Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Исламское инвестирование, страхование и облигации

Инвестирование

Мусульманам разрешено инвестировать материальные средства и ресурсы в любой бизнес проект, если он не противоречит нормам Ислама. Ниже будут рассмотрены относительно пассивные формы инвестирования, такие как паевые инвестиционные фонды (ПИФы), акции, а также инструменты с фиксированным доходом, такие как облигации.
Инвестирование в акции. Обычные акции компаний, размещенных на фондовой бирже, являются долей активов компании. Таким образом, если бизнес компании является легитимным с точки зрения ислама, то мусульмане имеют право инвестировать в акции таких компаний. Обычные акции могут покупаться и продаваться по желанию инвестора-собственника акций. В случае профицита акционерного общества часть доходов распределяется между акционерами в виде дивидендов, а другая часть идет на реинвестирование в компанию, повышая таким образом капитал компании, что позитивно влияет на цену акций на фондовом рынке.
Акции легитимных с точки зрения ислама компаний могут свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке, в связи с чем создание паевых инвестиционных фондов (ПИФов) тоже возможно. ПИФ объединяет фонды групп инвесторов, и вкладывает эти инвестиции в портфель разрешенных акций, продавая и покупая акции по своему усмотрению с целью увеличения ценности портфеля. За свои услуги менеджеры ПИФов получают определенную плату, которая может быть или в виде процента с собранных фондов или в виде фиксированной суммы за определенный период времени.
Оплата ПИФам осуществляется за их работу по изучению и отслеживанию фондового рынка на постоянной основе, и по изучению каждой отдельно взятой акционерной компании. В некоторых исламских государствах, в дополнение к услугам по фильтрации разрешенных «голубых фишек», менеджеры ПИФов рассчитывают и оплачивают сумму закята от лица инвесторов. Собранные фонды могут быть разбиты на группы инвестиционных портфелей, такие как фонды по инвестированию в только технологические компании, телекоммуникационные компании, быстрорастущие, или региональные.
Многие такие исламские фонды исторически превосходят средний рыночный показатель по выплаченным дивидендам. Исламские улемы пошли на несколько компромиссов для создания ПИФов и исламских индексов. Если бы строгие правила шариата использовались для этой работы, то количество компаний, инвестиция в которых разрешена, была бы очень маленькой, и диверсификация была бы практически невозможна. Например, строгие законы шариата не позволяют людям (а значит и юридическим лицам) давать и брать в долг под проценты.
Однако, большинство компаний, акции которых размещены на фондовой бирже, подпадают под две категории:
(1) или у таких компаний время от времени случается кризис ликвидности и им приходится брать кредиты (конечно же под проценты);
(2) или у них слишком много наличных денег, которые они инвестируют в кредитные инструменты (скажем, в государственные облигации).
Эти проблемы приводят к тому, что найти чистые компании, которые не используют никаких кредитных инструментов, очень трудно. Поэтому, улемы пришли к следующим компромиссам. 1.) Исламские ПИФы и индексы, пользуются услугами исламских улемов, знатоков фикха и современных финансов.
Эти улемы составляют правила отбора компаний, инвестиция в которые разрешена. Качественная система фильтрации основана на отборе индустрий, в которые инвестиция разрешена или запрещена.
2.) Второй уровень фильтрации зависит от финансовых показателей, каждой отдельно взятой компании. Количественный фильтр рассматривает следующие финансовые коэффициенты:
- соотношение суммы задолженности к активам (не более 33% долга);
- «нечистые» доходы и доходы с кредитных инструментов по отношению к общему доходу (не более 5%);
- соотношение дебиторских задолженностей к общим активам (не более 45%).
Необходимо отметить, что эти соотношения приведены как временная мера для расширения числа акционерных обществ, инвестиция в которые разрешена для мусульман. Первый коэффициент основан на хадисе пророка Мухаммеда (мир ему), который, когда его спросили сколько имущества можно отдать на благотворительность, сказал, что одна третья часть и это достаточно. Конечно же, этот хадис не используется как юридическое доказательство в разрешении 33 % долга в отношении к активам, а просто как приблизительный метод подсчета.
Во втором фильтре одна двадцатая, или 5% рассматривается как незначительная сумма, а поэтому разрешено. Естественно, что закон Аллаха одинаков для всех, но в любом правиле существуют сои исключения.
В третьем фильтре имеется ввиду, что если большая часть активов неликвидна, то и остальная часть активов может принять свойство неликвидных активов. То есть, для защиты инвесторов, улемы предложили инвестировать в компании, большая часть активов которых ликвидна.
Данные фильтры предложены довольно произвольно и на временной основе, до тех пор пока не появятся другие способы определения разрешенных для инвестиции компаний. Конечно, обсуждение способов фильтрации – тема отдельная, и до сих пор, улемы в разных странах предлагают разные способы фильтрации или имеют различные мнения на этот счет. Некоторые даже не согласны с такими способами фильтрации, поскольку природа компаний, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже довольно разнообразна и использование одного типа фильтров может быть нецелесообразна в некоторых случаях.
Фонды с «фиксированным» доходом. Каждый инвестор имеет свой уровень толерантности риска. То есть, в зависимости от того насколько инвестор готов рисковать своим капиталом, уровень дохода будет зависеть именно от этой готовности переносить риск. Чем выше риск, тем выше доход с инвестиций, и наоборот. Финансовый рынок предоставляет прекрасную возможность выбирать уровень дохода соответствующий уровню риска. Многие предпочитают получать фиксированный доход с минимальной возможностью потери или уменьшения капитала.
Для инвесторов с низким уровнем риска, рынок предоставляет инструменты с фиксированным доходом. В западной финансовой системе существует множество таких инструментов: срочные банковские депозиты, государственные облигации, инструменты денежного рынка, и т.д. К сожалению, все эти инструменты основаны на риба, и мусульмане не имеют права их использовать. Что же предлагает исламская финансовая система взамен вышеперечисленным западным финансовым инструментам?
Допустим, что некий инвестор хочет вложить свой капитал в инструменты, приносящие стабильный доход и с минимальным риском. Этот инвестор может приобрести недвижимость и сдать его в аренду. Естественно, с ростом инфляции будет расти и оплата, получаемая с арендатора, да и стоимость недвижимости будет расти вместе с инфляцией. Таким образом, недвижимость может являться хорошим инструментом для получения фиксированного дохода с учетом инфляции и для сохранения первоначального капитала.
Естественно, что любая недвижимость имеет определенный риск, когда район, где недвижимость расположена, перестает быть фешенебельным и превращается в «спальный», или дополнительное строительство в том же районе делает его не привлекательным на рынке недвижимости. В результате, стоимость недвижимости и оплата за аренду могут значительно понизиться. Также, любое здание может нуждаться в дорогостоящем капитальном ремонте, и может быть повреждено природными катаклизмами. В связи с этим имеет смысл объединиться с другими себе подобными инвесторами и вместе приобрести несколько зданий в разных районах, таким образом диверсифицируя риски, присущие этому рынку. Каждый инвестор будет являться собственником части этих зданий, приносящих прибыль с аренды, в дополнение к тому, что стоимость доли в недвижимости также может увеличиться. Эта простая диверсификация дает возможность получить ту же сумму арендной платы, как если бы собственник недвижимости сам сдавал в аренду свою недвижимость, но с меньшим риском. Данная концепция используется в «иджара фондах». Исламские финансовые учреждения могут предоставлять лизинговые инструменты, являясь собственником недвижимости во время действия контракта. В это время финансовое учреждение имеет право продать лизинговые активы, частично или полностью. Некоторые улемы не разрешают продажу недвижимости отданной в лизинг в время действия договора, в то время как другие разрешают. Таким образом, исламский банк может рассматривать свой лизинговый портфель как отдельную компанию или фонд, акции которой могут покупаться и продаваться.
Инвесторы, на купленные акции получают фиксированный доход с лизингового портфеля финансового учреждения. Так же как и в обычных фиксированных финансовых инструментах, доход с исламских лизинговых инструментов растет с ростом инфляции, в то время как риск минимальный (дефолт в обычных инструментах против дефолта и ремонта или разрушения активов лизингового фонда).

Страхование

Одним из методов минимизации риска является страхование. Полностью же риск не может быть устранен, вне зависимости от использованных методов минимизации риска. По обычному контракту страхования, страховщик покупает полис по которому он выплачивает определенную премию страховой компании, а страхователь обещает восполнить утрату или компенсировать при возникновении страхового случая по заранее известной формуле. Большинство исламских правоведов запрещают обычное страхование по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, так как собранные страховые премии инвестируются в облигации, выплачивающие фиксированные проценты (риба), обычное страхование становится вдвойне запрещенным.
Таким образом, страхование – это не единственный способ защиты от рисков. Как мы уже видели, простая диверсификация имеет способность минимизировать риски. Исламская альтернатива страхованию базируется на концепции кооперативного или взаимного страхования, которая основана на такой идее диверсификации рисков.
Запрет финансового страхования. Рассмотрим запрет на гарар в страховании. Этот запрет, в отличие от запрета на риба, является довольно относителным. Аль-Баджи Аль-Андалуси в «Хашият» пишет: «Запрет пророка (мир ему) на «бай аль-гарар» приводит к дефективности такой продажи. «Бай аль-гарар» означает, и Аллах знает лучше, что в такой продаже компонент неопределенности является главным элементом в такой степени, в какой эта продажа может быть оправданно названа «бай аль-гарар».
Такая продажа единогласно запрещена. С другой стороны, незначительный гарар не приводит к дефектности контракта, поскольку никакой договор не может быть полностью свободным от неопределенности. Поэтому, улемы имеют разное мнение насчет степени гарар и его эффекте на юридический статус различных контрактов. Скажем, Такиюддин Аль-Субки таким образом суммирует мнения разных улемов: «Улемы сказали, что критерием определения недействительности контрактов основанных на гарар, или признания его действительным, несмотря на присутствие гарар является: если необходимость диктует присутствие гарар, и которое невозможно избежать без значительного увеличения стоимости, или если гарар незначительный, такой контракт можно считать действительным, в противном случае он не действителен. Таким образом, разница во мнении улемов основана на этом принципе, где некоторые из них считают некоторый гарар незначительным, а некоторые считают тот же гарар как имеющий большое значение, и Аллах знает лучше».
Известный ученый Ибн Таймия приводит следующее мнение: «В этом вопросе, негативный фактор гарар заключен в том, что он может привести к спорам, ненависти и противоправному присвоению имущества других людей. Однако, известно, что этот негативный фактор может быть аннулирован какой-то значительной пользой». Аль-Дарир приводит четыре условия, по которому гарар приводит к недействительности контракта:
1. Гарар должен быть значительным.
2. Затронутый контракт должен являться финансовым контрактом обмена (включая продажу и партнерство, но за исключением дарения и благотворительности).
3. Гарар должен затронуть главные элементы контракта (цену, объект контракта, формулировку контракта, и т.д.).
4. Этот контракт не выполняет какую-то потребность, которую нельзя удовлетворить другими методами.
Многие современные исламские правоведы сходятся во мнении, что современное страхование удовлетворяет все четыре условия, а значит является недействительным. Ибн Абидин, который вынес фетву о запрете на морское страхование, высказывает мнение, что гарар проистекает из того факта, что цена (премия) оплачивается за объект контракта, который не до конца определен. В этом случае страхователь может оплатить всего лишь одну премию и получить огромную сумму (при условии, что он сможет доказать легальность своего требования), в то время как другой страхователь может всю жизнь выплачивать страховую премию, но может не получить никакой компенсации. Заметьте, что в исламском правоведении «залог/страховой полис» не может являться объектом продажи.
Таким образом, согласно исламским правоведам, в коммерческом страховании:
1. Количество гарар является значительным, так как предполагаемая сумма страховой компенсации может варьироваться от нуля до очень большой суммы.
2. Контракт коммерческого страхования является контрактом продажи, т.е. коммутативный финансовый контракт.
3. Гарар влияет на объект продажи, а значит является неотделимой частью контракта.
4. Кооперативное страхование может с успехом заменить коммерческое страхование.
Кооперативное (взаимное) страхование. В данном страховании группа людей вносит вклады в единый фонд. Когда член этого кооператива предъявляет легальное страховое требование (в зависимости от вида страхования, указанном в страховом документе), денежная компенсация оплачивается с этого фонда. В то же время, деньги собранные в этом фонде, инвестируются согласно нормам шариата, не подвергая деньги страхователей значительному риску. Остаточный доход затем распределяется между страхователями.
Аль-Зухайли утверждает: «Разница между коммерческим и кооперативным (курсив наш – Х.Р.) страхованием в том, что во втором случае страхователь не отделен от застрахованного. Кроме того, члены этой организации не пытаются получить доход, а только покрыть убытки некоторых из них. В первом же случае, страхователь – коммерческая организация, использующая принцип обмена страхования на фиксированные взносы. Таким образом, доход страхователя прямо связан с расходом застрахованного.
Такова логика в коммерческом и кооперативном страховании. К сожалению, форма собственности компаний кооперативного страхования в исламских государствах идентична компаниям коммерческого страхования. Однако, в принципе, организации взаимного страхования, которые инвестируют свои фонды в разрешенные шариатом проекты/акции, удовлетворяют все условия предложенные исламскими правоведами, отличающие их от компаний коммерческого страхования.
В России на сегодняшний день таких форм страхования не существует, хотя попытки создания были, в то время как в некоторых странах Европы такие уже есть. До тех пор, российским мусульманам придется уменьшать риски путем прямой диверсификации своих инвестиций или же используя те виды страхования, в настоящее время существующие на территории Российской Федерации.
Сукук – арабское слово, от множественного числа «сакк» – «юридический документ, акт, квитанция» на финансовое свидетельство или так называемый исламский эквивалент облигаций. В исламском праве постоянный доход или процентные облигации не являются разрешенными, поэтому сукук рассматривается как ценная бумага, действующая по законам шариата, и его инвестиционные принципы запрещают начислять или выплачивать проценты. Финансовые средства, сформированные по канонам ислама, могут быть разделены согласно их реализуемости и нереализуемости на вторичном рынке.
Мировые активы, соответствующие шариату, оценены в стоимость более 1,7 миллиардов ринггитов и выросли на 8-12 % в год за последнее десятилетие. По предположениям рейтингового агентства Standard & Poor’s, в странах Персидского залива и Азии 20% банковских клиентов на сегодняшний день выбрали бы исламский финансовый продукт среди традиционных, при одинаковом профиле риска и доходности.
В классическом периоде ислама сакк (сукук) – близкий по значению к европейскому «чек» – означал любой документально представленный договор или передачу прав, обязательств или средств, добытых в соответствии с шариатом. Экспериментальное доказательство показывает, что сукук являлся продуктом широкого использования в период средневекового ислама при передаче финансовых обязательств, возникающий при торговле и другой коммерческой деятельности.
С другой стороны, существенные условия сукук, в современной исламской перспективе, вписываются в концепцию «превращение активов в деньги» – так называемая секьюритизация – которая достигается в процессе выпуска сукук («таскиик»). Потенциал заключается в преобразовании будущего денежного потока актива в текущий.
Рынок сукук, оцененный более чем в 175 миллиардов ринггитов к концу 2006 года, с каждым годом возрастает и вызывает все больший интерес в западных странах. Следует отметить, что требования шариата определяют повышение финансирования только на встречную продажу или строительство, специальных и идентифицируемых активов.
Обмен долговыми обязательствами с доплатой запрещен, как и выпуск традиционных займов. Следовательно, все поступления и денежные потоки от сукук будут связаны с купленными активами или доходами от созданных активов, а не просто полученной прибылью в виде процентов. Для заемщиков, желающих повысить соответствующее финансирование, необходимо использовать активы в структуре, которые могут являться собственным капиталом в «материальной» компании. Не лишним будет отметить, что финансирование за счет собственных средств не противоречит шариату и хорошо подходит к исламскому принципу риска и доходности.
По мнению исламских правоведов или экспертов по шариату, деньги являются инструментом измерения ценности и, сами по себе, ценностью не являются, что значит никто не должен брать или возвращать доход от пользования исключительно деньгами (или чем-то сродному деньгам); другими словами, «если деньги сами по себе генерирует деньги» это будет расцениваться как «риба», что запрещено. Для исламских финансовых институтов торговля/продажа обязательствами, правом требования собственника актива (выше или ниже номинала), предоставление традиционных займов и кредитных карт запрещено.
Теперь обратимся к вопросу о принципах неопределенности или «гарар». Гарар представляет собой, по сути, результат информационной асимметрии применительно к одной из сторон договора, а мусульманским правом, как известно, осуждается получение односторонних преимуществ более информированной стороной договора за счет другой.
Шариат также содержит в себе понятие «маслаха» (публичный интерес), т.е. если что-то является общественным благом, оно может иметь место, например страхование или уменьшение устранимых бизнес-рисков могут быть включены в данную категорию, но это до сих пор еще спорный вопрос.
Дозволенность сукук, с точки зрения исламского права, все еще спорный вопрос, из-за обхождения риба. Консервативные правоведы не считают это эффективным, ссылаясь на факт того, что сукук в действительности учитывает временную стоимость денег. Это может быть рассмотрено как фундаментальный критерий процента. Сукук предлагает инвесторам фиксированную выплату по их капиталовложениям, которая схожа по виду с процентным доходом инвестора, которая не обязательно зависит от рисков в данное вложение.
Это кажется похожим, но в действительности это не одно и то же: банки вкладывают в активы и доход от этих активов как, например, арендная плата, которая равномерно распределяется в течение периода аренды, это такой поток доходов, который формирует основу «фиксированного» платежа и прибыли на инвестированный капитал. Кроме того, наличие больших гарантий для инвесторов делают сукук все более привлекательным для вкладчиков по всему миру, как для мусульман, так и для не приверженцев ислама.

Подготовил Ринат Хабибуллин