Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Интервью с Беккиным Ренатом Ириковичем

- Ассалям алейкум! Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я являюсь преподавателем Московского государственного университета международных отношений (МГИМО) на кафедре ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций – ООН по образованию, культуре и ), в котором преподаю спецкурс «диалог правовых культур». В 2004-2005 годах я работал директором Управления исламского страхования компании «Итиль» в Казани. В настоящее время занимаюсь изучением исламской экономики и финансов, являюсь автором нескольких книг по данной проблематике.

- Расскажите немного об истории развития исламских финансов в мире?

- Исламское финансовое право и исламские финансы в их теоретико-практическом воплощении являются не много ни мало новацией в мире, сравнительно молодым явлением. Первая книга по данной проблематике вышла только в 1948 году, практическая реализация данных инициатив началась в 1960-е годы. Среди мировых лидеров и тогда и сейчас отмечались Египет, Малайзия, Пакистан и другие исламские государства. Важной предпосылкой появления исламского банка является формирование спроса на мусульманскую экономические услуги. Это можно наглядно показать на примере такой европейской страны, как Англия. В этой стране в 1980-е годы стал оформляться реальный спрос на исламские услуги, что предопределило появление первого английского исламского банка в 2004 году.

- Возможно увеличение числа мусульман, происходящее сейчас в России и мире, подхлестнет развитие исламской экономики?

- Работа мусульман в том или ином банке еще не является критерием для называния этого банка исламским. Исламским банк делает определенный механизм использования тех денег, которыми распоряжается банк, а также механизм ведения отношений и создания договоров между сторонами финансово-экономических услуг. С другой же стороны беспроцентная экономика не является синонимом исламской экономики. Нулевая ставка отсутствует во многих регионах Сомали, но экономика этой страны основана на мусульманском виде распределения доходов, полученных от банковской деятельности. Исламское страхование, в отличие от исламского банкинга, является менее развитым видом коммерческой деятельности. Среди мировых лидеров в этой сфере выделяются страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

- В России какие регионы уже выделяются или могут в будущем претендовать на статус благоприятных для развития исламских финансов?

- В Российской Федерации есть две таких республики – Татарстан и Чечня. Однако в последней не развит финансовый сектор, поэтому нет значительных предпосылок для развития такого направления исламской экономики, как банкинг. Есть еще Республика Дагестан, которая тоже теоретически могла бы претендовать на роль успешного региона. Но там непростая политическая ситуация, а ведь этот признак является существенной предпосылкой при определении успешности того или иного региона в сфере исламских финансов. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и Москву, в которой мусульманское население постоянно растет. Вообще, именно регионы, в которых значительно числа мусульман, способны создавать у себя исламскую инфраструктуру и соответствующие банки.

- А возможен ли переход на исламские рельсы не определенных банков в целом, а, скажем, отдельно взятых их отделов или каких-то иных подразделений?

- Такой переход в принципе возможен, при условии, что определенная часть клиентов будет заинтересована в исламских банковских услугах, ведь самое главное в банковском секторе состоит в том, чтобы был спрос на такие услуги. Изначально возможно создавать какие-то филиалы банков, затем потихоньку расширять сферу распространения. Позитивным же опыт тех или иных стран будет тогда, когда в государстве будет полностью исламизирован финансовый сектор, как это сделано в уже упоминавшемся Судане. У России уже есть положительный опыт сотрудничества с этой африканской страной в банковской сфере – там открыто представительство Сберегательного банка России. В названии исламского банка не обязательно должна фигурировать приставка «исламский», можно создать банк и с другим названием. Так «Бадер форте банк» работал в Москве как исламский в 2000-2006 годах, будучи основанным в 1995 году. В 2006 году у этого банка отозвал лицензию Центробанк России. Можно создать обычный банк, в котором отдельное направление будет чисто исламским, допустим, департамент. По российскому законодательству, банк не способен осуществлять торговую деятельность. В реальности же до 90% активов в портфеле исламских банков могут составлять торговые операции. Большую часть договоров в исламских банках составляют договоры на основе мударабы, которые основаны на торговых отношениях. Вместе с тем мудараба – сравнительно рисковый экономический инструмент, поэтому его почти не используют даже в исламских странах.

- Что-нибудь существенным образом изменилось в России в целом и в Татарстане, в частности, в сфере исламских финансов за последний год, со времени проведения масштабного круглого стола «Проблемы запуска и развития бизнес-проектов в малом и среднем бизнесе Татарстана. Новые решения», прошедшем в Торгово-промышленной палате Татарстана в ноябре 2007 года?

- Новых исламских экономических или финансовых компаний не появилось, изменилось только количество людей, интересующихся данной темой. Отрадно, что среди граждан нашей страны и республики растет число мусульман, а вместе с этим повышается и спрос на исламские финансовые услуги. Я думаю, что укоренение исламских экономических институтов в нашей стране – вопрос ближайших пяти лет, не больше. Экономическая система России не может не считаться с таких многочисленным сегментом в своих рядах, как мусульмане, поэтому мусульманские банки скоро точно появятся.

- Каковы на сегодня основные причины неразвитости исламских финансово-экономических отношений в России и Татарстане?

- Во-первых, отсутствие или низкий уровень спроса на подобного рода услуги. Как только появится значительный спрос, все преграды исчезнут! Нельзя не отметить и того, что это будет возможно лишь тогда, когда будет изменено банковское законодательство Российской Федерации, без этого исламские банки просто не появятся. Во-вторых, в Центральном банке Российской Федерации и других регулирующих структурах существуют недоброжелатели ислама, а, соответственно, и исламского банкинга как такового. И над улучшением имиджа мусульман в глазах представителей других религий и вообще граждан России тоже нужно работать.

- Каковы перспективы развития исламской банковской сферы в условиях мирового финансового кризиса?

- Есть точка зрения, что финансовый кризис, разворачивающийся сейчас в мире, подтолкнет интерес к исламской экономике. Однако эта позиция имеет и слабое место, поскольку исламские банки тоже в некоторой степени пострадают от данного кризиса. Скорее даже наоборот. Цены на нефть сейчас падают, а их влияние на экономику развивающихся стран, особенно арабских сложно переоценить. Я не вижу прямой причинной связи между финансово-экономическим кризисом и появлением спроса на исламские банки, но в принципе одно другого не исключает. Наличие нефтедолларов помогает решать проблему ликвидности для арабских стран. Это прослеживается на примере Судана, в котором несколько лет идет интенсивная добыча нефти. Падение мировых цен на нефть влияет на арабские государства в целом негативно. Конечно, на пике продолжающегося кризиса существует вероятность покупки арабскими странами российских компаний и их превращение в исламские. Однако в данном случае велики будут не только экономические, но и политические риски.

- А как дело обстоит с исламскими финансами в европейских странах и каковы перспективы их развития?

- В Великобритании на сегодняшний день велико число состоятельных людей, как и постоянно растущее количество мусульманского населения. Во Франции много мусульман маргинализовано, в связи с чем там еще не созрели предпосылки для развития исламских финансов, но и там в ближайшее время возможно появление мусульманских финансовых институтов. В Германии уже были попытки создания исламских банков – по инициативе Коммерц-банка и Дойче-банка, – завершившиеся, правда, неудачно. Почти во всех европейских государствах существуют мусульманские диаспоры, что подталкивает руководство этих стран на создание исламской инфраструктуры. Среди подобного рода примеров можно назвать Швецию и Италию. Да и в России волна появления исламских экономических институтов для исламского населения – это волна скорее с Запада, чем с Востока. Существует рейтинг 100 крупнейших арабских банков, в котором много исламских банков.

- Что вы можете сказать о будущем мусульманской экономики и страхования в России в целом и в Татарстане, в частности?

- Ситуация в России в этой области очень схожа с татарстанской. Хотя в Татарстане и есть значительная доля мусульманского населения, исламская инфраструктура пока слабо развита. Если остановиться на мировой теории и практике, то сначала создается исламский банк, как правило, розничный. Затем уже можно поднимать вопрос об исламском страховании. С технологической точки зрения, может иметь место и обратная ситуация, когда исламское страхование рождает исламский банк, но это уже более редкое явление, что нам демонстрирует опыт многих стран, в том числе мусульманских.

Беседовал Ринат Хабибуллин