Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Состояние и проблемы исламского образования в Башкортостане

Ильдар хазрат Малахов,
ректор Уфимского медресе им. М. Султановой.

В Башкортостане на сегодняшний день пять исламских учебных заведений имеют лицензию на образовательную деятельность. Это Российский исламский университет, находящийся в ведении ЦДУМ России и располагающийся в Уфе. Кроме того, в Уфе ведут образовательную деятельность два медресе, находящиеся в ведении ДУМ РБ. Одно из них медресе им. М. Султановой специализируется на очной форме обучения. Второе — медресе «Галия» специализируется на заочной форме обучения, в основном уже работающих имамов. Также в ведении ДУМ РБ находится медресе «Нур аль-Иман», расположенное в городе Стерлитамаке, в нем наряду с юношами обучаются девушки. Еще одно медресе находится в городе Октябрьском и относится к ЦДУМ России. Полагаю, не ошибусь, если скажу, что независимо от принадлежности к духовному управлению и независимо от статуса, исламские учебные заведения Башкортостана сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Одна из проблем — это уровень абитуриентов. Не секрет, что в основном в исламские учебные заведения приходят по остаточному признаку, то есть те, кто не смог поступить в государственные университеты, институты или колледжи. Особенно ярко это проявилось в этом году, когда многие ВУЗы испытывали недостаток с поступающими, и как следствие снизили требования к абитуриентам. Руководители духовных управлений видят причину этого в том, что выпускник исламского учебного заведения имеет весьма малые перспективы устроиться на достойно оплачиваемую работу, хотя многие мечети нуждаются в образованных энергичных имамах.
Здесь выявляется еще одна особенность или отличительная черта республик с мусульманским населением. Большинство мечетей Башкортостана расположены в деревнях. Для таких приходов содержание здания мечети, оплата за электроэнергию и отопление практически непосильное бремя, и уж тем более приход не в состоянии выплачивать зарплату имаму. Выплата грантов «Фондом поддержки исламской культуры науки и образования» каким-то образом решает эту проблему, но количество грантов ограничено и при этом механизм их распределения еще до конца не отлажен. Были случаи, когда грант выделялся либо приходам, существующим только на бумаге, либо людям, которые уже не работают имамами.
В свою очередь, для решения этого вопроса, медресе им. М. Султановой планирует давать своим учащимся дополнительное образование. В частности, углубленные знания пользователя ПК, делопроизводство и основы программирования. Это позволит выпускникам найти дополнительную работу на селе, например в качестве преподавателя информатики в школе.
Кроме того, в связи с тем, что большинство мечетей находится в деревнях, выявляется еще одна проблема, скорее всего психологическая. Выпускники университетов не всегда готовы к работе в деревне. В этой связи необходимо укреплять и расширять среднее звено мусульманского образования, а именно медресе. При этом образовательный процесс должен быть построен с учетом традиций. Хотя мы знаем, что исламская религия стоит над расовой и национальной принадлежностью, но вместе с тем обычаи и традиции народов являются одним из источником шариата после Корана, сунны, иджма’ и кыяса. В условиях глобализации, обучая исламу в отрыве от традиций, мы рискуем получить «квазиэтнос», который не будет связан с прошлым, а значит и с будущим своего народа и государства. Некоторой иллюстрацией такому обучению могут служить так называемые «ваххабиты». Вместе с тем, чрезмерный упор на традицию может привести к другой форме религиозного экстремизма, когда приверженцы традиции не признают последователей других учений. Это явление можно наблюдать в некоторых регионах России. Кроме того, мусульманская община России неизбежно будет пополняться мигрантами из Средней Азии, а также собственно россиянами, получившими образование в арабских странах. Выпускникам медресе необходимо будет выстраивать с ними конструктивные отношения и находить общий язык.
Здесь выявляется еще одна проблема. Обучение в зарубежных исламских университетах и институтах. В Башкортостане налажен тесный контакт с университетом аль-Азхар аш-Шариф, который выделяет для республики ежегодную квоту в количестве 14 человек. К сожалению, мы не выбираем ее всю. Но при этом из Башкортостана в Египет самостоятельно выезжает группа студентов сопоставимая по количеству с направленными официально.
Что касается ребят по нашему направлению, то с ними существует постоянная связь. На данный момент организована выплата дополнительной стипендии 15 студентам, минимальный размер которой составляет 150 египетских фунтов.
Я думаю, будет целесообразным, чтобы студенты исламских учебных заведений получали полноценную светскую специальность. Это позволит им прокормить себя независимо от благосостояния прихода. Кроме этого, наше общество еще не до конца готово платить деньги за исполнение религиозных обрядов и не склонно рассматривать мечеть как здание, содержать которое должны сами прихожане. С учетом невысокого уровня доходов основной массы прихожан, постоянного роста цен на ЖКХ, медицину и образование не все готовы платить закят или садаку.