Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Сущностная разница между обычными и исламскими методами финансирования и банковским делом просматривается на теоретико-идеологическом уровне. Известно, что западная политико-экономическая система основана на идеях капитализма, где центральную роль играют капитал и материальные ценности. Исламская же аналогичная система основана на идеалах Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему).
Одними из главных источников по информации в области принципов и методов финансирования, инвестирования и страхования с точки зрения ислама являются книга американского автора Махмуда Амина Аль-Гамаля, профессора экономики и статистики в университете Райс (г. Хьюстон, штат Техас), опубликованная в 2000 году, а также, «Введение в исламские финансы: теория и практика» авторов Замира Икбала и Аббаса Мирахора. В предыдущем изложении мы рассматривали такие инструменты исламских финансов, как мурабаха, мудараба и мушарака. Продолжая рассматривать механизмы, используемые в исламских банках, остановимся на видах мушараки.

Виды мушараки (партнерства).

Разные формы партнерства могут быть использованы как прямые методы финансирования или инвестиций. С ранних дней движения исламского банкинга, эта группа финансовых продуктов известна как «разделение дохода и убытков». С самого начала предполагалось, что продукты, основанные на партнерстве, являются самыми идеальными для исламского финансирования. Но почти все исламские банки полагаются на вышеупомянутые продукты вместо партнерства, ввиду того, что ими легче управлять, и они очень похожи на обычные западные банковские продукты. Несмотря на это, партнерство – довольно универсальный инструмент, подходящий для финансирования разного рода проектов, начиная от ипотеки, и малого бизнеса, до мега-проектов и выпуска корпоративных и государственных облигаций.
Напомним, что мушарака – форма совместного предприятия между двумя и более партнерами, которые вносят капитал и делят управленческие обязанности в соответствии с заранее обговоренными условиями партнерства. Формула разделения дохода может варьироваться, тогда как убытки распределяются строго в соответствии с вложенным капиталом.
Мушарака разделяют на несколько видов:
1.) Муфауада – вид мушарака, где капитал и обязанности разделяются поровну. При этом каждый партнер является агентом (уакиль) другого и также несет ответственность за обязанности партнера. Этот вид мушарака признан ханафитскими учеными, и отклонен учеными других мазхабов.
2.) Инан – вид мушарака, где акции и обязанности партнеров не одинаковы. Убытки партнеры несут только в соответствии с капиталом, вложенным в партнерство, а доходы партнеры могут распределять по своему усмотрению (некоторые партнеры могут приложить больше усилий/знаний в работе организации и поэтому могут и получать более высокий процент с дохода).
3.) Ширкат аль-агмаль – вид мушарака, где двое или больше людей объединяют свои усилия в какой-то области бизнеса (юристы, плотники, портные и др.), разделяя риск и доход. Каждый партнер несет ответственность за все договора, заключенные другим партнером. Разделение доходов осуществляется в соответствии с условиями партнерства.
4.) Ширкат аль-вуджух – партнерство без капитала, где партнеры, обычно с высокой репутацией на рынке, могут покупать товары в рассрочку до их дальнейшей продажи. Комбинация вышеназванных видов мушарака.
Как мы поняли, в мушарака, каждый партнер имеет право принимать участие в управлении организацией, и может принимать решения от лица других партнеров. Договор между партнерами носит не обязательный характер, где каждый партнер вправе продать свою долю и выйти из партнерства (естественно, предварительно поставив других партнеров в известность).
Исламские банки используют мушарака в ипотечном финансировании посредством договора мушарака мутанакиса (убывающее партнерство), где банк и клиент вместе становятся совладельцами недвижимости, и клиент постепенно выкупает долю исламского банка. Вдобавок к этому, клиент, проживая в этой недвижимости, платит банку за аренду его доли. Таким образом, клиент постепенно увеличивает свою долю во владении недвижимостью, и в то же время платит за аренду в соответствии с долей банка, которая постепенно уменьшается. Со временем, клиент полностью выкупает долю банка и прекращает выплачивать за аренду. В тот момент, договор заканчивает свое действие, и недвижимость полностью переходит в собственность клиента.

Продажа в рассрочку

Обычно клиенты исламского банка, даже если они получают финансирование по схеме мурабаха, в большинстве случаев оплата стоимости производится в рассрочку. При этом продавец имеет полное право добавить в конечную сумму оплаты определенный процент, учитывая время оплаты в рассрочку, однако такая надбавка должна быть заранее известна клиенту. Некоторые исламские ученые разрешают также использовать «плавающий» процент, где потолок повышения тарифа тоже заранее обговорен. Дисконты разрешены, но не могут быть включены в контракт. Финансовая организация вправе предоставлять скидки, но только на свое усмотрение.
Вопрос отсрочки в оплате и надбавки в учет времени был рассмотрен традиционными исламскими учеными в разные века. Ниже приведу примеры высказываний некоторых ученых из разных мазхабов по этому вопросу:
1.) «Цена может быть увеличена по причине отсрочки» – Аль-Касани в «Бадаи Аль-Санаи»;
2.) «Цена увеличивается, если есть отсрочка» – Ибн Абидин в «Хашият»;
3.) «Время имеет долю в цене» – Ибн Рушд в «Бидаят аль-Муджтахид Уа Нихаят аль-Муктасид»;
4.) «Отсрочка занимает место в цене» – Имам Аль-Навави и Такиюддин Аль-Субки в «Аль-Маджму».
Во времена Пророка (мир ему) арабы говорили, что «торговля – это риба», имея в виду всякую торговлю, однако в Коране ясно говорится, что «Аллах разрешил торговлю, но запретил риба» (Коран, 2:275), что девальвирует первое высказывание арабов. Правовая разница между торговлей и риба достаточно очевидна. В случае риба (ростовщичества) увеличивается сумма долга, тогда как в случае продажи в рассрочку увеличивается цена. Таким образом, Аллах категорически запрещает первое, и разрешает второе. Большинство инструментов, основанных на банковском проценте, может быть с успехом заменено системой торговли.

Иджара (лизинг)

Лизинг – это предоставление в пользование, аренда какого-либо актива. Доходом банка в данном случае являются арендные платежи. Таким образом, при иджаре происходит продажа права использования объекта на определенное время, а не контракт продажи, где объектом торговли является товар/услуга. Продажа права на пользование разрешено в исламе, что подтверждается следующими аятами Корана:
1.) «И если они кормят грудью ваше потомство, дайте им компенсацию» (65:6);
2.) «И сказала одна из них: «О, отец! Найми его за зарплату, ведь воистину лучше нанять сильного и заслуживающего доверия». Он сказал: «Я намереваюсь выдать за тебя одну из моих (двух) дочерей, при условии, что ты будешь работать на меня восемь лет, а если ты отработаешь десять, то это будет любезностью с твоей стороны» (28:26-27).
В хадисе, переданном Абу Даудом, Аль-Насаи и Ахмадом, Сагд (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Крестьяне во времена Пророка (мир ему) платили за аренду земли водой и семенами. Пророк запретил им это делать, и велел использовать золото и серебро (деньги) для оплаты аренды».
Существует несколько условий для дозволения финансового лизинга, главным из которых является владение объекта в собственности финансовой структуры на период аренды. Обычно, приобретение в рассрочку (скажем, автомобиля) через банк основано на выдаче кредита под проценты, что естественно запрещено в исламе. Во-вторых, данный автомобиль не является собственностью банка, а, обычно, покупателя. То есть, этот автомобиль не фигурирует в бухгалтерском балансе финансового учреждения, а только регистрируется как актив в виде выданного кредита. И еще этот автомобиль, или другая недвижимость, регистрируется как залог, в обмен на кредит.
По сравнению с финансовым лизингом, где обычно финансирование имеет форму долга, исламский лизинг должен быть связан с реальным активом. Это форма финансирования, в котором объект контракта еще является и гарантией, так как он остается в собственности финансового учреждения. Поэтому в случае дефолта клиента банк имеет право просто изъять данный актив, и наложить штраф за неуплату аренды. Однако, разница с обычным банком в том, что исламский банк не имеет права взимать сложный процент.
Недавно, исламские ученые представили другой вид лизингового контракта – иджара ва иктина, где контракт лизинга дополнен контрактом о продаже в конце периода аренды за остаточную стоимость. Второй контракт является односторонним обещанием арендатора о покупке данного объекта. Касаясь вопроса сферы распространения данного исламского финансового механизма, необходимо отметить, что иджара успешно используется для финансирования покупки оборудования и автомашин, а также как форма ипотеки. Кроме того, иджара используется для выпуска исламских облигаций (сукук). У этого вида контракта есть высокий потенциал в финансовых структурах, так как этот инструмент достаточно гибкий и может быть использован для широкого спектра бизнес- и потребительского финансирования. Однако исламские банковские структуры осторожно используют этот продукт в виду указанных выше условий, а также того, что это означает дополнительную работу по управлению этими активами и дополнительные налоги (в некоторых банковских системах).
Главными отличительными признаками иджары от западной модели лизинга являются следующие признаки:
- отсутствие условий продажи актива;
- физические риски актива несет банк;
- передача актива арендодателю при истисна после окончания периода аренды в рамках сделки продажи; и даже:
- возможность безвозмездной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.
С западной моделью лизинга иджару объединяет то, что ставка аренды может изменяться исходя из рыночной конъюнктуры. Чаще всего сделки иджары страхуются от разного рода рисков – такафул.

Исламские форварды (салям и истисна)

Эти две формы финансирования используются довольно редко, поэтому остановимся на них только вкратце. Продажа не существующих товаров запрещена шариатом, в виду высокой степени неопределенности (гарар). Однако существует два исключения из этого правила.
Салям – вид контракта, по которому производится предварительная оплата клиенту будущей поставки. При этом банк не заключает рыночной сделки по продаже актива по планируемой цене до получения актива от клиента.
В основном, этот вид контракта использовался в сельском хозяйстве, где крестьяне нуждались в средствах для приобретения семен или саженцев и для собственных нужд. Салям был санкционирован пророком Аллаха (мир ему) в следующем хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (мир ему) прибыл в Медину и узнал, что жители города практикуют салям, где цена оплачивается за фрукты, доставляемые через один, два или три года. Он сказал: «Тот, кто заключает контракт салям, должен детально упомянуть меру и время доставки».
То есть, пророк (мир ему) разрешил такой вид продажи, где цена оплачивается полностью, а конкретный объект или товар доставляется позже, в определенную дату. По аналогии (кыяс), мусульманские правоведы разрешили контракт истисна, что можно перевести как ордер на производство или строительство чего-то. В этом случае, как и в салям, есть заказ на определенный товар или объект, который должен быть произведен или построен. Заказчик полностью или частично оплачивает за производство данного товара, и производитель начинает работу над этим товаром/объектом, которое должно быть доставлено в точном соответствии со спецификацией и в указанные сроки.

Подготовил Ринат Хабибуллин