Контакты:
Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Джалил Фазлыев

Интервью
с Джалилем хазратом Фазлыевым,
главным казыем Татарстана

Джалиль хазрат Фазлыев:
Дать возможность работать молодым

— Ассаляму-алейкум, Джалиль хазрат. Многие говорят: «Вот мы, для воспитания детей, что только не делаем, тратим столько сил, денег, времени, а результат ничтожен». Джалиль хазрат, отчего же это так происходит?
— Перед началом уроков, я спрашиваю у детей: «Кто из вас хочет стать пьяницей, когда повзрослеет, преступником, или же вором?» Никто не поднимает руку. Затем задаю второй вопрос: «В нашей стране, республике, городах и сёлах есть ли пьяницы, преступники и воры?» Да есть. «Когда они были детьми, хотели ли они стать такими, хотели ли их родители, школа и т.д.?» Нет, никто не хотел. А откуда тогда они есть в нашем обществе. Вот здесь посланник Аллаха (с.г.в.) говорит: «В каждом человек есть такой кусочек, если он чистый и здоровый, то всё тело и дела будут беспорочными. И поистине, этот кусочек — человеческое сердце».
Конечно мы тратим огромные средства на обучение своих детей, однако обучение развивает и обогащает только разум и тело, а не очищает сердца. Человек состоит из 3-х частей: тело, разум и душа. Мы своё тело кормим, одеваем, ухаживаем за ним, физически развиваем, разум тоже обогащаем, учимся, получаем образование и т.д. Но если душа человека будет не чиста, то с развитием научно-технического прогресса, порочность будет увеличиваться и будет наблюдаться в более крупных масштабах. В наши дни, когда в руках человека находятся такие достижения науки и техники, чистота души важна как никогда. Человек всего одним движением может натворить очень много зла. Мыло — для того чтобы очищать своё тело, порошок — для одежды, шампунь — для волос. А как очищать душу? Она ведь тоже загрязняется. И Всевышний Аллах ниспослал нам религию Ислам, чтобы мы очищали свои души. То, что Аллах назвал запретным — они все очерняют, загрязняют душу и ослабляют силу воли в человеке. А если отсутствует сила воли, человек не сможет сопротивляться и перейдет границы, установленные Аллахом. — Каким вы видите отношение между руководством государства и руководством мусульман, и отношение государства ко всем мусульманам нашей страны?
— Я сам человек, который в 68–70 годах, изучив арабскую письменность, начал читать книги, написанные арабскими буквами. В 72-м, после смерти деда, в течение 40 дней ходил к его могиле и читал Коран. В то время, когда приближались религиозные праздники, в газетах и журналах печатались различные атеистические публикации, а о строительстве мечетей и речи быть не могло. Помнится, пожилые люди хотели добиться строительства мечети в Альметьевске, и в связи с этим на страницах газеты «Молодёжь Татарстана» вышли громкие статьи о том, что не позволяет позорить комсомольский город наличием мечети. Если сравнить те времена с сегодняшним положением, когда открываются мечети, читаются проповеди, есть свобода вероисповедания, есть возможность печатать религиозную литературу, выпускать газеты и журналы — то я считаю это большим шагом вперед. Аллах Всевышний говорит ведь в Коране, что если вас не будут изгонять из ваших жилищ, не будут насильно кормить запретной едой и не будут ругать вас за вашу религию, то живите мирно и дружелюбно в этом обществе. Мы и так должны жить, осознавая все блага и возможности, данные нам Аллахом и благодарить Его за это. По мнению имама Абу Ханифы, мы должны почитать те законы в определённой местности, которые не призывают нас к запретному.
— А вы сами в такое трудное время, во времена атеизма, как увидели истину и пришли к Исламу.
— Я не сказал бы, что мои родители были религиозными людьми, но в доме у дедушки на счёт религии было очень строго: сев за стол надо было сказать «С именем Аллаха», после трапезы, после азана — взывать к Аллаху, когда читают намаз, то не шуметь и т.д. Несомненно, мне Аллах Всевышний оказал великую милость, открыв мое сердце для веры, и несмотря ни на что, сохранил меня в Исламе. Аллах Сам обещал сохранить эту благословенную религию до Судного Дня, и во все времена будут те люди, которые идут по прямому пути. В Судный День некоторые люди, когда спросят, почему они не уверовали, скажут: «Люди в мое время были неверными и я был среди них». Затем Господь спросит: «Разве все люди были в заблуждении? Ведь в твоё время жил такой-то, и молитву выстаивал, держал пост, остерегался от запретного. Так нет же для тебя оправдания». Кому Аллах хочет оказать Свою милость, то дарует ему свет веры. И Он, Аллах, сохранит Свою веру через избранных им людей.
— Трудно ли выполнять должность казыя (мусульманского судьи)?
— Должность, какая бы она ни была, всегда не легка. На какойбы должности мы не были: имама, казыя и даже родителя — мы будем отвечать перед Аллахом за каждый свой поступок. Конечно, у казыя работы очень много и на его плечи ложится огромная ответственность. И хотелось бы сказать огромное спасибо другим региональным казыям Татарстана. В первую очередь, это казыю города Казани Рустему хазрату Зиннурову, а так же Махмуду хазрату Шарафутдинову и Шаукату хазрата Абубакерову. Советуясь с ними и проявляя усердие, мы и ведем дела. Раз в месяц мы собираемся вместе, обсуждаем проделанную работу, а в спорных вопросах, советуясь друг с другом, приходим к общему мнению.
— Каким вы видите будущее Ислама?
— Что будет в будущем от нас, конечно, не зависит, раз Аллах приказал нам призывать к Исламу, мы должны призывать, а результат от Него Самого. Каждый мусульманин обязан призывать, это возложено ему Его Господом, а при невыполнении своих обязательств, он будет отвечать перед Аллахом в Судный День.
— Расскажите, пожалуйста, о своих планах.
— Говоря о планах, можно сказать, что после 50-и лет человек начинает оглядываться назад. А мне уж сейчас 52. Мы уж будем потихоньку идти вперёд, всё чаще и чаще оглядываясь назад. Пожилых людей принято считать консервативными, но я думаю, что мы должны дать возможность энергичному, смелому молодому поколению, которые поднимут и укрепят эту религию.
— Спасибо, Джалиль хазрат. Ассаляму-алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Беседовал Рузaль Ахмадиев.