Контакты:
Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Интервью газете «Ислам минбаре»

Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев:

«Опыт цивилизованного общежития религий
в нашей республике
– это одна из фундаментальных основ
развития Татарстана»


   - Минтимер Шарипович, в прошлом году в Эр-Рияде Король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд вручил Вам Международную премию имени Короля Фейсала в номинации «Служение Исламу» в знак признания Вашего вклада в возрождение культуры и исламских ценностей в республике. А в этом году Вы ещё раз посетили эту страну. Как Вы оцениваете свой визит в Саудовскую Аравию? Чем для Вас стала премия короля Фейсала?

- Я должен вам признаться, что присуждение этой премии стало для меня неожиданностью. Но, видимо, арабский мир все-таки следит за тем, что происходит в нашей стране. Во время церемонии вручения было отмечено, что именно в Татарстане на протяжении многих десятилетий обеспечивается мирное сосуществование как ислама, так и православия. Наша республика стала символом толерантности и согласия между людьми разных религиозных конфессий. Это то, к чему стремится весь мир. Это меня порадовало. Когда там во главу угла ставят мирное сосуществование двух главенствующих религий - это говорит о многом. Мне особенно было приятно и почетно получать эту премию в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина. Я ведь посещал тогда страны Ближнего Востока в составе российской делегации во главе с В.В.Путиным. Поблагодарив Абдаллу ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд и наградную комиссию за столь высокую награду, я сказал, что сам факт присуждения этой премии, в данном случае мне, - это признание высокой международной роли и авторитета России. В нашей стране сейчас созданы условия для использования конституционного права на вероисповедание, возрождаются все религии. Это добрый знак, что арабский мир обратил на это внимание. А визит нынешнего года состоялся по приглашению Короля Саудовской Аравии для участия в торжественной встрече по случаю 30-летия со дня учреждения Международной премии имени Короля Фейсала и церемонии вручения премии лауреатам 2008 года. Также состоялись деловые встречи и презентация Татарстана в Центре исламских исследований имени Короля Фейсала Эр-Рияде. Выступая на презентации, я ещё раз поблагодарил за полученную в минувшем году престижную награду и подчеркнул, что это не только моя заслуга, это – стремление Саудовской Аравии и Российской Федерации устанавливать добрые отношения между народами двух стран. Я всегда ратовал за укрепление отношений России с исламским миром. Татарстан всегда будет поддерживать эти отношения. Я считаю это своим долгом как лауреата премии Фейсала.

- Каким образом Татарстану удалось выработать оптимальную модель межрелигиозного диалога?

- Этот диалог имел место всегда, за исключением лишь каких-то острых в историческом прошлом периодов противостояния народов. Именно периоды обострения отношений и привели к пониманию неэффективности противостояния, способствовали постепенному складыванию той модели гармоничного и мирного сосуществования конфессий, который мы имеем сегодня. Это наше богатство, богатство – накопленное совместным трудом многонационального и многоконфессионального народа, испокон веков проживающего на территории республики. Без живого общения людей, исповедующих разные религии, без их уважения и интереса друг к другу не было бы и той модели общества, о наличии которого в Татарстане мы говорим. Оптимальна эта модель или нет – судите сами, но тот факт, что она вызывает широкий интерес в российском и мировом сообществе, что о ней говорят, ее изучают – свидетельствует о многом. Я абсолютно уверен, что опыт цивилизованного общежития религий в нашей республике – это одна из фундаментальных основ развития Татарстана, условие его прогресса в глобализирующемся мире. И миру, нужно прямо сказать, есть что перенять у нас, в том числе, и толерантность мышления, образа жизни. Другое дело – сохранять и укреплять то, что мы имеем – это уже дело государства и гражданского общества. Это не всегда просто, но существует множество уже сложившихся факторов, облегчающих эту задачу. Что я имею в виду? Прежде всего, число мусульман и православных в Татарстане примерно равное, здесь нет заметного дисбаланса и это характерная наша особенность. Во многом в результате и этого, наверное, у нас значительное количество смешанных браков, как ничто другое сближающих людей. Нельзя не сказать и о том, что подавляющее большинство жителей республики, независимо от национальности и вероисповедания, от того родились они здесь или приехали жить, считают Татарстан своей Родиной, родным домом в самом широком смысле слова. А это говорит о развитии татарстанского патриотизма, которое было бы невозможным, если люди не принимали бы умом и сердцем образ жизни, систему ценностей, выработанные в республике. Помнить об этих факторах очень важно для понимания сути модели Татарстана. Говоря о сложившейся у нас практике межконфессионального взаимодействия, хотел бы обратить ваше внимание на ряд основополагающих моментов, в том числе и исторического характера, определявших и оказывающих и поныне влияние на развитие диалога религий в республике. Во-первых, у наших народов существуют столетние традиции совместного существования и взаимодействия различных вероисповеданий. Да, история есть история, и в ней было все, и не нужно ни в коем случае приукрашивать отношения ислама и христианства. Эти отношения пережили непростую эволюцию и развивались не всегда по восходящей прямой. Но хочу подчеркнуть, что огромную роль в истории сыграли все же именно позитивные факты мирного общежития основных религий в Волжской Булгарии. Хан Золотой Орды Менгу Тимур более семи столетий тому назад издал жалованную грамоту, по которой православное духовенство на вечные времена освобождалось от всяких даней и повинностей, а за хулу на православную веру полагалась смертная казнь. Более двух веков прошло с момента издания по повелению Екатерины II указа Святейшего Синода, согласно которому российский ислам получил большие возможности для развития. Наконец, уже более столетия исполнилось акту императора Николая II, согласно которому в стране были провозглашены религиозные свободы. Повторюсь, что все это не отменяет того, что были сложности, конфликты, иногда трагедии. Но негатив еще более оттеняет постепенно достигнутый позитив, придает ему еще большую ценность. Поэтому всеобщее осознание безусловной ценности признания прав других, выработка уважения к ним – это укорененная традиция, заложенная нашими предками. Следующее, не менее важное обстоятельство, сыгравшее важную роль в диалоге религий и культур, проявилось в историческом сближении народов, на протяжении веков трудившихся на одной земле, защищавших ее и привыкших воспринимать своей Родиной. По-другому и быть не могло, хотя в некоторых странах мы, к сожалению, можем наблюдать и обратные примеры. Наши народы оказались мудрыми, а общность их судеб привела к пониманию необходимости поиска и выработки путей взаимодействия. При всех этнических и религиозных различиях это довольно непростая задача. Но мы смогли научиться и этому. Приведу пример. Когда началась перестройка, крайние националистические силы заявили, что в XVI веке, при взятии Казани была разрушена историческая мечеть Кул Шариф и на его месте был построен Благовещенский собор. Дошли даже до того, что призывали построить на месте собора мечеть Кул Шариф. Послушав их речи, выждав дискуссию, развернувшуюся в общественных кругах, я решил напрямую обратиться к многонациональному народу Татарстана. Я спросил: придет ли на землю Татарстана мир и согласие, если мы на территории Казанского Кремля снесем собор Благовещенья и поставим на его место мечеть Кул Шариф? Все здравомыслящие люди сказали, что этого нельзя делать ни в коем случае. И это был ясный и твердый ответ всем проискам крайних сил. Затем одним Указом Президента республики было принято решение к 1000-летию Казани отреставрировать Благовещенский собор и рядом построить мечеть Кул Шариф. И в 2005 году оба храма были открыты на одной территории. Это решение пришлось по душе всем. Было столько благодарности, только за то, что оно было именно таким. Ведь храмы строятся не только для того, чтобы читать молитвы и выполнять религиозные обряды, но и для того, чтобы вокруг них воцарились гармония и спокойствие. В-третьих, так сложилось, что основные религиозные конфессии республики развивались по пути просвещения, изживания непримиримости и нетерпимости. Стремление к прогрессу, передовым методам мусульманского образования привели к зарождению среди татар-мусульман джадидизма, сыгравшего заметную роль в реформировании ислама. А Казанская духовная академия многие десятилетия была одним из важнейших богословских центров всей России. И по сей день - отсечение и изоляция крайностей и ограниченности выступают общим стремлением самих конфессий. В этом аспекте с ними полностью солидарно государство и гражданское общество. На фоне всего вышесказанного, нужно особо отметить, что сегодня в Татарстане реализуются принципы светского государства. Уже в наше время для этого сделано очень много. Но светский характер государства не означает при этом вытеснения религии из жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Религия отделена от государства, но не от общества. Это аксиома также определяет особенности межконфессионального взаимодействия, его влияния на развитие общества в целом. С другой стороны, и конфессии осознают преимущества светского государства, в котором власти, не выделяя никого, не проявляя идеологических предпочтений, нацелены на диалог и сотрудничество с основными конфессиями. В этой связи не могу обойти тему распространения в ряде учебных заведений России курса «Основы православной культуры». Мы сразу решили – такого однобокого подхода в Татарстане не должно быть. Поэтому в ряде школ республики уже введено преподавание интегрированного курса «История религий». Обучение ведется по учебному культурологическому пособию «История религий», разработанному Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Институтом Российской истории Российской академии наук, издательством «Русское слово» и Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана. На наш взгляд, только такой сбалансированный подход, учитывающий чрезвычайную тонкость механизмов межрелигиозного диалога, может иметь место в государственной светской школе. А иначе – какой же здесь диалог и какое светское государство? Если кратко, то диалог религий в Татарстане базируется на светском государстве, просвещенных (без крайностей и радикализма) религиях и глубоких традициях, переданных нам предками, которых мы чтим, храним и развиваем.

- Что же могут сделать мусульмане для дальнейшего процветания России? Какова роль исламских религиозных организаций и духовных лидеров в этом процессе?

Все мы видим и слышим, что многие этнические, политические и военные конфликты сегодня пытаются связывать с религиозным фактором, в том числе с исламским. Здесь, на мой взгляд, допускается зачастую намеренная и опасная подмена социально-политических, экономических предпосылок экстремизма религиозными причинами. В исламе, как и в других мировых религиях, нет оснований для нетерпимости и вражды. В то же время нельзя не подчеркнуть, что если религия становится разменной монетой в руках различных политических сил, значит, и сами мусульмане и духовные деятели недорабатывают. Значит, они пока не могут достаточно четко обозначить цели и задачи религии в современном мире, отделить ее от других явлений общественной жизни, идеологии и политики, последовательно и твердо обозначив место Ислама в жизни цивилизации. Здесь есть над чем поработать, и это, на мой взгляд, актуальная задача мусульманского сообщества. Религия в целом, после десятилетий гонений и запретов, сегодня стала полноценной частью духовной жизни России. В процессе духовного обновления общества сегодня многое зависит от самих верующих, от религиозных деятелей, в том числе от миллионов российских мусульман. Я твердо уверен, что они и в дальнейшем будут продолжать вносить свой достойный вклад в укрепление высокой нравственности, гуманизма, характерных для ислама и выступающих основными принципами жизни мусульман. Все это поможет формировать позитивный образа ислама в современном мире, при этом наиболее эффективным механизмом, способствующим достижению данной цели, является развитие системы мусульманского образования. Убежден, что отечественные исламские учебные заведения в XXI веке способны и должны готовить современно мыслящих и имеющих активную жизненную позицию мусульман. Поэтому считаю весьма оправданным, что в последнее время государством принят целый ряд решений, направленных на поддержку системы мусульманского образования. В частности, в Татарстане уже довольно давно ведется целенаправленная работа по всестороннему развитию Российского исламского университета, созданного в 1998 году как негосударственное высшее профессиональное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов по светскому и религиозному направлениям в соответствии с лицензией Министерства образования и науки РФ. Он является не только центром мусульманского образования, но и важнейшей образовательной площадкой по формированию новой плеяды мусульманской интеллигенции. В настоящее время в РИУ обучается 320 студентов из 22 регионов России и из 6 стран СНГ. В 2007 году были приняты также студенты из Турции и Китая. На сегодняшний день в Татарстане сложилась многоступенчатая система мусульманского религиозного образования, функционирует 10 профессиональных религиозных учебных заведений: Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия», медресе «Имени 1000-летия принятия Ислама», Казанский исламский колледж. Действуют также медресе в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Буинске, Нурлате, Уруссу. В целом на дневном отделении этих медресе обучается около 700 студентов. Все учебные заведения действуют на основании регистрации и лицензии Министерства образования и науки РФ и РТ. В Татарстане под эгидой ДУМ РТ действует также уникальное учебное заведение – Центр подготовки хафизов Корана, которое располагается в РИУ. Он призван решить одну из острых проблем современного мусульманского сообщества России – подготовки людей, знающих Коран наизусть. Центр работает с 2003 года и уже подготовил около 20 хафизов Корана. В городе Набережные Челны функционирует Институт повышения квалификации имамов и проповедников, где ежегодно стажируются около 250 имамов с разных уголков Татарстана. После прохождения недельного курса обучения выдается специальный диплом. Учитывая потребность в высококвалифицированных кадрах, с 2007 года на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета мы начали подготовку специалистов «Экономика исламских государств» и «Арабский язык». На сегодняшний день в Республике Татарстан функционирует 10 мусульманских сайтов, содержащих информацию об основах ислама, традиционных для татар мусульманских ценностях, истории и культуре исламской цивилизации. В Татарстане мы стремимся поддерживать такие процессы, поскольку прекрасно понимаем, что власть должна находиться в режиме постоянного диалога с конфессиями. Только так строится повседневная кропотливая работа по укреплению толерантности на долгие годы вперед. И от духовенства мы ждем такой деятельности, которая бы в полной мере отвечала вызовам времени, и, прежде всего, была направлена на противодействие экстремизму и ксенофобии. И мы получаем ожидаемую действенную поддержку и понимание от духовных деятелей, от всего мусульманского сообщества. Отрадно, что подобные процессы имеют все больше примеров и в целом по стране.

- Летом в Казани прошел экономический форум с участием представителей Исламского банка развития. Насколько это событие является показателем того, что Татарстан в последнее время становится международным центром, влияние которого выходит за региональные и собственно российские рамки? Какие есть ещё примеры такого рода?

- Вы знаете, что в 2005 году Российская Федерация получила статус наблюдателя в Организации Исламская Конференция. Татарстан по праву гордится своим вкладом в развитие связей России с этой влиятельной международной организацией, выступает в качестве инициатора совместных начинаний и проектов. Наша республика активно участвует в работе Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», взаимодействует с Лигой Арабских государств, Исламской Академией наук, ИРСИКА и другими организациями, всемерно способствует укреплению сотрудничества с мусульманским миром, подтверждая свою роль «восточных ворот» Российской Федерации. Сегодня Россия активно развивает экономические отношения со странами Востока. Этот вектор внешнеэкономической деятельности России представляет огромный интерес так же и для Татарстана, разворачивающего проекты сотрудничества с исламскими странами. В последние годы мы активно работаем с Исламским банком развития (ИБР). Значимым событием в этом направлении стало проведение в нашей республике в июне этого года Международной инвестиционной конференции с участием представителей финансовой элиты исламского мира, ведущих торговых и промышленных компаний. Подобный форум впервые проходил в Российской Федерации и я выразил признательность Исламскому Банку за выбор Казани в качестве места его проведения. Конечно, этот выбор был не случаен. С партнерами из многих мусульманских стран Татарстан успешно развивает торгово-экономические и культурные связи. Нас объединяют богатые исторические, культурные и духовные традиции, которые способствуют взаимопониманию и конструктивному сотрудничеству. В рамках конференции Татарстан представил свой экономический потенциал и ряд инвестиционных проектов в таких областях, как машиностроение, нефтедобыча и нефтехимия, здравоохранение, строительство жилых комплексов и дорожной инфраструктуры. К нам приехали представители мировых банков (Саудовской Аравии, ОАЭ и др.), бизнес-сообществ мусульманских государств, а также представители посольств ряда арабских стран – всего около двухсот человек. Состоялись плодотворные встречи представителей бизнеса, банковских структур и крупных промышленных предприятий республики Татарстан и стран-членов «Организации «Исламская Конференция» (ОИК). Мировая практика показывает, что именно в результате такого живого общения деловых людей впоследствии рождаются самые многообещающие проекты. Кстати говоря, эта конференция стала первым мероприятием, проводимым в стране, не являющейся участницей ОИК. На её открытии я выступил с предложением о проведении такой международной инвестиционной конференции в Республике Татарстан на постоянной основе, что, несомненно, придаст новый импульс развитию связей нашей республики и Российской Федерации в целом с исламским миром. Мы, конечно же, дорожим доверием исламского бизнеса и будем стремиться предоставлять ему самые благоприятные возможности для работы в Татарстане. В рамках подготовки к форуму в Российском исламском университете прошел Первый международный семинар по исламской экономике и банковскому делу, организованный также совместно с ИБР. Хочу отметить, что интерес к исламской экономике и банкингу в последнее время в мире растет. Это связано, в первую очередь, с наличием большого объема финансовых средств, сконцентрированных в исламских странах. Огромный финансовый потенциал активно ищет сферы инвестирования. Однако для его использования необходимо соблюдение ряда особенностей исламской экономики, следование определенным нормам ислама. Страны Европы (центром исламской банковской системы в настоящее время признан Лондон), СНГ, том числе Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан уже начали работу в данном направлении. Думаю и для России, которая на высоком политическом уровне активно сотрудничает с исламскими странами, было бы крайне полезно иметь такую банковскую структуру, которая бы обеспечивала и поддерживала финансово-экономические отношения в исламскими государствами. Нашим основным принципом развития внешних связей всегда было и остаётся сочетание интересов Востока и Запада, как в экономическом, так и культурном, межрелигиозном плане. Среди недавних примеров этого ряда можно отметить проведение Молодежного форума ОИК «За диалог и сотрудничество», заседание Исламской академии наук, второго заседания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Мы рады, что в Казани «прописался» Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», получивший высокую оценку в кинематографических кругах и признание общественности. Отрадно, что связи Татарстана расширяются также и в рамках Евразийского экономического сообщества. Этапным событием в жизни республики стало успешное проведение в Казани Ежегодного заседания Совета Управляющих Европейского Банка Реконструкции и Развития, заседания комитета по экономике и региональному развитию Ассамблеи Регионов Европы и др. Особо я хотел бы отметить и одно из последних по времени важнейших событий для Татарстана и всей Российской Федерации. В упорнейшей конкурентной борьбе столица нашей республики Казань завоевала право на проведение в 2013 году летней Всемирной Универсиады. Это этапное событие, которое, наряду с перечисленными выше, без всякого преувеличения является фактом широкого международного признания роли и значения Татарстана в Российской Федерации, спортивных и социально-экономических достижений страны в целом. Я вам должен сказать, что именно стабильность внутри республики, стабильность в целом по стране определяет возможность достижения Татарстаном столь заметных экономических и международных успехов.