Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Существуют ли на сегодняшний день "халяльные" банки?

Интервью с Хасаном Зиганшиным.

- Расскажите немного о себе.

- Я родился в 1977 году в немецком городе Дрезден в семье военного. Потом переехали в Казахстан, жили в Ленинграде, Пензенской области, на Дальнем Востоке, в конце концов переехали в Казань. Учился в 125 физико-математической школе, затем поступил в КГФИ и окончил его в 1999 году. В данный момент являюсь аспирантом этого института, так же занимаюсь рядом проектов в нескольких направлениях. Это проект "На пути к бесконечности", возглавляю благотворительный фонд, являюсь имамом мечети "Жемчужина веры", занимаюсь бизнесом, так же преподаю "Экономическую теорию и экономическую географию" в РИУ, являюсь членом совета директоров компании "СпецНефтьТрансСервис" и членом совета сторонников партии "Единая Россия", руковожу комиссией по науке и культуре, духовности и религии. Женат, имею 3-х детей.

- В последнее время, в связи с финансовым кризисом, возрос интерес к исламской модели экономики, расскажите, пожалуйста о ней, и какова её актуальность на сегодняшний день?

- Существуют 2 подхода к экономике и финансам. Первый это капиталистический подход, т.е. производная ростовщической экономики и чисто классический подход к финансам - это исламское финансирование. Каждый из подходов выполняет определённые задачи, которые ставят перед ними их обладатели. Если брать капиталистическую экономику, то она является на сегодняшний день орудием порабощения, а одна из его средств - проценты.Начнём с того, что исламской модели экономики на сегодняшний день просто не существует. Существуют лишь попытки создания этой экономики. Даже в самих мусульманских странах, казалось бы и законы и образ жизни подчинён шариату, но экономика этих стран строится на западной модели. Правда, есть некоторые банки, которые пытаются развиваться, не нарушая рамки шариата, хотя в основании этих банков всё равно заложен ростовщический процент. Ведь любая банковская система связана с Центробанком, а любой Центробанк держится на ставке рефинансирования, это то, под какой процент Центробанк ссужает деньги нижестоящим банкам. Так или иначе, проценты существуют в каждом банке, потому что происходит взаимосвязь Центробанка с другими. Исламские банки, в том числе, попадают под эту статью, плюс любой исламский банк, являясь участником системы банков, должен резервировать определенный капитал в Центробанке государства для покрытия убытков, т.е. чисто "халяльного" банка на сегодняшний день не существует. Остальная система исламских банков, за исключением этих двух моментов, является дозволенной. К сожалению, при попытках создания таких банков, нет нормативной базы под эти системы, они не созданы. Есть, конечно, несколько банков как часть исламской системы, но нельзя сказать, что там присутствует вся суть исламской экономики, со всеми принципами и разделениями. Она разрабатывается только в теории, и один из таких учёных в этой сфере - это Хасан Баши. Есть также Малайзия, которая является ведущей в этой области. Вот наверное этим всем исламская экономика и ограничивается. Но можно ещё отметить организацию Исламская конференции, при которой существует Исламский Банк Развития. Он создан для финансирования проектов на территории стран членов этой конференции. Представительство этого банка есть в Казахстане, но в России его пока нет, т.к. наша страна не является членом Исламской конференции. Хотя переговоры идут, но в России, на сегодняшний день нет нормативной базы для деятельности Исламского Банка Развития. Это требует колоссальной проработки, законодательной инициативы и т.д. Это не так то уж и просто. Надо отметить ещё тот факт, что финансовый результат так скажем "халяльных банков" превосходно вырос, по сравнению с коммерческими банками, и ещё они экономически намного устойчивее.

- Допустим, мы хотим создать совершенную модель исламской экономической системы. Что для этого нужно сделать, как этого добиться?

- Думаю, нам, на сегодняшний день, главное сделать первые шаги. Только, к сожалению, нет предложения со стороны мусульман. Хотя количество мусульман растет, но оно растёт за счёт неграмотных, за счёт людей, которые не состоялись в своей жизни и в поисках лучшей доли приходят в ислам. К сожалению, это происходит сегодня в нашем российском обществе. Это люди, которые для Ислама никакой ценности не представляют, тем более для исламской экономики. Они могут только кушать на меджлисах, они могут только пить и рассказывать по три хадиса в мечетях и при этом друг у друга в долг просить, больше ничего они делать не умеют. Возможно, какая-то их часть вырастет через некоторое время, но для этого нужны десятилетия. Понятие "научная исламская интеллигенция" сегодня загнана в угол, учёные мусульмане не интересуют исламскую умму. И поэтому у нас очень хорошо проникают всякие идеологии, не принимаемые в религии.

- В двух университетах Казани преподаётся "Экономика мусульманских стран", для чего это делается и есть ли от этого польза?

- Сегодня Россия активно бьётся за восточный мир, и вывеска "Исламская экономика" намного ближе востоку, чем просто экономист. Но даже я, когда начал преподавать в РИУ, открыл книги самых больших учёных-экономистов и не нашёл там ни слова об исламской экономике. И что мне говорить студентам, которые пришли изучать этот предмет? Правда есть книги "Икътисадуль исламия" арабских учёных, в которых заложены буквально простые основы. Очень сложно студентам преподнести данный предмет. И в любых ВУЗах происходит то же самое: идёт изучение экономики арабских стран, но как общее представление. Хотя той классической экономической теории - её просто нет. И мне сегодня приходится обучать студентов "Экономической теории" западных стран и давать возможность критиковать, чтоб они хотя бы критически посмотрели к тем моментам, которые существуют в классической экономической теории, не более того.

- Понятно, что арабские страны не совсем эталон в сфере экономики. Но может быть нам, в Поволжье, организовать нечто вроде научного экономического центра, взять лучшие достижения всей мировой экономики и выработать модель, которая бы отвечала критериям ислама?

- Идея конечно хорошая. Но мы столкнемся сразу с несколькими проблемами: кто будет это воплощать? Кто будет этим заниматься? И на какие финансы мы будем это делать? Если говорить об идеях, то нужно думать, как наполнить эти идеи. Но как это сделать? Я считаю, что каждый человек, в силу своей состоятельности, должен что-то вносить для её реализации - и тогда, возможно, будет результат. Нам на сегодняшний день не хватает одухотворённого типа экономики, основанной на вере. Но нужно ещё и предложение от народа. Так же нужны идейные люди, и всем этим нужно управлять, уметь организовывать. И в первую очередь нам не хватает для начала организационных ресурсов, не зря говорят: "Кадры решают всё!".

- Как вы считаете, есть ли будущее у исламской модели экономики?

- Конечно же, есть. Необходимо закладывать фундамент уже сегодня, не ставя глобальные цели. Любая экономическая теория, чтобы она внедрилась в сознание масс, прошли столетия. И это то, что мы сегодня изучаем в школах, университетах, и работаем по этой схеме. Я считаю, что будущее за исламом, за мусульманами. Есть основа - твёрдая основа. И тут важно наше понимание, наше стремление, важно наше движение. В любом случае, количество в качество рано или поздно перерастёт. Мы должны чётко понимать нашу ответственность перед Всевышним, и не смотря на то, что ситуация не самая радостная для нас, мы полагаемся на Аллаха, есть свет, который мы должны нести в души людей, в сознание людей и усердствовать на этом пути.

Беседовал Рузаль Ахмадиев.