формирования их социальной, профессиональной и культурной компетентности. Для достижения нормального состояния нашей уммы важной проблемой является обеспечение должного уровня социализации молодого мусульманского духовенства, чтобы наша смена имела импульс для долгосрочной активной духовной работы. Нам ещё далеко до достижения нормального режима замещения поколений мусульманских священнослужителей, т.к. многие приходы еще не сформировались в самодостаточные единицы, решать проблемы создания образовательной системы и системы самоокупаемых приходов приходится параллельно.
К сожалению, существует явный перекос в соотношении сельских и городских мечетей в России. Мы располагаем огромными цифрами мечетей — в статистике они измеряются уже тысячами, однако, надо понимать, что это в основной своей массе сельские мечети, городских же мечетей остро не хватает, таким образом существует трагическая диспропорция в ущерб числу городских мечетей, хотя, как известно, процессы урбанизации не прекращаются, продолжается тенденция нарастания городского сегмента населения.
Растёт трудовая миграция молодых людей в город, что связано и с необходимостью получения образования. Все данные показывают наличие миграционного оттока из села, особенно это касается молодёжи. Мусульманским руководителям, общественности необходимо осознать наличие этой острой проблемы — огромные массы мусульман в городах имеют очень ограниченное число мечетей, озвучивание цифр числа мечетей в России необходимо иллюстрировать в разрезе городских и сельских, тогда станет понятной наше истинное положение. Малость количества городских мечетей препятствует трудовому обустройству выпускников мусульманских учебных заведений, т.к. лишь в городах по большей части возможно функционирование финансово успешных мусульманских приходов и мечетей.
«Мегаполисная» урбанизация продолжает набирать обороты. Сейчас главное внимание нужно уделять созданию городских приходов, поначалу и без классических зданий мечетей, необходимы молитвенные комнаты пошаговой доступности, они смогут стать трудовой нишей для нашей обучающейся сейчас в исламских университетах и медресе молодежи.
Наши учащиеся формируют свои ценностные установки в условиях усиления исламофобных настроений, протекания региональных межнациональных и религиозноокрашенных конфликтов, в условиях открытой ксенофобной агитации, роста фашистских настроений.
Государственная аккредитация духовных учебный заведений стала большим шагом вперёд в повышении возможностей для их выпускников. Имея диплом государственного образца выпускник медресе или исламского университета, колледжа сможет теперь устроиться на работу в гуманитарной сфере — учителем в школе или другом образовательном учреждении. Особенно благотворным станет ситуация в сельской местности, где имамы, мугаллимы и абыстаи смогут существенно оздоровить обстановку в педагогических коллективах, моральную атмосферу в этих образовательных учреждениях. Тем более надо использовать возможность трудоустройства выпускников мусульманской образовательной системы в светских учебных заведениях по преподаванию различных конфессионально ориентированных предметов.
Сейчас медресе получили выбор — или ограничиться имеющимся статусом, работая по лицензиям, или пойти на получение аккредитации по «теологии», показав, что дающееся в них образование действительно высшее.
Работа в получении аккредитации неизбежно дисциплинирует наши духовные учебные заведения, укрепляет их с организационной стороны, приблизит к потребностям современного общества. Ведь их задачей является подготовка священнослужителей, которые живя в этом современном обществе, оставаясь верующими, были бы способны доносить Ислам на доступном современном языке, приобщая их к исламскому образу жизни.
Известно в мусульманской культуре требование к получению знаний до могилы. Особенно это должно касаться самих имамов, которые призваны быть наставниками, приводящими людей к Богу. Для их эффективной работы необходимо получение высшего теологического образования, тем более, что в исламских университетах открыты заочные отделения, где можно такое образование получить. Госаккредитация, например, РИУ позволяет на его заочном отделении получить высшее образование с государственными дипломами для действующих имамов. Уже сейчас на заочном отделении, которое работает пока ещё только второй год обучаются многие имам-хатыйбы. Заочные формы обучения необходимо расширять, предлагать другие формы повышения квалификации имамов, что позволит поднять образовательный и культурный уровень служащего ныне духовенства. Татарская образовательная традиция вплоть до атеизма советского периода всецело находилась в рамках Ислама. Результатом такого симбиоза религии и образования у татар было появление джадидской школы, общемусульманского признания её успехов всей уммой.
Сейчас после паузы советского времени появилась возможность возрождения прерванной традиции татарской школы, которая основывалась на единстве обучения и воспитания. Само понятие книжной учености связано у татар с Исламом, ведь никто не сможет привести в пример книжных произведений, оставленных руническим алфавитом, который использовался у татар лишь при клеймении скота.
До революции все татары, занимавшиеся интеллектуальным трудом — это воспитанники мусульманских медресе. Вообще у татар понятия профессии учителя и муллы до революции практически совпадали.
Наше общество в последние годы претерпело существенную социальную дифференциацию по экономическому признаку, сейчас существуют социально-неравные группы в структуре населения, это относится и к проблеме доступа к высшему профессиональному образованию. В условиях демографического кризиса, сокращения количества абитуриентов, актуализируется работа по раннему привлечению детей в систему мусульманскому образования через интернаты, готовя их к поступлению в мусульманские вузы уже с детства.
Нашим учебным заведениям приходится работать в условиях деформации структуры ценностей в общественном сознании. Сейчас престиж профессии определяется в основном по критерию доходности, социальная значимость уходит на задний план, поэтому возникают трудности в удержании молодых священнослужителей. Многие специалисты перетекают в более доходные сферы. У более старшего поколения, воспитанного в советский период сохранились коллективистские представления, ценности общественного служения, поэтому в малодоходных мечетях обязанности мулл и исполняют представители этого поколения, которые привычны к работе на общественных началах.
Проживание в условиях давления западного универсализма на пути глобализации и модернизации сказывается на самоощущении мусульманского сообщества России, подталкивая к росту универсалистских процессов среди мусульман, все более ощущающих свою исламскую идентификационную общность, поэтому при подготовке духовенства необходимо, чтобы оно хорошо знало все направления Ислама, бытующие в России во избежание конфликтногенности. Мусульманскому официальному духовенству в городах придется в этих условиях занять позицию над мусульманскими течениями, проповедуя некую среднюю богословскую сумму знаний, без критики конкурентных друг другу идеологических мусульманских течений. В ближайшем уже будущем это произойдёт, если в мечетях продолжится смешение национальностей, а значит и мусульманских течений.
Выпускникам предстоит работа в условиях исламского плюрализма, при наличии сторонников разных течений в их приходах. Глобализационные процессы все более проникают в религиозную сферу. Симптоматичны недавно опубликованные данные о том, что в США уже каждый третий сменил религию, которой придерживались его родители. Эти процессы в той или иной мере в скором времени найдут свое воплощение и у нас. Конкуренция в религиозной сфере приобретет всеобщий характер. Это фундаментальный вызов, к которому надо быть готовым, надо сосредоточиться на своих конкурентных преимуществах, вокруг них вести мобилизационные мероприятия. В этой связи важным становится имиджевый потенциал, привлекательность всех наших институтов, в том числе и образовательный системы. Тем более, нужно быть готовым и перемещению прихожан из одного исламского течения в другое. Однако, мы должны стремиться к тому, чтобы учебные программы способствовали успешной социализации молодежи в рамках российской мусульманской традиции.
В воспитательной области уже складывается своя система общественно-религиозных мероприятий, в которой участвует и студенческая молодежь мусульманских учебных заведений. Это ставшие регулярными в Казани фестивали мусульманской молодежи, конкурсы чтения Корана, олимпиады, мусульманские молодежные и детские лагеря, проводимые в каникулярное время. Уже имеющиеся мероприятия необходимо скоординировать, чтобы в них могли принимать участие и общаться студенты-шакирды разных регионов РФ. Ведь эти общественные форумы являются хорошей школой подготовки для молодых специалистов мусульман.
На наших глазах формируется единая надэтническая российская умма мусульман. Образовательная система должна готовить кадры для этого сообщества, которое будет значительно отличаться от дореволюционного и советского мусульманства. Большая часть мусульман России будет жить в мегаполисах, только меньшая часть останется в национальных «мусульманских» республиках. Нашим последователям придётся работать таким образом в совершенно других условиях, поэтому у них должна быть и соответствующая подготовка.
Система мусульманского образования в России должна учитывать наличие этих двух полюсов в российской умме: мононациональных массивов мусульман в республиках и надэтническую мусульманскую умму в городах России. Необходима определенная специализация учебных заведений для этих практически диаметральных культурных феноменов. Необходимы отдельные меры по повышению качества лингвистической подготовки. Это касается в первую очередь арабского языка, т.к. без его понимания, считается, нельзя быть мусульманским богословом. Чем выше уровень владения арабским языком, тем успешнее будет карьера будущего выпускника, т.к. в массовом сознании владение арабским языком — это первое необходимое условие для мусульманских деятелей. Однако помимо арабского немаловажно в России владение русским языком, который является всё более важным фактором передачи культуры, сохранения и развития общей надэтнической российской мусульманской культуры вообще. На этом языке все более наращивается объем литературы, и аудиовизуальных материалов, формируется особая мусульманская субкультура.
Кроме этого для мусульманских учебных заведений в национальных республиках актуальным остается языковая подготовка на местных языках, т.к. тенденция к росту национального самосознания сохраняется. Например, у татар существует устойчивый спрос на мусульманские интеллектуальные продукты на родном языке, есть слой мусульман-татар, который вообще не приемлет любой иноязычный разговор об Исламе.
В этой связи для всей мусульманской образовательной системы важно уделение внимания языковой подготовке, которая будет наиважнейшей предпосылкой успешной социализации нашей мусульманской молодежи.
Сейчас у мусульманского духовенства как и в советское время имеются критики. Духовенство критиковали всегда, это привычное для него состояние. Сегодня же наряду с обычной для нас критикой тех кругов, которые ставят задачу уничтожения мусульманского духовенства как класса слышатся и справедливые, обоснованные слова. Духовенство характеризуется качествами приземленности, утилитарности. Многие замечают уменьшение интереса к сугубо духовной стороне дела, которую вытесняют официоз и внешние обязанности. Поэтому в стенах медресе и исламского университета так важно привитие вкуса к молитвенным обязанностям, важна здесь и роль преподавательского состава, который должен обладать высоким духовным уровнем. В воспитании немаловажен личный пример наставников, их отношение к духовным обязанностям зачастую предопределяет уровень духовности учеников. Тем более это нужно учитывать, т.к. в РФ будет нарастать конкуренция в сфере мусульманских образовательных услуг, поэтому учебным заведениям придётся переходить к адресной целевой подготовки специалистов для конкретных приходов при учете религиозной среды.
В татарской мусульманской культуре всегда существовал тандем в духовном служении жен имамов, которые называются у нас специальным термином — абыстаи. В приходах абыстаи вели особое служение среди женщин — обучали их мусульманским знаниям, проводили необходимые религиозные обряды. Семьи татарских имамов всегда были хорошим примером крепких образцовых семей. Конечно, для успешной работы в мечетях полезно участие в деятельности прихода жены имама, особенно если она имеет соответствующее мусульманское образование. В РФ есть мусульманское учебные заведения, в которых открыты женские отделения. В Казани это КВММ «Мухаммадия», в котором уже с 1994 года параллельно действует женский факультет. Есть женские группы и в РИУ. Наличие таких отделений создаёт предпосылки для возникновения мусульманских семей. Одним из важных условий успешной социализации в наших образовательных учреждениях является нацеленность на сотрудничество с государственными органами. Ведь Российское государство осознало необходимость помощи мусульманам и реально эту помощь более года осуществляет.
Если в первые постперестроечные годы естественно и объяснимо было ещё недоверие к государству, обусловленное инерцией периода атеистических гонений, то теперь российская государственная власть, избранная в подавляющем большинстве верующими мусульманами, никак не может восприниматься как наш противник. Однозначно, к этой нынешней власти, нами же избранной, мы можем относиться с доверием, выстраивать партнерские отношения. Более того, пространство государственно-мусульманского взаимодействия и сотрудничества должно постоянно расширяться.
Плодотворность такого прямого взаимодействия с государственными органами наглядно доказывает работа Совета по хаджу при правительственной комиссии, начатое сотрудничество в образовательной сфере.
Мусульманским религиозным организациям надо быть активнее в инициировании совместных позитивных проектов с государственным участием.