Контакты:
Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Материлы IV Хансаваровских чтений

Обращение
участников научно-практической конференции
«Традиционный Ислам, его составная часть — суфизм — основы тысячелетнего толерантного существования мусульманских сообществ в России» и всенародного схода четвёртых традиционных «Хансаваровских чтений» к мусульманам Поволжья

11 октября 2008 года
Ульяновская область
с. Новые Зимницы

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Мы, участники научно-практической конференции «Традиционный Ислам, его составная часть — суфизм — основы тысячелетнего толерантного существования мусульманских сообществ в России» и участники четвёртых всенародных просветительских «Хансаваровских чтений» с удовлетворением отмечаем возросшее внимание к мусульманам со стороны руководства страны в целом, и Ульяновской области, в частности. На практике ощущается стремление руководства нашей области, направленное на консолидацию верующих всех вероисповеданий, укрепление межнационального и межконфессионального мира и взаимопонимания между жителями региона. За последние годы в Ульяновской области сделано немало для укрепления духовных традиций и культурных ценностей нашего общества. Восстановлены или построены заново множество мечетей и церквей, других объектов мусульманской и православной культуры.
Суфизм, как составная часть Ислама — это Путь постижения Истинной реальности. В суфизме есть все необходимое для высшей гармонизации человеческого бытия и выведения его на уровень согласованности со всем творением Всевышнего. Это учение о том, кто есть Человек, каким он должен быть в идеале, доводит человеческое совершенство до изначального замысла Всевышнего.
Нас тревожит, что в силу религиозной неграмотности и простого механического связывания Ислама с террористической деятельностью, в обществе наметились признаки исламофобии. При этом искажается главная миссия Ислама — формирование преисполненных праведности и добродетели личности, семьи, общества, воспитание здорового душой и телом человека.
Известно, что Ислам всегда выступает против смуты, беспорядка и безвластия. Вера в добро, милосердие являются базовыми постулатами Ислама. Мусульмане Старокулаткинской земли, как неотъемлемая часть общероссийского мусульманского сообщества, так и всего российского общества, более десяти веков исповедуют традиционный Ислам ханафитской правовой школы, основополагающими принципами которого являются благодеяние, добрососедство, взаимопомощь и мирное сосуществование с представителями других религий.
Мы, потомки наших праведных предков, деливших с другими нациями и народами радости и горести, выпавшие на долю нашей общей Родины, решительно осуждаем всякие попытки искажения подлинного смысла Священного Корана. И призываем принимать активное участие в созидательных процессах российского государства и на международной арене, расширении интеграции мусульман в единое российское социальное пространство, снятии напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
Мы призываем единоверцев к мусульманскому просветительству — грамотной богословской и проповеднической работе, прогрессивной общественной деятельности по распространению истинных исламских идей, принципов, ценностей и знаний, ликвидации религиозной неграмотности, к борьбе с ложными измышлениями относительно базовых человеческих ценностей Ислама, как мировой религии. На базе научно-практических конференций, в том числе в рамках традиционных «Хансаваровских чтений» изучать и оказывать содействие культурному и религиозному межконфессиональному диалогу, сотрудничеству, обсуждению методов преподавания знаний об Исламе.
Мы призываем перенимать у наших праведных предков огромный исторический опыт добрососедского сосуществования с последователями различных религий и культур в многонациональной России, проникнуться идеями истинного Ислама — религии мира, добра и созидания, постоянно помня о том, что утрата духовности оборачивается утратой смысла жизни — бесценного дара Всевышнего. Мы призываем мусульман, возвращаясь к истокам веры, стремиться к духовному очищению, к большему совершению благодеяний, к взаимоуважению и благородному труду во имя процветания жизни.
Мы призываем всех помнить о том, что все люди связаны узами братства, имеем общие корни, у нас одна общая Родина. Мы являемся соотечественниками одной страны. Наша мудрость и искренняя вера должны проявляться в умении жить в мире и согласии с людьми.
Мира Вам, милости Всевышнего и Его благословения!

Резолюция

Научно-практической конференции «Традиционный Ислам и его составная часть — суфизм — основы тысячелетнего толерантного существования мусульманских сообществ в России» МО «Старокулаткинский район» с. Новые Зимницы     11.10.2008

Мы, участники научно-практической конференции «Традиционный Ислам и его составная часть — суфизм — основы тысячелетнего толерантного существования мусульманских сообществ в России» в рамках четвёртых Хансаваровских чтений едины во мнении правомерности и актуальности темы конференции. Ислам, его традиционное понятие — суфизм — требует от своих последователей соблюдения высокого уровня морали, величия души и высоты помыслов. Именно для понимания морально-нравственной стороны Ислама требуются новые методы и средства в изучении суфизма. Прослушав выступления и доклады, проанализировав реализацию решений предыдущих конференций, с учётом опыта поколений, понимая необходимость решения насущных реальных проблем, предлагаем:
1. Руководителям Духовных управлений мусульман, имамам мечетей, проповедникам, просветителям в своей деятельности популяризировать среди мусульманского населения России гуманистические идеи отечественных служителей Ислама.
2. Использовать духовный и нравственный потенциал Ислама, нацеленный на воспитание у людей чувства гражданской активности, социального служения, великодушия, благотворительности.
3. Пропагандировать и практиковать в современных условиях исторический опыт совместного проживания наших предков — единоверцев с представителями других религий в мире и согласии.
4. Исходя из тысячелетнего существования на российской земле, считать идеи исламского учения, направленные на оздоровление общества, одной из главных составляющих общероссийской национальной идеи.
5. Объединить усилия имамов, мусульманской общественности с одной стороны, и структур гражданской власти, культурно-образовательных воспитательных учреждений с другой стороны, по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
6. Личный пример — лучший метод в духовно-нравственном воспитании. Необходимо самому следовать истинному Исламу. Не менее важно жить так, чтобы люди видели, как вера преображает человека, помогает быть добропорядочными гражданами, готовыми прийти на помощь соседям.
7. Помнить, что исламское просветительство не нацелено на навязывание своего взгляда, своего вероучения, на поспешное обращение человека в Ислам. Аллах учит: «Нет принуждения в религии. Прямой путь ясно отличен от ложного». Быть образцом для других, чтобы образ Ислама и мусульман не искажался и был правильным в глазах окружающих.
8. В пропаганде общечеловеческих принципов Ислама необходимо избегать ненужных споров и конфликтов с окружающими. Необходимо преподносить Ислам как послание, призывающее к спасению, братству, любви, справедливости и благополучию в обоих мирах. Помнить о недопустимости нарушения принципов Ислама в просветительской деятельности, какими благими намерениями они ни были продиктованы.
9. Помнить о методологии воспитания и просвещения, которой научил Всевышний: «И призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещевания. Веди с ними диспут наилучшим образом».
10. Совершенствовать обучение и воспитание в медресе и духовное наставление в мечетях в русле толерантности, либеральной и традиционной школы. Обратить внимание на воспитание у молодого поколения правильного понимания Ислама.
11. Повседневно разъяснять как мусульманам, так и представителям других религий о нелогичности некорректных выражений и ярлыков «мусульманский терроризм», «исламский экстремизм», «исламский фундаментализм».
12. Рекомендовать внести в программы школьного курса нравственного обучения фрагменты из жизнеописания пророков и святых, в том числе и святых Ислама, особенно суфиев, нацеленные на воспитание таких ценностных установок, как уважение традиций других народов, веротерпимость, добрососедство, дружба, взаимопомощь, любовь к Родине.
13. Рекомендовать мечетям и религиозным обществам мусульман уделять большее внимание участию в благотворительной деятельности.