Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

В исламской экономике существуют некоторые ограничения, которые отсутствуют в других экономических системах:
- запрет на ростовщичество (риба) – процентные сделки: прирост на долг (риба насия) и прирост на обмен (риба фадль);
- запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар);
- запрет на финансирование определенных секторов экономики, т.е. являющихся запретными (харам): банковская индустрия; алкоголь; табак; производство оружия; развлекательная индустрия; азартные игры; страхование; свинина, и все, что связано со свининой; другая активность, оскорбительная для ислама; любые компании, работа которых сильно зависима от вышеперечисленного.
Существуют также некоторые условия ведения финансово-экономической деятельности, основываясь на требованиях шариата:
- условия разделения риска, т.е. получения прибыли или компенсации убытков между банком и клиентом по совершаемым сделкам;
- условия проведения финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами; обязательная идентификация лежащих в основе сделок реальных активов. Остановимся на самых распространенных финансовых инструментах, запрещенных шариатом – риба (ростовщичество) и гарар (неопределенность).

Риба (ростовщичество)

Современные исламские ученые приравнивают проценты, взимаемые с должников и оплачиваемые кредиторам к ростовщичеству (риба), запрещенному в Коране и Сунне. Поэтому Исламские финансовые продукты не содержат элементов ростовщичества.
Запрещение риба встречается в следующих аятах Корана:
2:278. «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa и ocтaвьтe тo, чтo ocтaлocь из pocтa, ecли вы вepyющиe».
2:279. «Ecли жe вы этoгo нe cдeлaeтe, тo ycлышьтe пpo вoйнy oт Aллaxa и Eгo пocлaнникa. A ecли oбpaтитecь, тo вaм – вaш кaпитaл. He oбижaйтe, и вы нe бyдeтe oбижeны!»
3:130 «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He пoжиpaйтe pocтa, yдвoeннoгo вдвoйнe, и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы oкaжeтecь cчacтливыми!» Некоторые эксперты по исламским финансам утверждают, что запрет действует только на проценты, увеличивающиеся в геометрической прогрессии, в то время как современные банковские проценты не настолько высоки, чтобы подпадать под Коранический запрет. Следует отметить, что это ошибочное представление, так как последние аяты, запрещающие риба не упоминают удвоение и умножение (см. 2:278, 2:279).
Запрет на риба исходит по двум причинам:
(1) социальная и экономическая несправедливость по отношению к участникам экономической активности;
(2) ущемление прав собственности.
(1) Социальная несправедливость возникает в результате эксплуатации бедных (нуждающихся) богатыми (кредиторами), когда кредитор получает ростовщический процент только за счет ожидания, когда его риск не связан с риском должника, и таким образом возврат долга и процентов гарантирован, в то время как возврат должнику, в результате использования кредита, не гарантирован. В этом случае несправедливость возникает как по отношению к кредитору, так и должнику, потому что первый не вкладывает усилий при получении процентов, а у второго возврат на его экономическую деятельность не гарантирован, в то время как возврат кредитору предопределен.
В таких случаях риба является неравным, а, следовательно, несправедливым денежным доходом, который кардинально отличается от торговли и других видов обмена, где происходит обмен денег/товаров или услуг с эквивалентной ценностью для участников торговли/обмена. Отказ от ростовщичества приводит к более справедливой практике распределения средств в экономике.
(2) В Исламе предусмотрены два вида прав собственности:
(а) собственность, полученная в результате индивидуального труда; и
(б) права на собственность, полученной в наследство или права одних граждан в собственности других, например, закят или садака. Кредитование под проценты приводит к несправедливому и немедленному требованию прав собственности. Рост является несправедливым требованием прав собственности, так как он требуется вне пределов канонов шариата, и немедленным в виду того, что как только контракт кредитования входит в силу, кредитор немедленно получает права собственности на процент, хотя никакого усилия для получения этих процентов приложено не было.
Деньги, отданные под проценты, могут быть использованы как в продуктивных целях, где создается определенный товар или услуга, так и в непродуктивных целях, когда деньги используются для потребительского финансирования, где ни товаров, ни услуг не производится. В первом случае, выданный кредит не может являться правом собственности на произведенный товар/услугу, так как кредитор не прилагает усилий для производства и не договаривается с должником участвовать в его бизнесе, а только требует предопределенный процент на выданный кредит. Во втором случае, кредитор не может требовать дополнительных прав в виде процентов по выданному кредиту, так как ничего не производится.
В исламской литературе по фикху различается два вида риба: риба аль-фадль и риба аль-насиа. Риба аль-фадль, или риба аль-сунна, в основном относится к несправедливому ценообразованию и неравноценному обмену товаров. Риба, упомянутое в Коране (риба аль-насиа), в основном относится к ростовщичеству в кредитовании.
Муслим приводит со слов Абу Саида аль-Худри; Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Золото на золото, серебро на серебро, пшеница на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, из рук в руки, в одинаковом количестве; любое добавление – риба».
Муслим рассказал со слов Абу Саида аль-Худри: Билял пришел в Пророку Аллаха (мир ему) и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк (мир ему) спросил, откуда они. Билял объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Это и есть риба! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие».
Так как бартер в современной экономике применяется редко, мы не будем заострять наше внимание на втором хадисе. Первый же хадис, относится к риба в денежных отношениях, так как эти шесть товаров широко использовались как деньги в разные времена. По аналогии исламские ученые используют этот же хадис в современных денежных отношениях. Исламский Совет по фикху при Организации Исламской Конференции (ОИК) на своем третьем заседании в 1407 году по хиджре постановил:
После изучения докладов на эту тему, Совет определил юридический статус бумажных денег и постановил, что бумажная валюта является независимой денежной единицой, для которой действуют все правила применяемые в отношении золота и серебра, включая правила риба, закята и салям. Юридическая причина такового решения состоит в том, что такие деньги могут быть использованы в качестве денежной единицы, при помощи которой устанавливаются цены на товары.
Первый вид риба (риба аль-насиа) – это то, на чем основана современная финансовая система. В современной западной системе финансовое посредничество производится через долговые обязательства, или кредитование, где временная ценность денег отражается в процентной ставке. Это и является чистым риба, требование которого подпадает под действие аята, в котором требующий рост предостерегается о войне от Аллаха и Его посланника.
Абу Дауд рассказал со слов Ибн Масгуда что:
«Посланник Аллаха (мир ему) проклял того, кто требует / поедает риба, кто платит риба, кто является свидетелем, и того, кто документирует это».
В другом хадисе, рассказанном Ибн Маджах и Аль-Хакимом со слов Ибн Масгуда, Пророк Аллаха сказал: «Есть семьдесят три разных вида риба, самый легкий из которых равнозначен по греху с инцестом (совершение прелюбодеяние с кровным родственником) и самый тяжелый равен греху обесчещивания мусульманина».
Таким образом, запрет на риба является абсолютным, вследствие чего мусульманин обязан сторониться риба как огня и не приближаться к нему ни в коем случае, чтобы избежать гнева Аллаха в этой и в загробной жизни.

Гарар (неопределенность)

Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения Ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются "баатыль" (неисполнимыми). Этот концепт в Исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба (ростовщичества). Гарар – последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/услуги, и т.д.
Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Классический пример неопределенности это продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример может быть о коммерческих транзакциях, где продавец, не имея товара, продает его покупателю, или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена. Таким образом, гарар возникает в случаях, где есть неопределенность по качеству, количеству, принадлежности или существованию самого объекта, по которому заключается коммерческий контракт.
Профессор Мустафа Аль-Зарка дал следующее определение гарар: «Гарар – продажа сомнительного товара, существование или особенности которого не определены ввиду его рисковой природы, процесс продажи которого делает его похожим на азартную игру».
Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри: «Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения».
В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (derivatives) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования, клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании, застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда и не получить никаких денег от страховой компании. Также, застрахованный, сделав лишь один взнос, может получить большую сумму денег. Так как само страхование не может являться объектом продажи, этот контракт является недействительным в Исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба). Другая группа контрактов, являющаяся недействительной с точки зрения Ислама – контракты по финансовым производным (derivatives), такие как фьючерсы, опции, и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта.

Разрешенные методы финансирования

Большинство Исламских финансовых инструментов, практикуемых в настоящее время, основано на принципах торговли, лизинга и партнерства. Эти контракты, если они свободны от запрещенных элементов (риба, гарар и др.), разрешены для использования в государственном, корпоративном и потребительском финансировании. Например, финансирование при помощи лизинга является разрешенным, но финансирование посредством лизинга алкогольной компании запрещено, так как клиент занимается запрещенной деятельностью с точки зрения Ислама.
Контракты обмена/торговли затрагивают куплю/продажу товаров/услуг, причем обмен может быть заключен как на месте (spot trading), так и в рассрочку (deferred payment) где оплата или доставка товара может быть отложена на будущее. Так же, контракт лизинга может быть заключен как с немедленной оплатой за аренду, так и в рассрочку. Партнерство же используется в основном для инвестиционной деятельности, где инвестор становится партнером в бизнес проекте, причем инвестор может принять активное участие в управлении бизнесом или абсолютно не вмешиваться и доверить капитал предпринимателю.
К основным типам исламских финансово-банковских инструментов относятся следующие:
1.) Мушарака – совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда заемщик (оператор) и собственник капитала либо менеджер компании – кредитора действуют совместно, по сути, на паритетных началах. Этот финансовый инструмент используется для экспортно-импортного финансирования, проектного финансирования и при синдикациях, выпуске ценных бумаг, которые соответствуют канонам шариата.
2.) Мудараба – финансирование на основе безусловного долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Основой финансового инструмента Мудараба является участие исламского банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта определенного клиента. В данном случае заключается специальное финансовое соглашение, по которому банк является «владельцем денежных средств», а один или одновременно несколько частных владельцев капитала наделяют правами на его использование агента (оператора) или управляющего – мудариба («доверенный партнер») – для ведения конкретного дела.
По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает собственникам (владельцам) капитала основную сумму привлеченного им (заемного) капитала, а также заранее оговоренную долю совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба (соответственно, убытки всегда несут владельцы капитала). Принцип мударабы обычно используется для проектного финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами, соответствующими шариату (сукук), в том числе государственными.
3.) Мурабаха – торговые сделки, которые реализуются на условиях соглашения о солидарном разделе полученной торговой прибыли между всеми участниками, в том числе на основе ранее установленных и твердо зафиксированных ее долей для каждого участника. Принцип мурабахи может быть применен также к торговле с последующей оплатой, в том числе на базе рассрочки (отсрочки) платежа по реализованной поставке покупателю, а также финансированию торговли исламскими банками, которые осуществляют по принципу установления банками надбавки к первоначальной закупочной цене товара.
Дело в том, что в этом случае банк осуществляет перепродажу ранее приобретенного товара клиенту по ранее согласованной цене. Как правило, такого рода сделки заключаются на период от полугода до года. При анализе данного финансового механизма примечательным является тот факт, что исламский банк не увеличивает цену продажи актива клиенту в зависимости от сроков рассрочки (отсрочки) поставляемого товара.

далее >>>

По материалам лекций в Российском исламском университете подготовил Хабибуллин Ринат