АРХИВ

Январь - февраль 2010 г.

/27.02.2010/ 1У съезд мусульман Татарстана прошёл в Казани

Сегодня в театре им.Г.Камала прошёл 1У съезд мусульман Татарстана. По данным мандатной комиссии из 542 избранных делегатов на съезд прибыло 526. Помимо делегатов прибыло много гостей, главным среди которых был Президент РТ Минтимер Шаймиев. На приглашение откликнулось много министров, глав администраций районов РТ, депутатов Госсовета. Из муфтиев были Талгат хазрат Таджутдин, его сопровождали муфтии ЦДУМ: Альбир хазрат Крганов, Ренат хазрат Раев, Тагир хазрат Саматов, Вагиз хазрат Яруллин; Равиль хазрат Гайнутдин в сопровождении Мукатдаса хазрата Бибарсова, Нурмухаммада хазрата Нигматуллина, Рашита хазрата Халикова, Габдел-Вахеда Ниязова; Исмаил-хаджи Бердыев в сопровождении Султана хаджи Мирзаева, Исы хаджи Хамхоева, Али хаджи Евтеева, Нурбия Емижа. Президент РТ М.Шаймиев выступил с глубокой речью, в которой были поставлены ряд богословских проблем, важных для будущности татарского народа. Он призвал опереться в Исламском возрождении на ханафитский мазхаб, на богословские традиции нашего народа. В его выступлении была конкретная критика тех представителей духовенства, которые не приемлят проявления татарского Ислама - как то проведение поминальных межлисов 3, 7 и 40 дня или посещение святого Булгара. Президент РТ отметил некорректность узурпации вакуфов частными лицами, которые недавно создали организацию "Вакф" и пытаются выдать её за подлинный вакуф, по мнению Президента учредителем фонда вакуфов должен быть исключительно ДУМРТ. М.Шаймиев подверг резкой критике бездеятельность Совета улемов ДУМРТ, который возглавлял Рамиль Юнусов. За 4 года Совет улемов удосужился провести лишь одно заседание. Аналогичная жесткая критика Совета улемов ДУМРТ прозвучала и в докладе муфтия Гусмана хазрата Исхакова. В результате прошедших выборов муфтием РТ избран Гусман хазрат Исхаков, главным казыем Жалиль хазрат Фазлыев, первым заместителем муфтия - председателем вакуфов избран Ильдус хазрат Фаизов. Главной особенностью всех голосований явилось их единодушие, все голосования прошли только "единогласно".

/25.02.2010/ К 1У Съезду мусульман Татарстана всё готово

27 февраля в Казани состоится главное событие в мусульманской жизни Татарстана - Четвёртый съезд мусульман республики. Сейчас к его проведению всё готово. Завтра начинают прибывать первые гости и делегаты на съезд. В частности, завтра в Казань прибывает Равиль хазрат Гайнутдин и сопровождающие его лица.

/24.02.2010/ Конкурс на лучшего мусульманина-парня в Богатых Сабах

Вчера состоялся в третий раз в Сабинском районе РТ конкурс на лучшего парня- мусульманина. В заключительном районном туре участвовало 19 ребят от 11 до 16 лет, это ученики средних школ района, в основном старшеклассники. На мероприятии выступил глава муниципального района Раис Минниханов, который приветствовал проведение такого рода соревнований, т.к. ребята, придерживающиеся традиционной для нашего народа мусульманской культуры, ведут здоровый безалкогольный образ жизни. Такое же мероприятие с участием девушек-мусульманок запланировано и на 8 марта. А летом в районе готовятся, по словам руководителя района, к проведению общереспубликанского фестиваля мусульманской молодёжи. Конкурс напутствовал словами благословения главный казый Татарстана Жалиль хазрат Фазлыев. По его мнению, необходимо увеличивать удельный вес практикующих мусульман в обществе. А ведь ныне число посещающих пятничные намазы у татар не превышает 3%, что пока недостаточно. Чтобы увлечь за собой и повести массу общества нужно как минимум довести этот процент хотя бы до пятнадцати. А для этого необходимы такого рода общественные мероприятия как этот конкурс, ведь сразу в мечеть не все хотят и могут прийти. Жалиль хазрат внёс предложение проводить и конкурс среди мусульманских семей, это его предложение было поддержано. Как отметил имам-мухтасиб Сабинского района Айнур хазрат Ахметов, конкурс проходил многоэтапно, шёл отбор на зональных соревнованиях. Он особо благодарен администрации района, которая оказывает существенную поддержку этим мероприятиям.

/24.02.2010/ Навруз стал международным праздником

ООН в принятой резолюции признала 21 марта Международным днем Новруза и Днем мировой культуры. За резолюцию проголосовали все члены Генеральной Ассамблеи ООН и таким образом, персидский новогодний праздник стал всемирным. Проект резолюции, подготовленный странами, отмечающими Новруз, т.е. Ираном, Азербайджаном, Афганистаном, Таджикистаном, Турцией, Туркменией, Казахстаном и Киргизией, представило в ООН представительство Ирана. Посол Ирана в ООН Исхак Аль-Хабиб во время представления проекта резолюции назвал Новруз олицетворением возвышенных целей организации, т.е. укрепления глобального мира путем уважения национальных культур, культурного разнообразия и мирового культурного наследия, отметив, что эта древняя традиция ежегодно приносит надежду, мир и счастье многим миллионам людей на планете.

/22.02.2010/ Собрание учителей мечетей в Арске

Сегодня в Арском мухтасибате состоялось собрание учителей примечетских курсов по основам Ислама. Как известно, Арский мухтасибат - один из самых крупных в республике Татарстан - в районе 129 татарских деревень. При мечетях района действуют 83 курса. Сегодня преподаватели этих курсов собрались на мероприятие, посвящённое начатому в стране Году учителя. Большинство преподавателей - женщины, но есть 5-6 мужчин. Лучшие из них были награждены ценными подарками и Благодарностями мухтасибата. Собрание открыл имам-мухтасиб района Раиль хазрат Гилязов, который рассказал о состоянии учебного процесса в мечетях района. Затем открытый урок по таджвиду - науке правильного чтения Корана - провела Рая абыстай. После чего пред собравшимися выступил главный казый Татарстна Жалиль хазрат Фазлыев, рассказавший о важности учёности в исламе, об особенностях методики преподавания исламских наук. Жалиль хазрат встретился и с главой района А.Назировым, с которым был разговор о предстоящем съезде мусульман Татарстана.

/22.02.2010/ Собрание мухтасибата в Пестрецах

Сегодня в Пестречинском мухтасибате Татарстана состоялось собрание имамов. В районе действует 15 мечетей, на собрании кроме имамов были приглашены абыстаи и главная абыстай района. Перед собравшимися выступил главный казый Татарстана Жалиль хазрат Фазлыев, который в течение почти 4 часов отвечал на вопросы имамов, касающиеся в том числе вопросов юридического обеспечения деятельности общин. По итогам собрания было решено ввести в практику ежемесячное проведение районных собраний мухтасибата. В целях подготовки к предстоящему съезду мусульман решили сформулировать свои пожелания в виде наказа, который будет передан президиуму съезда от имени районного духовенства.

/22.02.2010/ Завтра в Сабах - конкурс на лучшего парня-мусульманина

В Сабинском мухтасибате уже в течение многих лет проводится конкурс на лучшего парня-мусульманина, его итоговая часть проходит именно 23 февраля в районном ДК. Завтра в 19.00 состоится очередной такой конкурс, в нём примут участие победители зональных соревнований района. Такие мероприятия стали очень эффективным методом дагвата среди сельской школьной молодёжи и неизменно привлекают широкий общественный интерес, внося свой вклад в патритическое воспитание молодёжи. Инициатором этих соревнований является имам-мухтасиб Айнур хазрат. В завтрашнем мероприятии ожидается участие главного казыя Татарстана Жалиля хазрата Фазлыева.

/19.02.2010/ Рафику хазрату Мухаметшину - 55 лет

Сегодня в РИУ прошла презентация изданных в университете за последние два года книг. Выставка была организована в день 55-летнего юбилея ректора РИУ Рафика хазрата Мухаметшина. Первым слово было предоставлено Ринату Закирову, председателю исполкома Всемирного конгресса татар, депутату Госсовета РТ, который призвал усилить работу на татарском языке в РИУ, по его мнению, в случае отказа от языка, татары будут ведомы чьими-то инородными традициями. Если же будет сохранен татарский язык, то татары сохранят и собственные традиции в богословии, за которыми последуют многие. От имени бюро ВКТ он вручил Рафику хазрату высшую награду ВКТ - медаль. В своем выступлении Рафик хазрат сообщил, что в РИУ созданы и напечатаны учебно-методические комплексы по всем религиозным предметам, по всем им сделаны программы. Этот труд сделан впервые, этим можно гордиться. Причем создаются учебники с опорой на собственные традиции. За последние два года издано 65 книг, среди которых есть очень важные работы. Издаётся собственный журнал в РИУ, вышло 4 номера "Минбар"а. В РИУ сейчас обучается 600 студентов. По словам Рустама хазрата Батрова до прихода Рафика хазрата к руководству РИУ в нём было издано всего 40 книг, а при нём только за два последних года - 65 книг, причём около 50 книг в стадии изготовления. Выступивший Валиулла хазрат Якупов вручил Рафику хазрату Благодарственное письмо ДУМРТ, а также сказал, что мусульманское сообщество Татарстана гордится тем, что ректором профильного университета является такой авторитетный научный деятель, член-корреспондент АНРТ, академик-секретарь гуманитарного отделения АНРТ, профессор, не случайно Рафик хазрат избран председателем Совета ректоров мусульманских учебных заведений РФ. По мнению Валиуллы хазрата Рафик Мухаметшин давно заслуживает звания академика, избрание в этом качестве положительно сказалось бы на имидже уммы Татарстана. С тёплыми поздравлениями в адрес Рафика хазрата выступили также вице-президент АНРТ Наиль Валеев, зам.министра образования и науки РТ Вадим Хоменко, представитель генконсульства Ирана г-н Зераи. Начальник управления внутренней политики аппарата Президента РТ Александр Терентьев вручил Рафику хазрату Указ Президента РТ о награждении его званием "Заслуженный деятель науки РТ". С поздравлением к Рафику хазрату обратился имам-мухтасиб г.Казани, ректор Казанского Исламского колледжа Мансур хазрат Джалялетдин, который в частности сказал, что РИУ многое делает в книгоиздательской сфере, а ведь ещё в 80-е годы у мечети нелегально продавали лишь сделанные на фотобумаге самодельные копии мусульманских брошюр, не было практически ничего. Сейчас же мусульманская литература приобретает, благодаря усилиям в том числе ученых РИУ под руководством Рафика хазрата, научный выверенный характер. Студенты в честь юбилея их любимого ректора испекли большой торт, который оказался кстати на организованном после презентации чаепитии.

/19.02.2010/ Завтра: митинг "Наркотики - это терроризм"

20 февраля в 12.00 на площади у НКЦ "Казань" проводится митинг "Наркотики - это терроризм", организуемый фондом "Странник". Приглашаются все неравнодушные жители города - так написано в выпущенной листовке по этому поводу. Предлагаются такие лозунги для митинга: Защитим наших детей! Казань - столица спорта, здорового образа жизни! Казань обязана быть территорией без наркотиков! Проведение мероприятия благословил Архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ.

/18.02.2010/ Избраны делегаты от г.Казани на 1У съезд мусульман Татарстана

Сегодня в мечети Марджани состоялось общее собрание имамов г.Казани, главным вопросом повестки дня были выборы делегатов на Четвёртый съезд мусульман Татарстана. Как известно, Декабрьский Пленум ДУМРТ определил квоту избрания делегатов как один делегат от двух мечетей, причём речь идёт только об официально зарегистрированных мечетях. На декабрь 2009 года по г.Казани было 42 мусульманских зарегистрированных прихода, таким образом от мусульман Казани должен быть избран 21 делегат. Такое ограничение вносило определённую интригу в процесс избрания. На собрание прибыло около 50 имамов города, вёл собрание имам-хатыйб мечети Марджани, член Совета улемов ДУМРТ Ильфар хазрат Хасанов. Собрание началось с молитвенного напутствия имама-мухтасиба г.Казани Мансура хазрата Джалалетдина. С информацией о предстоящем съезде и об особенностях его проведения выступил Валиулла хазрат Якупов. Затем было внесено выработанное Советом мухтасибата предложение по составу делегатов, это предложение наш ло полную поддержку имамов, оглашённый список был избран единогласно. Среди избранных делегатов: имам-мухтасиб Мансур хазрат Джалялетдин, имам-хатыйб мечети "Болгар" Ильдус хазрат Фаизов, имам-хатыйб мечети "Шамиль" Махмут хазрат Шарафутдин, имам-хатыйб мечети "Медина" Гильмулла хазрат Халиуллин и др.

/18.02.2010/ Объявлен конкурс на лучшую мечеть г.Казани

По инициативе исполкома мэрии Казани объявлен конкурс на лучшую мечеть Казани. Об этом сегодня на собрании имамов Казани объявил начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ирек Арсланов. Целью конкурса является усилить социальную работу мечетей с населением, привлечь кним внимание общественности, организовать экскурсионное обслуживание. Для участия в конкурсе мечетям нужно подать заявку на участие.

/17.02.10/ Нравственность в опасности (Султыгов Абдул-Хаким)

Модернизация может быть угрозой для духовной культуры и нравственных основ народа Информация о том, что в минувшие выходные члены "Единой России" обсуждали официальный партийный документ "Нравственная основа модернизации" и пришли к выводу, что нравственной основой модернизации должно стать православие, подается журналистами не вполне корректно.
Да, действительно, в субботу, 13 февраля, состоялась дискуссия по одной из важнейших тем - сохранение духовных и культурных основ российского общества в условиях модернизации. Сразу хочу заметить, что это была именно дискуссия, и никаких официальных документов принято не было, и ни в коем случае не следует думать, что в ближайшее время может появиться какая-либо обязательная общегосударственная идеология. Это не могло бы произойти даже теоретически, поскольку в Конституции РФ более чем четко написано о том, что никакая идеология не может быть признана государственной или обязательной. Это положение является одной из основ существующего конституционного строя, и внесение изменений в Конституцию в этой части предполагало бы созыв Конституционного собрания или референдум.
Традиционными для России религиями прежде всего являются православие, ислам, буддизм и иудаизм. Историческое и культурное взаимодействие религий, языков и народов - это и есть история формирования и развития России как уникального и универсального государства-цивилизации.
Модернизация, как показывает исторический опыт, часто может являться угрозой для духовной культуры. Предыдущие две масштабные модернизации - петровская и советская - были насильственными, и осуществлялись за счет слома устоявшихся традиций и нравственных законов. Особенно губительной для духовного и нравственного состояния общества был, конечно, советский период истории (богоборчество, коллективизация, репрессии против инакомыслящих).
Мои однопартийцы, обсуждая нравственную основу модернизации, прежде всего имеют в виду, что необходимо учитывать исторические уроки и думать о защите духовных основ российского народа, его культурной и цивилизационной идентичности. Речь идет именно о проблеме защиты нравственности, а не о попытке разработать и утвердить какую-то обязательную государственную идеологию, как это сейчас подается в отдельных журналистских материалах.
И потом, следует понимать, что партии, в отличие от государств, по определению имеют свою идеологию, и людям предоставляется право голосовать за ту или иную партийную программу на выборах.

/16.02.2010/ Открытый урок в Балтасинском районе: Исламская культура в школе

Сегодня в д.Куныр Балтасинского района РТ состоялся открытый урок по предмету "нравственность", основанному на ценностях Ислама. Как известно, в 20 школах этого района преподаётся этот предмет, обучением охвачен 1831 ученик. Занятия ведут педагогические работники, имеющие профильное педагогическое образование. Сегодня для обретения опыта в мероприятии участвовала делегация Камско-устьинского района, которая состояла из зам.главы, зав.РОНО и трёх директоров школ. По традиции на этих открытых уроках собираются преподаватели "нравственности" со всех школ Балтасинского района. После урока состоялось совещание, посвящённое практике преподавания знаний о религиозной культуре в средней школе, которое провёл главный казый Татарстана Жалиль хазрат Фазлыев.

/15.02.2010/ Представление посла США в ОИК

Президент США представил нового посла Вашингтона в Организации Исламская конференция. Представляя Ришада Хусейна, Барак Обама сказал: "Это опытный юрист, пользующийся доверием Белого Дома, сыгравший ключевую роль в развитии того партнерства, к которому мы призывали в Каире". Ришаду поручено в ОИК действовать в направлении разрядки существующей напряженности в отношениях между США и исламским миром. Первый дипломатический представитель США в ОИК был назначен в последние годы президентства Буша, когда трения между Вашингтоном и исламским миром достигли своего апогея. В настоящее время у США сложился крайне негативный имидж в исламском мире. Два исламских государства, Ирак и Афганистан, находятся под американской оккупацией, а Израиль с подачи США продолжает творить преступления против многострадального палестинского народа. Этот режим за последние два года развязал две опустошительные войны, на юге Ливана и в секторе Газа, и в своем стремлении истребить мусульман пользуется щедрой финансовой, военной и политической поддержкой со стороны США. Американцы под предлогом терактов 11 сентября 2001 года нагнетают в мире невиданную кампанию исламофобии, косвенно или напрямую отождествляя ислам с терроризмом. По этой причине за минувшее десятилетие США создали множество проблем для мусульман по всему миру, в том числе и в самой Америке. Все это время после каждого теракта обвинения сразу же обрушивались на мусульман. Американцы также неоднократно заявляли, что для искоренения терроризма в мире необходимо в корне изменить образ жизни мусульман и насадить в исламских странах западную культуру. Совокупность этих факторов вызвало невиданный рост негодования и отвращения к США среди исламских стран. Последние социологические опросы в ряде исламских стран, правительства которых считаются союзниками Вашингтона, говорят о том, что более 90 % населения питают отвращение к Америке. Конечно, Барак Обама за год своего президентства всячески старался завоевать доверие и дружбу исламского мира. В своей инаугурационной речи он говорил о дружбе с мусульманами, а в ходе выступления в Анкаре недвусмысленно заявил, что США не собираются воевать с исламом. Тем не менее мусульмане пока не видят дружественного отношения со стороны американцев. За это время накал военных кампаний в Ираке и Афганистане продолжал расти, Вашингтон не перестал поддерживать преступления палестинцев, продолжая в то же время давить на ИРИ, не выполнил своих обещаний об освобождении мусульман из скандальной тюрьмы Гуантанамо. В этих условиях представление нового посла США в ОИК не может в одночасье изменить вконец испортившиеся отношения между Вашингтоном и исламским миром. Напомним, что от РФ представителем в ОИК является Камиль Исхаков, благодаря активности которого в Джидде куплено здание и идёт его обустройство.

/15.02.2010/ Анонс: 24 февраля конференция по родному языку в Москве

24 февраля в Москве состоится Четвёртая международная научно-практическая конференция, посвящённая международному дню родного языка, установленному ЮНЕСКО, с участием видных учёных, деятелей культуры, представителей общественных и государственных организаций г.Москвы, Татарстана. По окончании конференции будет концерт татарской песни силами московских солистов, участвуют: Динар Фейсханов и его группа. Приглашаются все желающие, кому небезразлична судьба родного языка. Материалы конференции будут опубликованы. Заявки на участие в конференции и выступлениях, а также справки по телефону:

(495)953-64-81, факс: 953-73-28; e-mail: 9536481@mail.ru Конференция проводится по адресу:
Москва, Новая Басманная ул., д.4.
Вход свободный.
Организаторы конференции: Московское общество татарской культуры "Туган тел" и местные национально-культурные автономии татар Восточного, Зеленоградского, Северного, Центрального округов г.Москвы. Начало в 16.00, регистрация участников с 15.30.

Из Казани в работе конференции ожидается участие учёного Рафаэля Мухаметдинова.

/12.02.2010/ Анонс: 19 февраля - презентация изданий РИУ за 2008-09 годы

На 19 февраля назначено проведение презентации изданий Российского Исламского университета, вышедших за последние два года. Нужно отметить, что РИУ превращается в центр выпуска интеллектуальной шариатской книжной продукции. Особенно заметен стал объём выпущенных книг в дни 10-летия университета, отмечавшегося осенью 2008 года. Презентация состоится в актовом зале РИУ, начало мероприятия в 10.00. В рамках презентации предусмотрено поздравление Рафика хазрата Мухаметшина с 55-летием.

/11.02.2010/ Обсуждение обучения религии в школе на комитете по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ

Вчера состоялось заседание комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, посвящённое обсуждению проблемы преподавания знаний о религии в школе. На заседании выступил главный казый Татарстана Жалиль хазрат Фазлыев, который подчеркнул, что решение о преподавании религии в школе уже принято, время обсуждений и протестов давно прошло, к этим протестам тем более что никто не собирается прислушиваться. Необходимо наоборот использовать возникшие возможности для донесения информации об Исламе. Многие до сих пор заблуждаются по поводу наличия в Конституции РФ статьи об отделённости государства от религии, там такой статьи давно нет, а лишь написано о том, что РФ - это светское государство. Позиция Ислама понятна: нет принуждения к религии, из этого исходя надо обучать тех, кто хочет. Проблемы кадров также не существует - найти любящих религию учителей гуманитариев сейчас нетрудно, ведь чтобы преподать 34-часовой курс школьникам по основам конфессиональ ных культур нет необходимости оканчивать духовные академии. Тем более, что этим учителям можно предложить посещать курсы по этим предметам в системе наших медресе. Необходимо нецелиться на конкретную работу в этом направлении. Напомним, что в конце 2009 года увидел свет учебник Жалиля хазрата Фазлыева "Основы исламской культуры", по которому уже свыше десяти лет идёт преподавание в Балтасинском районе. Опереться на этот опыт предложил председатель комитета Разиль Валеев. К сожалению, присутствовавшие на заседании светские учёные продемонстрировали свою отсталость от реальной жизни, повторив старые тезисы о недопустимости внедрения религии в школу.

/10.02.2010/ Заседание комиссии Общественной Палаты РТ по вопросам культуры, развития интеллектуального потенциала республики, этно-конфессиональным отношениям

Сегодня в помещении Общественной Палаты РТ состоялось заседание комиссии Общественной Палаты РТ по вопросам культуры, развития интеллектуального потенциала республики, этно-конфессиональным отношениям, на котором был утверждён план работы данной комиссии на первое полугодие 2010 года. В работе комиссии принял участие Валиулла хазрат Якупов.

/10.02.2010/ Завершение работы конференции об Исламской революции в Иране

Сегодня в Казани завершила работу международная научная конференция "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы". Работа продолжалась в секциях. В секции "Религиозный фактор во внутренней и внешней политике ИРИ" выступил Валиулла хазрат Якупов, кандидат исторических наук, который прочёл доклад "Реакция мусульман Татарстана на Исламскую революцию в Иране в 1979 г.". Яна Амелина выступила с докладом "Политический шиизм в современной России: влияние Ирана". По её словам, сами шииты говорят о проживании в РФ 6 миллионов шиитов, это явное преувеличение. В Москве существует единственная зарегистрированная в России шиитская религиозная организация. По оценке самих шиитов, среди новообращённых в Ислам русских - 90% придерживаются шиизма. В России, по мнению выступающей, идёт активная реклама шиизма, за которой стоят политические интересы Ирана. Руководству страны его представляют как противовес ваххабизму. Сейчас в России идёт работа по регистрации ДУМ шиитов. Он необходим для обретения возможности строить шиитские мечети. Руководитель шиитской организации в Москве по национальности талыш. В секции выступил профессор Альберт Бурханов, Алсу Арсланова и др.

/09.02.2010/ В Казани открылась ирано-татарская конференция

Сегодня в актовом зале КГУ открылась Международная научная конференция "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы". Открывший её ректор КГУ Макзюм Салахов рассказал о давних исторических связях этого университета с персидским миром: при формировании востоковедного разряда университета огромную роль в его становление внёс перс по происхождению Александр Казембек. Он, например, готовил к экзаменам Льва Толстого. С приветствием к конференции обратилась вице-премьер, министр культуры РТ Зиля Валеева, которая сказала, что Исламская революция в Иране стала одним из самых резонансных событий ХХ века, что Иран - удачное совмещение традиций и современности. У Татарстана есть тесные контакты с ИРИ, в 1996 году Иран посетил с визитом Президент РТ М.Ш.Шаймиев, в 2001 году Казань посетил Президент ИРИ М.Хатами. В мае 2008 года подписан протокол о сторудничестве между Организацией культуры и Исламской ориентации ИРИ и Минкультуры РТ, теперь сотрудничество приняло плановый характер.
Посол ИРИ в РФ Сайед Саджади в приветствии сказал, что опыт Ирана адресован и российским мусульманам, т.к. экстремизм имеет внешнее происхождение(США, Израиль) и никакого отношения к Исламу не имеет. Он выразил надежду, что мусульмане сохранят себя от экстремизма. Генеральный консул ИРИ в Казани Реза Кондори сказал, что в будущем году состоится конференция по татарской культуре в Тегеране. Член высшего совета культурной революции ИРИ Хасан Азгади сказал, что ранее считалось, что религия превратилась в антиквариат, но Исламская революция в Иране заставила пересмотреть все эти концепции. По его мнению, Исламская революция превратилась в мировове движение и продолжается. Завтра конференция продолжит работу в секциях.

/09.02.2010/ Приход "Казанского муфтията" зарегистрирован в Самаре

Управление МЮ РФ по Самарской области произвело государственную регистрацию местной мусульманской религиозной организации - Прихода мечети "Хамидулла" Централизованной религиозной организации Ассоциации мусульманских религиозных организаций "Казанский муфтият". Решение принято 28 декабря 2009 года. Запись в ЕГРЮЛ внесена 15 января 2010 года. Имам-хатыйбом этого прихода определён Габделджамиль хазрат Садыков, его заместитель - Наиль Хамидуллин. Будущая мечеть будет названа в честь его дедушки. Таким образом, теперь в Самарской области впервые появилась мусульманская организация, не входящая с ЦДУМ, а относящаяся к СМР.

/08.02.2010/ Иранская делегация в ДУМРТ

Сегодня резиденцию ДУМРТ посетила делегация из Исламской республики Иран, которая прибыла для участия в Международной научной конференции "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы". Эта конференция начнёт работу завтра в КГУ. Гостей приветствовал муфтий Гусман хазрат Исхаков, который ознакомил с религиозной ситуацией в Татарстане, подчеркнул роль РИУ, работе которого уделяет особое внимание Президент Татарстана. По мнению муфтия, только путём правильного религиозного образования можно противостоять экстремизму. Говоря о роли нынешнего Президента Республики, муфтий сказал, что он не укладывается в поговорку "один в поле не воин", т.к. он доказал, что может быть воином и один. С объединительного съезда мусульман Татарстана 1998 года, прошедшего по инициативе М.Шаймиева, для мусульманского сообщества республики пришёл мир и баракат(благодать). В заключение муфтий сказал, что для мусульман является ошибкой выезд в другие страны, пользу для Ислама над о приносить здесь, стараться ради Ислама тут. Ведь в нашей стране есть свобода вероисповедания, только мусульманам самим надо полностью пользоваться законами, как это умеют делать христиане. От гостей выступил член Высшего совета культурной революции Исламской Республики Иран Хасан Рахимпур Азгади, который в частности сказал, что величие Ислама сохраняется на данной земле, и это плод совместных усилий и верующих и руководства Татарстана. Содействует такой атмосфере здесь, безусловно, ханафитский мазхаб, т.к. он основан на умеренности, поэтому является противоядием для экстремизма. К сожалению, в Королевстве Саудовская Аравия и др. странах очень жестко осуждают мусульман других взглядов. Это не свойственно для ханафитов, поэтому имама Абу Ханифу критикуют фанатики, т.к. в этом мазхабе приветствуется кыяс и рай`. В этой связи молодёжи надо разъяснять пагубность такфира. Гость выразил надежду на сохранение умеренности на этой территории. Он сказал, что радикализации мусульман зачастую способствует внешняя агрессия, так до появления американцев в Афганистане и Ираке, там вообще не было случаев суицидных терактов, теперь же их стало много. Во встрече принял участие руководитель Департамента внешних связей аппарата Президента РТ Тимур Акулов, а также Валиулла хазрат Якупов.

/06.02.2010/ ЦДУМ сформировал делегацию для участия в работе 1У съезда мусульман РТ

ЦДУМ сформировал свою делегацию для участия в работе Четвёртого съезда мусульман Татарстана. Она будет возглавляться шейх-уль-исламом, Верховным муфтием, председателем ЦДУМ Талгатом Сафа Таджуддином. Членами делегации определены:
1. Крганов Альбир Рифкатович - муфтий Чувашской Республики.
2. Саматов Тагир Габдулхакович - муфтий ХМАО-Югры.
3. Пончаев Жафяр Насибуллович - муфтий Северо-западного региона России.
4. Раев Ринат Афраемович - муфтий Челябинской и Курганской областей.
5. Яруллин Вагиз Летфуллович - муфтий Самарской области.
Напомним, что съезд запланирован на 27 февраля.

/05.02.2010/ В Татарстане новый Президент

В мусульманском сообществе Татарстана обсуждается наделение полномочиями Президента Татарстана Рустама Минниханова. В ДУМРТ группа высшего духовенства даже смотрела прямую трансляцию с заседания Госсовета РТ по телевизору, причём сразу после объявления о наделении полномочиями Президента Р.Минниханова, тут же был прочитан Коран, после чего произнесена дуа(молитва) с пожеланиями успешности и благодатности для деятельности нового Президента. Многие мусульманские священнослужители надеются на продолжение традиций поддержки мусульманских инициатив со стороны нового руководства, как это происходило при М.Шаймиеве.
Валиулла хазрат Якупов отмечает симптоматичность в наличии в его фамилии частицы "минни"(от татарского "минле", т.е. буквально означающий "отмеченный родимым пятном", а в переносном смысле переводимый как "счастливый"), ведь аналогичная частица присутствует и в имени Минтимера Шариповича. М.Шаймиев в своих интервью часто объяснял, что его имя переводится не "я - железный", а в смысле отмеченности Богом. Помимо этой частицы отмеченности Богом, в фамилии Минниханов присутствует и слово "хан" - традиционный титул властителя у татар, относимый к лицам царского достоинства. Даже из этих внешних параллелей можно надеяться, что правление Рустама Нургалиевича будет благоприятным, полезным для народа и религии.

/05.02.2010/ Анонс: 3 апреля конкурс "Сююмбекины сестрёнки и братишки"

3 апреля состоится ежегодный конкурс "Сююмбекины сестрёнки и братишки", организуемый общественной организацией "Муслима" при поддержке мечети Марджани, мечети "Сулейман", благотворительного фонда "От сердца к сердцу" и РИУ. Конкурс пройдёт в здании мечети Марджани, начало в 9.00. В конкурсе ожидается участие школьников не только Татарстана, но и других регионов России. Конкурс проходит на знание Корана и по нравственности.

/04.02.2010/ Анонс: 19 февраля исполняется 55 лет Рафику Мухаметшину

Февраль насыщен важными событиями в жизни мусульманского сообщества Татарстана. Одним из них будет отмечаемое 19 февраля 55-летие Рафика хазрата Мухаметшина, ректора Российского Исламского университета, председателя Совета ректоров исламских вузов России, члена Совета муфтиев России. Мусульманское сообщество РТ гордится тем, что во главе профильного мусульманского вуза находится известный во всём мире учёный, член-корреспондент Академии наук Татарстана, академик-секретарь гуманитарного отделения АНТ, профессор, доктор политических наук. Рафик хазрат ведёт и большую общественную работу - он является членом исполкома Всемирного конгресса татар, возглавляет в нём религиозную комиссию.

/03 февраля 2010/ Опыт борьбы с сектантами

В Туркменистане продолжают посещать с проверками протестантские молитвенные собрания в различных частях страны, сообщает "Форум 18".
Одну из таких проверок возглавил бывший верховный муфтий Ровшен Аллабердыев, который в настоящий момент является имамом Дашогузского региона и главой областного Совета по религиозным делам. Аллабердыев и сопровождающие его официальные лица во время обыска конфисковали сектантские книги. Все собравшиеся на встречу сектанты - 22 человека - были доставлены в здание местной администрации, где их допрашивали и требовали подписать заявление о том, что они не будут посещать церковь в будущем.
"Некоторые подписали и теперь боятся посещать богослужения, особенно новые люди, - сообщил "Форуму 18" один из членов общины. - Нам сказали, что незаконно встречаться без государственной регистрации. На что мы им ответили, что мы уже подали на регистрацию и ждем ответа". Во время проверки в другом регионе милиция обвинила пастора в том, что он нарушил областной закон, совершив молитву на праздновании дня рождения.
Две протестантские общины, которые подвергаются преследованиям со стороны властей - баптистская община "Путь веры" в северном городе Дашогуз и община пятидесятников "Мир миру" в южно-восточном городе Мары - из тех религиозных организаций, которые тщетно пытаются получить государственную регистрацию уже много лет. Пастор одной из этих общин находится в обширном списке невыездных граждан страны.
В ходе последней проверки воскресного богослужения баптистской общины "Путь веры" 20 декабря 2009 г. представители властей конфисковали около 100 сектантских книг. Члены общины в январе 2010 г. встретились с Аллабердыевым и другими официальными лицами, попытавшись решить проблему и вернуть конфискованную литературу. В ответ на просьбы членов общины вернуть хотя бы личные Библии две из них были возвращены.
Однако баптистам не удалось убедить представителей властей в том, что у них есть право спокойно совершать богослужения, потому что именно об этом праве говорилось в международных обязательствах по правам человека, которые подписал Туркменистан даже после того, как они напомнили чиновникам, что их заявление о получении государственной регистрации находится на рассмотрении. "Мы не прячемся, - заявил "Форуму 18" один из членов общины. - Мы действуем открыто".
Притеснения, отказ в получении государственной регистрации, запрет на выезд из страны видных верующих, продолжающиеся конфискация и цензура религиозной литературы, а также заключение в тюрьму Свидетелей Иеговы, которые отказываются от военной службы по религиозным убеждениям, происходят в то время, когда Туркменистан вежливо уверяет Комитет по правам человека ООН в том, что граждане и жители страны живут в атмосфере свободы религии, собраний и движений.

/02.02.2010/ Идёт подготовка к Четвёртому съезду мусульман Татарстана

27 февраля состоится 1У съезд мусульман РТ в здании театра им.Г.Камала. В соответствии с решением Декабрьского Пленума ДУМРТ была определена квота: избрание одного имама от двух приходов в каждом из 45 мухтасибатов ДУМРТ. Сейчас в мухтасибатах проходят выборы делегатов, в ряде мухтасибатов выборы уже прошли, соответствующие протоколы начали поступать в ДУМРТ. Приказом муфтия определена организационная группа, занятая подготовкой проведения съезда, в состав которой вошли практически все штатные сотрудники ДУМРТ. Съезд изберёт руководство ДУМРТ и определит стратегию развития мусульманского сообщества на предстоящую преспективу.

/01.02.2010/ Анонс: ирано-татарская конференция пройдёт в Казани

Международная научно-практическая конференция "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и будущие перспективы" пройдет 8-10 февраля 2010 года в Казани. В ней планируется участие видных ученых, преподавателей, представителей органов государственной власти, которые занимаются проблемами политики, экономики и культурного развития Ирана. Организаторами конференции являются Центр евразийских и международных исследований КГУ и Международный университет Имама Хомейни. Начало 9 февраля в 9.00 в актовом зале КГУ.

/01.02.2010/ Фонд поддержки Исламской культуры, науки и образования рассмотрел распределение грантов на начало этого года

На состоявшемся недавно заседании Правления Некоммерческого благотворительного фонда "ФОНД ПОДДЕРЖКИ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ" была проанализирована работа сотрудничающих с ним российских мусульманских и иных общественных организаций по освоению пожертвований, полученных ими от Фонда.
С удовлетворением было констатировано заметное увеличение активности грантополучателей в вопросах проведения различного рода общественно-значимых мероприятий. Так, если в 2007 году Фонд оказал содействие в реализации 53 общественно-значимых проектов, выделив на эти цели более 11 млн. рублей, то в 2008 году число поддержанных мероприятий возросло до 115 (более 20 млн. рублей). По предварительным итогам 2009 года установленным порядком было профинансировано уже 160 различных проектов на общую сумму более 36 млн. рублей.
Естественно, что увеличение объемов финансирования по данному направлению было обусловлено ростом количества поступающих в Фонд заявок на проектную деятельность.
Не имея возможности пойти на еще большее, чем было произведено, увеличение расходов на проектную деятельность в условиях общего экономического кризиса в 2009 году, Правление Фонда на своем первом заседании текущего года все же приняло решение рассмотреть и частично удовлетворить также "сверхплановые" (оставшиеся не рассмотренными ранее) заявки, принимавшиеся в течение практически всего прошлого года.
Таким образом, на заседании 21 января с.г. было рассмотрено в целом 248 заявок, по 43 из которых были выделены гранты на общую сумму более 16 млн. рублей. Для сравнения - на аналогичном заседании в прошлом году Правление рассмотрело 68 заявок, из которых 27 было принято (на сумму более 4,5 млн. рублей).
Необходимо отметить, что подобное важное конструктивное решение при учреждении грантов принято впервые за все время существования нашего Фонда.
На заседании были также подведены определенные итоги благотворительной деятельности Фонда за прошедшие три года. Так, например, отмечено, что по выделенной в 2007 году благотворительной помощи (первый год работы Фонда) к настоящему времени получены и положительно приняты Фондом отчеты на сумму, равную 99,5% от общего объема выплаченных финансовых средств. Это свидетельствует как о повышении ответственности грантополучателей, росте уровня сложившегося между ними и Фондом взаимопонимания и взаимного доверия, так и о совершенствовании механизма сотрудничества в целом.
Несколько грантов выделено и Татарстану.

/29.01.2009/ В Тюлячинском районе отметили 90-летие Яхъи Абдуллина

Сегодня в Тюлячях - районном центре РТ состоялось мероприятие, посвящённое 90-летию Яхъи Абдуллина(1920-2006), известного татарского учёного исламоведа. В здании районной библиотеки собрались преподаватели школ, общественность. Перед собравшимися выступили ученики Я.Абдуллина - член-корреспондент АНРТ, ректор РИУ Рафик хазрат Мухаметшин и зам.директора ИИ АНРТ Фарит Султанов. Гости из Казани также побывали в родной деревне Я.Абдуллина.

/28.01.2010/ Махмуд Аббас в Казани

Со вчерашнего дня в Казани находился Махмуд Аббас, в программе визита которого была существенна религиозная составляющая. Сегодня утром он прибыл в РИУ, встретился с преподавателями, студентами, выступил перед ними, ознакомился с современными технологическими возможностями, имеющимися в РИУ. Так, была организована онлайн видеосвязь с ещё двумя РИУ - в гг.Грозный и Уфе. Далле, М.Аббас прибыл в мечеть Кул Шариф, где принял участие в полуденной молитве, в которой предстоял муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков. Нужно сказать, что большинство палестинцев придерживается мазхаба Абу Ханифы, в том числе следует этому направлению Ислама и Махмуд Аббас. Далее он посетил и православный собор. С этой стороны татарский и палестинский народы схожи - у палестинцев также есть православное меньшинство, как и кряшены у татар.

/27.01.2010/ Завтра Махмуд Аббас посетит РИУ

Завтра Махмуд Аббас посетит Российский Исламский университет, где его будут встречать ректор РИУ Рафик хазрат Мухаметшин и муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков. После этого М.Аббас посетит мечеть Кул Шариф в сопровождении муфтия Гусмана хазрата Исхакова.

/26.01.2010/ 90-летие Яхъи Абдуллина

Сегодня в институте истории АНРТ вспоминали доктора философских наук, почётного академика АНРТ Яхъю Абдуллина(1920-2006). В ознаменование этого юбилея состоялась научно-практическая конференция "Татарская общественная мысль: традиции, проблемы, перспективы". С докладами и воспоминаниями выступили ученики Я.Абдуллина: ректор РИУ Рафик хазрат Мухаметшин, зам.директора ИИ АНРТ Фарит Султанов, зав.кафедрой РИУ Наиль Гарипов и др. С приветствием к участникам конференции обратился Валиулла хазрат Якупов, который в частности сказал, что Я.Абдуллин стал связующим звеном между нарождающимся татаро-мусульманским духовенством и светской наукой, т.к. Яхъя Абдуллович не жалел времени для общения с муллами, проводил встречи с шакирдами медресе, участвовал во многих мероприятиях ДУМРТ. Не случайно он становится членом Совета улемов ДУМРТ с первого созыва и остаётся им до самой смерти. Я.Абдуллин сотрудничал с издательством "Иман", в котором увидело свет три его книги: в 1998 году напечатана книга "Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место"; в 2001 году на татарском языке - "Ислам и его место в жизни татарского народа"; в 2002 году была переиздана вышедшая в 1976 году его монография "Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основные проблемы", причём в эту книгу была включена глава о джадидизме, не включённая в издание 1976 года по цензурным соображениям. Особенно важно, что Я.Абдуллин в 1990-е годы много писал о джадидизме - в тот период, когда закладывался вектор развития татарского Ислама. Я.Абдуллин был практикующим мусульманином - он совершил умру, посещал пятничные молитвы. А ведь в своё время он работал секретарём Казанского горкома КПСС по идеологии. Яхъя Абдуллович остался в памяти олицетворением мусульманских черт характера - спокойным, скромным, вежливым, помогающим. Многие участники конференции заканчивали свои выступления молитвенными словами, прося у Бога радостей для его души, одарения его раем.

/11.01.2009/ Главный казый РТ встретился с коллективом медресе им.1000-летия

Сегодня в Казанском высшем мусульманском медресе им.1000-летия принятия Ислама встречали главного казыя Татарстана Жалиля хазрата Фазлыева. В эти дни в медресе проходит сессия заочного отделения, слушателями которого в основном являются имамы из разных регионов страны, повышающих свои шариатские знания. Жалиль хазрат выступил с проповедью и наставлениями, затем отвечал на многие вопросы слушателей медресе и шакирдов.

/11.01.2009/ Учебник "Основы Исламской культуры" получили дети п.Кильмезь

Вчера в мечети поселка Кильмезь Кировской области состоялась встреча главного казыя Татарстана Жалиля хазрата Фазлыева с учащимися в мечети школьниками по случаю завершения их обучения на курсах изучения Ислама, организованных во время школьных каникул. Жалиль хазрат выступил с проповедью и роздал в подарок детям недавно изданный под его авторством учебник "Основы Исламской культуры". Эта книга оказалась очень кстати, так как мусульманские дети в этом посёлке из-за недостаточного уровня знания татарского языка нуждались в пособии на русском языке. На каникулярных курсах обучились свыше двух десятков детей. Курсы были организованы попечением местного имама Василя хазрата, в Кильмезской мечети есть и свои преподаватели по основам Ислама.

/11.01.2009/ В Башкортостане начали мероприятия по 120-летнему юбилею Ахмет-Заки Валиди

В этом году 10 декабря исполняется 120 лет крупному учёному-тюркологу, историку, создателю республики Башкортостан Азматзаки Валиди. У этого известного деятеля был весьма плодотворный казанский период его жизни - он ряд лет являлся преподавателем Казанского медресе "Касыймия". Этот год пройдёт в качестве года Валиди. На родине А.Валиди был дан старт юбилейным мероприятиям - проведен круглый стол и пресс-конференция, посвященные 120-летию со дня рождения выдающегося ученого, общественного и политического деятеля, создателя и первого руководителя Башкортостана. Обсудить значение этой выдающейся личности в истории башкирского и всех других тюркских народов собрались представители Исполкома Всемирного курултая башкир, Дома дружбы народов Республики Башкортостан, Союза писателей РБ, общественных, политических и молодежных объединений, известные ученые и журналисты. Собравшимися еще раз была подчеркнута роль Ахмет-Заки Валиди в отечественной истории, развитии науки, в первую очередь востоковедения и тюркологии.
Ахмет-Заки Валиди оставил в наследие потомкам большое количество своих поистине бесценных трудов. Недаром его помнят и чтят далеко за пределами Башкортостана - как в других регионах России, так и в странах Центральной Азии, Турции во всем тюркском мире.
Этот человек вошел в историю как выдающийся, всемирно признанный востоковед, подчеркнул известный исследователь жизни и научного наследия Ахмет-Заки Валиди, заведующий отделом общественно-политического развития Администрации Президента РБ, кандидат философских наук Амир Юлдашбаев. Его труды, написанные по большей части еще в первой половине прошлого столетия, не утратили своей актуальности и сегодня, они будут актуальными еще долгие годы. Ахмет-Заки Валиди был неординарной личностью, личностью выдающейся, и потому неудивительно, что он всегда привлекал к себе повышенное внимание.
Фигура Ахмет-Заки Валиди имеет большое значение не только для башкир и татар, но и для других народов, считает начальник Управления по делам архивов при Правительстве РБ Ахмет Хисматуллин. - По сути, его авторитет в сознании людей сравним с авторитетом народных героев и просветителей.
Президент Центра казахской национальной культуры "Ак Бата" Маргуба Шумова заявила, что имя Ахмет-Заки Валиди дорого всем тюркским народам. Молодежи необходимо изучать его наследие. Она предложила объявить 2010 год Годом Ахмет-Заки Валиди.

/07.01.2009/ Иса (г-м) - вестник справедливости и милосердия

Мы находимся, по представлениям христиан, в преддверии дня рождения одного из величайших божественных пророков, Иисуса Христа - Исы (г-м). Пророка, который по воле Всевышнего направлял людей на путь справедливости. Сегодня день, в который предположительно Всевышний дал Ису (г-м) его матери Марьям (Мир ей) с тем, чтобы он стал вестником справедливости и добра.
Рождество пришло. Последователи Иисуса (г-м) с радостью и нетерпением ожидают наступления нового года. Зеленые ели, увешанные разноцветными гирляндами и огоньками, украшают дома последователей этого великого Пророка. Однако есть места на земле, полные лишений и горя, что делает радость от этого праздника менее красочной и яркой. Сегодня мы видим как палестинские женщины и дети в блокированном секторе Газа вынуждены жить в голоде и холоде. Человечество на сегодняшний день устало от войн, интриг и провокаций. В таких условиях человеческая душа жаждет мира и доброжелательности. День Рождества Христова предоставляет возможность получить совет и помощь из уроков божьих пророков и повернуть мир в русло спокойствия и безопасности.
Наср - это маленький город в Палестине. Именно в этом городе жила пречистая и праведная дева Марьям. Марьям была покладистой и безупречной с точки зрения честности, чистоты и целомудрия. Однажды, когда Марьям была одна, к ней явился посланный Богом ангел Гавриил и предрек ей рождение сына. Священный Коран и некоторые Евангелия подтверждают эту истину. Всевышний в Священном Коране говорит: "И вспомни в писании Марьям. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное" (Сура "Марьям", аят 16) и продолжает: "и устроила себе перед ним завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличье совершенного человека" (сура "Марьям", аят 17), и далее говорит: "Он сказал - я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого" (сура "Марьям", аят 19).
Непорочное появление на свет Иисуса (г-м) говорит о мощи и мудрости Создателя, который не ставит для некоторых своих созданий ограничений по законным причинам и поводам. Некоторые расценили непорочное зачатие и рождение Иисуса (г-м) как проявление его божественности. Другие, принадлежащие к роду иудейскому, распяли его, чтобы тем самым обвинить его мать Марьям (Мир ей) в свершении греховного. Всевышний так сказал относительно Иисуса в 59 аяте Суры "Семейство Имрана": "поистине, Иса перед Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" - и он стал".
Иисус (г-м) принадлежит к роду сынов Давида, а его мать Марьям (мир ей) одна из четырех женщин, избранных в рай. Именно поэтому сказано, он святой, поскольку Марьям (Мир ей) и его рождение было непорочно. Всевышний одарил младенца Иисуса речью, чтоб смог он защитить свою мать Марьям (Мир ей). Вот как Священный Коран рассказывает об этом в суре "Марьям" аятах 30-33: "Он сказал: "Я раб Аллаха. Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном несчастным. И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!".
Священный Коран подтверждает те моменты, что Иисус (г-м), преисполненный знанием и мудростью и наделенный всевозможными способностями, был лишь одним из рабов божьих, преданных ему. Среди чудес, которые он творил было оживление покойных и возвращение зрения слепым от рождения людям. В аяте 49 суры "Семейство Имрана" рассказывается о том, как Иисус (г-м) сделал из глины скульптуры птицы, затем подышал на нее и по изволению Аллаха она стала птицей.
Иисус (г-м) пришел в этот мир непорочным, он обладал непорочной и безгрешной натурой, был добр к людям, помогал бедным и обездоленным и боролся с угнетателями.
Иисус (г-м) занимал столь высокое место, что в ответ на его молитвы с небес к нему спускался накрытый стол, за которым он и его последователи принимали пищу. Иисус (г-м) срывал завесу невежества с глаз людей и знакомил их с истинами и красотами науки. Он благочестием и неприятием мирских благ был у всех на устах. Борьба с врагами и стремление к справедливости еще одна отличительная черта Иисуса (г-м). В исламских писаниях было сказано, что Иисус (г-м) говорил своим ученикам: "О ученики мои, враждуя с врагами и угнетателями, вы отклонитесь от пути дружбы со Всевышним, а отдаляясь от них, вы приближаете себя к Всевышнему".
Иисус (г-м) был божественной и доброжелательной натурой. Он ходил среди народа и в полях и на нивах, в синагогах и на базарах говорил с людьми, возвращая иудеев с пути злобы и разврата на путь доброты и доброчестия. Постепенно люди осознали, что перед ними проповедник, а не обыкновенный нравоучитель, более того - он избранный вестник и великий реформатор, которого волновали несправедливость и тирания, а всепрощение и милосердие он ставил превыше всего. Иисус (г-м) предостерегал людей от гордости и спеси, и говорил: "Каждый, кто возгордится - унизиться, а тот кто будет скромен - возвысится".
Существует предание из жизни Иисуса (г-м). Как-то раз Иисус (г-м) двигался со своими сподвижниками в сторону некоего города. Недалеко от города они наткнулись на клад. Спутники Иисуса загорелись завладеть сокровищами и поэтому решили не продолжать свой путь вместе с ним. Тогда Иисус (г-м) сказал им: "Эти сокровища не доставят ничего, кроме беспокойства и бед. Но в том городе я знаю сокровище, которое не принесет мне беспокойства, и я иду к нему". Иисус вошел в город и встретил бедного болезненного вида юношу. Этот юноша с детства был сиротой. Не прошло много времени как, с Божьего повеления и помощи Иисуса (г-м), этот молодой человек стал правителем города. Как-то раз он пришел к Иисусу (г-м) и сказал: "Мои мысли постоянно занимает один вопрос - раз ты можешь бедного юношу сделать владыкой, почему ты сам довольствуешься бедными одеждами?" Иисус ответил: "Мирские блага важны для того, кто не знает, что такое наслаждение вечной жизни. Тот, на месте кого ты сегодня восседаешь, у же похоронен и никто о нем не вспоминает. Для чего нужны власть и могущество, если они всеми забыты?". Юноша погрузился в мысли и сказал: "Почему же ты помог мне достигнуть этой власти и могущества, отдалив от меня истинное удовольствие?". В ответ он услышал: "Я хотел проверить тебя, ибо в случае, если ты будешь достоин, ты сам выберешь истинный путь и пойдешь по нему". Юный правитель без промедления оставил престол и стал спутником Иисуса (г-м). Тот привел его к своим последователям и сказал: "То сокровище, за которым я шел - вот этот сирота, которого я за короткий срок вознес на самый верх власти, но он отказался от всех мирских титулов и присоединился ко мне. Но вы, несмотря на все полученные от меня за долгие годы знания, очаровались сокровищами и оставили меня в одиночестве".
Куда бы ни приходил Иисус (г-м), он направлял людей на истинный путь. Мы надеемся, что те, кто причисляет себя к его последователям, будут стремиться к общей мечте всех божественных пророков - богопослушанию и справедливости, и приложат усилия для установления спокойствия и доброты в мире.

/07.01.2010/ Влияние традиционного театрального искусства Востока на театр Запад

Театральное и драматическое искусство занимает особое место в любом обществе. Как и в былые времена, так и в современном мире элементы этого искусства играют незаменимую роль в религиозных и традиционных церемониях. Следует отметить, что театральное искусство не ограничивается приверженностью к какой-либо определенному классу, народу или государству. У театра очень богатое прошлое. Существуют доказательства того, что театральное искусство не было чуждо даже первобытным общинам тысячи лет назад.
Эксперты считают, что основным источником театра является традиционное повествование легенд и сказок. Суть этих преданий ограничивалось вначале описанием охоты и войн. Далее в них стали появляться и другие темы. Имеющиеся свидетельства гласят о том, что даже тысячи лет назад людям было очень интересно слушать предания и легенды. На последующих этапах развития театрального искусства темы представлений пополнялись рассказами о животноводстве, сельском хозяйстве, ручных ремеслах, а также о путешествиях различных племен.
Театральные и драматические представления вот уже две или три тысячелетий остаются почти что неизменными в различных регионах мира. Греческие, византийские и азиатские (в частности индийские, японские, китайские и иранские) цивилизации испытывали взлеты и падения на различных отрезках времени в таких областях, как драматический, сатирический, кукольный и религиозный театр.
По мере сближения различных цивилизаций происходил обмен опытом и в театральном искусстве. На двадцатый век пришелся пик преобразований этого рода искусства. Это произошло в основном из-за влияния СМИ и культурного обмена между различными странами. Таким образом, преобразования стали возникать в искусстве, возраст которого не уступает возрасту человеческого рода существует на планете. Этим преобразованиям театр обязан социологам, лингвистам и исследователям различных культур, которые изучали культурное наследие народов мира. Проводимые исследования оказали немаловажное влияние на театр и музыку в различных уголках мира.
На Западе с некоторых пор появился интерес к таким искусствам Востока, как архитектура, ручные изделия, музыка, литература и изобразительные искусства. Иранский писатель и литературовед Джалал Саттари о грандиозном влиянии Востока на Запад в сфере искусства пишет: "Перевод книги "Тысяча и одна ночь" оказал неизгладимое впечатление на западную литературу в период правления Людовика XIV и Людовика XV. Все писатели и художники Запада восторгались этим произведением искусства. В романтических произведениях Запада наблюдается глубокий след этой книги".
Хотя вначале влияние на Запад ограничивалось заимствованием сюжетной линии восточных сказок, однако постепенно это влияние перешло и на структурную постановку пьес в европейских странах.
Французский постановщик пьес Жан-Клод Карьер - один из тех, кто обладает большим опытом в этой области. Он является большим поклонникам культуры Азии и Ирана. Карьер руководил постановкой пьесы под названием "Собрание птиц", основанной на произведении Аттара "Птичья логика". Карьер пишет: "Аттар - это великий иранский поэт и лирик 12 века, проживавший в городе Нишапуре. Аттар научился у своего отца фармацевтическому ремеслу. У него была аптека, в которой он торговал различными целебными травами. Однако свою славу Аттар снискал благодаря своим лирическим произведениям об исламской цивилизации".
По поводу произведения Аттара "Птичья логика" Карьер пишет: "Эту книгу можно назвать также "Языком пернатых" или "Собранием птиц". Это грандиозное мистическое и философское произведение, состоящее из свыше четырех тысяч строк".
"Птичья логика" повествует о полном приключений и опасностей волшебном путешествии, которое изобилует коварными ловушками мирской жизни. В случае удачного завершения этого путешествия странника ждет наивысшая награда. В сборнике "Птичья логика" очень много аллегорий и различных притч. Все персонажи этого рассказы - это птицы, которые пускаются в путешествие в надежде найти своего легендарного предводителя Симург. На самом деле, это рассказ о людях, которые путешествует по необъятным просторам жизни.
Жан-Клод Карьер и Питер Брук поставили пьесу "Собрание птиц" во многих странах мира, и везде она пользовалась огромным успехом. Слова Аттара нашли отклик в сердцах любителей искусства спустя восемь столетий, т.е. в 20 веке. Во время постановки этой пьесы в 1980 году сцена театра была устлана персидскими коврами, отсутствовали декорации с пейзажами природы. Это было сделано для того, чтобы создать больший простор для воображения зрителей.
Несомненно, в последние годы взгляд театральных экспертов Запада обращен на Восток. Регулярные поездки таких известных режиссеров, как Брук в восточные страны, в частности Афганистан, Пакистан, Индию и Иран, и ведение ими заметок о восточном театральном искусстве, оказали глубокое влияние на западный театр.
Еще одной личностью, имеющей крепкие узы с восточным театром, был известный немецкий писатель, поэт, режиссер и критик Бертольд Брехт. Он сыграл большую роль в преобразовании театрального искусства в двадцатом веке. Многие считают Брехта пионером современного постмодернизма в театре. Брехт питал особую слабость к восточному театру, в особенности иранскому и китайскому. Он уверял, что в восточных пьесах всесторонне отражаются все аспекты жизни человека и общества. Брехт заимствовал у иранских постановок технику "виртуальной отстраненности", на основе которой различными способами говорится зрителям, что это лишь пьеса, а не реальные события. Этот метод находит свое проявление и в диалогах, и в музыке, и в отсутствии декораций.
В действительности, с течением времени менялась и тема театральных пьес: порой это был показ нескольких страниц из повседневной жизни людей, а порой речь шла о серьезных раздумьях человека на абстрактные темы. Хотя народы мира отличаются по цвету кожи, религии и своему языку, однако их объединяет вера в Бога и в такие идеалы, как справедливость, дружба и мир. Эти общности помогают им делиться своими достижениями в искусстве и совершенствовать его.

/07.01.2009/ Парламент религий в Австралии

С 3 по 9 декабря в австралийском городе Мельбурне собрались представители божественных и прочих религий и разных религиозных толков. Форум состоялся по инициативе Всемирного парламента религий с участием более 5000 личностей из 80 стран мира. На форуме присутствовали представители 120 религий и религиозных толков. Первое совещание Всемирного парламента религий было проведено в 1898 году, который в то время направил свои усилия на создание согласованности между христианскими толками. Новый созыв парламента начал свою работу в 1988 году. Поскольку всеобщий форум парламента религий проходит раз в пять лет, Мельбурнский форум оказался пятым по счету.
Парламент религий имеет совет попечителей с 46 членами. Около половины из них, т.е. 22 человек, исповедуют христианство. В Совет входят всего лишь 5 мусульманских членов, в то время как мусульмане составляют примерно одну четверть населения всего мира. Как явствует из названия парламента религий, этот международный орган имеет своей целью обеспечение координации и сближение религиозных общин и духовных течений в мире. Взаимодействие и диалог между лидерами и приверженцами религий, религиозных толков и сект входят в число главных целей парламента религий, который старается, сближая взгляды последователей разных религий, создать условия для разрядки напряженности и установления мира во всем мире. Хотя этот парламент вначале был создан для укрепления христианских течений, в нынешних условиях расширил сферу своих действий и старается служить очагом для высказывания мнений и обмена мыслями для всех религий и религиозных толков.
На пятом совещании парламента религий в Австралии, были обсуждены разнообразные вопросы, включая нищету, экологию, терроризм, эмиграцию и мир во всем мире. На грандиозном форуме религий в Мельбурне обсуждался также вопрос об аморальности и упадке духовности в сегодняшнем мире. Участников форума объединяла та общая позиция, что плачевная ситуация, сложившаяся в итоге господства материальных ценностей Запада, представляет серьезную угрозу всему человечеству. Иначе говоря, в то время как человечество пользуется достижениями стремительного материального развития и прогресса, оно отдаляется от моральных ценностей.
Участники форума обменялись мнениями также по поводу борьбы с нищетой в мире.
Божьи религии все время защищали слабых и лишенных людей, считая удовлетворение их нужд обязанностью государства и богатых слоев населения. Участники мельбурнского форума признали тот факт, что при помощи имеющихся в религиях потенциалов можно вести более эффективную борьбу против нищеты. Член "Центра религии, мира и международных дел" Кэтрин Маршалл заявила на форуме: "Поскольку политики потерпели неудачу в борьбе против мировым обнищанием, они предполагают, что религии также не удастся достичь успеха в этой связи. Однако, они не знают, какими потенциалами обладают религии, и не доверяют им".
Ислам и христианство являются двумя божьими религиями, которые исповедуют большая часть населения мира. С учетом этого факта, во Всемирном парламенте религий, эти две небесные религии, приверженцы которых составляют около 60% населения мира, пользуются особым значением. Диалог между исламом и христианством также имеет особое значение. Преподаватель международных исследований в университете Синз в Малайзии и основоположник "Международного движения за справедливый мир" доктор Чандра Мафраз также заявил в своем выступлении на мельбурнском форуме: "Мы нуждаемся в трехмерных диалогах. Трехмерных в том смысле, что, во-первых, мы должны уважать идеи друг друга, что станет возможным лишь тогда, когда будет царствовать чувство равенства. Во-вторых, мы должны всесторонне рассматривать вопросы, а в-третьих, какими бы ни были разногласия, мы должны избегать насилия". По словам этого мусульманского мыслителя, "период господства Запада завершается и этот процесс должен способствовать разрядке трений между исламом и Западом".
Одна из целей, преследуемых мусульманскими участниками форума парламента религий в Австралии, заключалась в устранении отрицательного ореола, создаваемого некоторыми западными государственными деятелями и СМИ в отношении исламской религии. Неправильная пропаганда западных СМИ, развертываемая при поддержке и руководстве европейских государств и США, усиливает недоверие к исламу, как минимум в ряде западных государств. Конечно, директор парламента религий Дрек Фиска утверждает, что этот орган старается разрядить атмосферу недоверия к исламу. Он объясняет: "Участники форума направляют свои усилия по устранению неправильных представлений об исламской религии. Видные лидеры и улемы ислама также пользуются шансом разделять с другими свои убеждения об исламе".
Член иранской делегации и советник президента Ирана ходжатулислам Насир Сакаи Бирия заявил: "Мы должны присутствовать на подобных дискуссиях и выдвигать свои логичные аргументы и доводы". Иранские представители выступили с докладами о таких вопросах, как права женщин в исламе, государстве, коранической морали, мире, справедливости, образовании и воспитании и др. Председатель иранской организации исламских связей и культуры Махди Мустафави, возглавлявший иранскую делегацию на форуме, подчеркнул в беседе с журналистами в кулуарах форума": "Иран считает диалог с представителями разных религий и культур хорошим шансом в достижение мира во всем мире, распространение справедливости и создание взаимного доверия среди народов мира и предпринимает большие усилия в этой связи".
Форум приверженцев разных религий и религиозных толков в парламенте религий и их усилия по созданию духовной атмосфере в мире может оказаться полезной мерой в плане взаимодействия и диалога между религиями и положительным шагом в плане укрепления мира и справедливости во всем мире.

/07.01.2009/ Татарский ислам - умеренный, толерантный

Президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО "Портал-Credo.Ru":
Какие, по Вашему мнению, важнейшие события произошли в религиозной жизни в 2009 году: и в России, и в мире?
Александр Игнатенко: Важнейшее событие 2009 года - референдум в Швейцарии относительно запрета на строительство минаретов. Это событие имеет отношение и к России - в той мере, в какой Россия является "и частью исламского мира", как это установил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. А если говорить серьезно, то Россия - европейская страна, и "мода", возникающая в Париже, Берлине или Берне, обязательно приходит в Россию, нередко - в гипертрофированном виде.
- Одной из постоянных стала тема неуклонной исламизации Западной Европы. Насколько эти оценки обоснованны и имеют под собой почву?
- На европейских подмостках разыгрывается своего рода трагикомедия положений, в которой участвуют несколько актеров, носящих одно и то же имя - "ислам". На первые роли выдвинулось особое направление ислама - ваххабизм, который называет себя "салафизмом", а чаще - без затей "исламом". Ваххабизм характеризуется программной нетерпимостью ко всем неваххабитам, а это - неверующие, христиане, иудеи, индуисты, конфуцианцы, мусульмане-шииты, сунниты-неваххабиты, да кто угодно.
Кстати сказать, ваххабизм становится очень влиятельным и в России. Уже есть десятки сайтов на русском языке, которые сеют ненависть ко всем - христианам, иудеям, неверующим, мусульманам-неваххабитам. Вот сайт Badrcenter.org. Буду говорить о нем потому, что мои утверждения легко подтвердить - "кликнув" компьютерной "мышкой". На нем сейчас, когда мы с Вами разговариваем, висит фетва саудовского ваххабитского улема Ибн-Усаймина (ныне покойного) о том, что христиане и иудеи являются "неверными", т.е. исповедующими "неверие" ("куфр"). Это значит, что они не имеют религии (араб. "дин"), они "худшие из тварей", и они должны либо принять религию, т.е. стать мусульманами (как это понимают ваххабиты), либо быть уничтожены. И эта фетва приводится на сайте, который позиционирует себя не как ваххабитский, а как исламский.
На этом же сайте вы обнаружите антишиитские материалы, а также проповедь "салафитского джихада" против "неверных". Подобная пропаганда ранее прокатилась по Европе в виде ваххабитских ("салафитских") сайтов на французском, английском, немецком, испанском языках, в форме проповедей, читаемых в мечетях Лондона, Парижа, других европейских мегаполисов "имамами ненависти" - как заезжими, так и живущими в Европе на постоянной основе. И собрала кровавую жатву терактов в европейских городах, как собирает ее в городах российских. Многие европейцы ни о каком другом "исламе" и не слышали. И, конечно же, всё это в глазах европейцев, которые не вникают в тонкости внутриисламских различий, дискредитирует "традиционный" европейский ислам, ярким проявлением которого является, например, , дружеский по отношению к христианам и верующим других религий. И не только татарский.
Любые попытки противостоять этому потоку нетерпимости, нетолерантности объявляются "исламофобией", хотя, еще и еще раз скажу, речь не об исламе, а о специфическом, особом направлении в исламе, которое продвигается одним аравийским государством для решения внешнеполитических задач - как в Западной Европе, так и в России. Европейцы напуганы. Некоторые в панике. В таком состоянии легко перейти "пределы необходимой обороны". Некоторые же правозащитники с усердием, достойным лучшего применения, защищают ваххабитский "ислам", утверждая, что "ваххабизм" - это-де "жупел", придуманный коварными спецслужбами, продажными экспертами или недобросовестными журналистами. Проще говоря, призывают быть толерантными к "программной" и практической нетолерантности. Иные, потерявшись в этом множестве "исламов", огульно обвиняют в этой нетерпимости и агрессивности ислам как таковой, и, от греха подальше, стремятся ограничить любые проявления ислама. Европа оказалась в 2009 году в странной ситуации, которую можно назвать цугцвангом толерантности: какое решение ни принять, оно оказывается неверным. - Что нам может принести в сфере религиозной жизни наступающий 2010 год?
- Я думаю, что в Европе будут предприниматься попытки выйти из ситуации цугцванга толерантности через изменение "правил игры". Просматривается новая европейская стратегия, которую можно назвать "принуждением к толерантности" - как "принуждение к миру".

Беседовал Владимир ОЙВИН "Портал-Credo.Ru"

/02.01.2009/ Более 1 млрд. человек в мире не доедает

Руководитель Международной продовольственной программы ООН сообщила, что впервые в истории число недоедающихся людей в мире достигло 1 млрд. человек. Жозет Ширан в опубликованном в четверг заявлении, сообщив об этом, выразила признательность странам, борющимся с голодом. По ее словам, оказывая гуманитарную помощь на национальной, международной и региональной аренах, можно вести борьбу с голодом. Упомянув о гибели 4 своих сотрудников в 2009 году, она подчеркнула, что организация продолжит помогать пострадавшим людям.