Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Выступление на международной научной конференции «Вклад татарских учёных в развитие исламской цивилизации»
(23 октября 2008 г., г. Казань)

Валиулла хазрат Якупов,
заместитель муфтия,
кандидат исторических наук

Роль татарских учёных в изучении истории

Татары будучи мусульманским народом по причине особенностей исламской культуры изначально мотивированы к интересу к историческим знаниям, т.к. мусульмане обязаны знать своих предков, по меньшей мере до седьмого колена, кроме того сам Коран в значительной своей части является изложением исторических событий и знаний о биографиях пророков (г-м).
В средневековое время в этой связи исторические знания были востребованы посредством составления родословных, через которые происходило осмысление места татар в общечеловеческой истории, т.к. они зачастую доводились до первочеловека — Адама (г-м). Такие родословные у татар носят название шеджере.
Становление нашего народа в качестве мусульманского неразрывно связано с исламизацией Волжской Булгарии, которая в 922 году официально принимает Ислам. И хотя это государство не оказалось долговечным, оно всегда хранилось в нашей народной памяти, и все наши предки безусловно были уверены, как и мы сегодня, что являлись прямыми потомками своих булгарских предков. В том, что эти знания сохранились, что идентитет татар, их самосознание не подверглось мутации велико значение трудов татарских историков, которые несмотря на все трудности, сумели донести до нас необходимые исторические сведения и данные.
Огромным событием для татарского мировосприятия стал факт принятия ими Ислама. Это событие проходит красной нитью во всех средневековых исторических сочинениях татар. Несмотря на попытки придать этим событиям легендарный характер, в этих сочинениях чётко видна добровольность принятия Ислама предками татар и знакомство с учением Ислама через прибывших миссионеров, которые чаще всего представлены сахабами Пророка с.
Другим судьбоносным событием в истории нашего народа стало татаро-монгольское завоевание, приведшее в частности к смене элит. Правящим слоем стали чингизиды. Поэтому в татарских шеджере было престижно относить своё происхождение к роду Пророка с., сахабов, либо чингизидов.
Трагичность нашей истории, обилие происходивших здесь войн и разорений привели к уничтожению почти всего письменного наследия, до нынешнего времени не сохранилось научно признанных произведений татарских историков древности и средневековья. В то же время мы можем назвать имя одного из зачинателей татарской истории, это Йакуб ибн Нугман, автор «Истории Булгарии», которая, к сожалению, не дошла до наших дней, он жил в XI–XII вв. Ал-Гарнати приводит отрывок из этой работы, посвященный сюжету принятия Ислама булгарами. Нужно сказать, что традиция написания книг под названием «Таварихе Булгария» будет продолжена впоследствии. В татарской истории известно несколько книг под таким названием, принадлежащих разным авторам.
Таким образом получается, что в средневековый период мы можем назвать только имя Якуба ибн Нугмана, кроме этого, как пишет Газиз Губайдуллин «в 1000-м году хиджры есть написанная Хисаметдином бине Шарафетдином ал-Булгари рисаля под названием «Таварих Булгария».
Становление научной исторической школы у татар связано с именем Ш. Марджани, который несмотря на свой статус мусульманского теолога, любил заниматься все же историей, которую он называет «поистине собранием полноты знания и матерью всех наук и просвещения». До Ш. Марджани можно ещё привести в качестве татарского историка просветителя Ибрагима Хальфина, который в 1822 (19?) году издал сборник исторических рассказов «Жизнь Чингиз-хана и Аксак-Тимура», в котором есть его предисловие, касающееся татарской истории.
Итак, основателем научной татарской истории можно по праву считать Ш. Марджани (1818–1889), им написано два важных крупных исторических сочинения — многотомный труд «Вафиатуль аслаф», из которого было издано лишь предисловие под названием «Мукаддима китап вафият аль-аслаф ва тахиат аль-ахлаф». Самой известной общественности исторической работой Ш. Марджани является двухтомная «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар». Первый том посвящен изложению истории хазар, булгар, среднеазиатских тюркских ханств, Казанского, Астраханского, Крымского и Касимовского ханств. Второй том посвящен истории мусульманского духовенства и мечетей Поволжья. Ш. Марджани видел задачу истории в повышении нравственности современников, не случайно он избрал эпиграфом к своему труду «Мустафад» коранический стих:
«В рассказе о них есть поучение для обладающих разумом».
(«Юсуф», 111).
Ш. Марджани впервые среди татар занялся вопросами источниковедения, причём ввёл в научный оборот значительное число источников, которые без его участия были бы просто утрачены для науки.
Параллельно с Ш. Марджани занимался вопросами татарской истории Каюм Насыри, который зачастую полемизировал с ним. К. Насыри не ставил перед собой цель специализироваться по истории, однако им написано немало текстов на исторические темы, кроме этого, он известен как собиратель материалов, относящихся к татарской истории.
К. Насыри в отличие от Ш. Марджани отстаивал научную аутентичность произведения Хисаметдина Муслими «Таварихе Булгария». Из современников Ш. Марджани, можно отметить Хусаина Амирханова, который составил ценный исторический труд «Таварихы Болгария», издан в Казани в 1883 году. Эта книга содержит материалы по тюркской истории, по Булгару, про Казань, а также включает в себя главу о казанских мечетях и их имамах.
Большим событием в деле создания предпосылок для работы татарских историков стало учреждение 220 лет назад ОМДС, в котором стал накапливаться архив. Работа в ОМДС казыем способствовала становлению в качестве историка Ризаэтдина Фахретдина, который продолжил начатое Ш. Марджани дело создания фундаментального биобиблиографического свода, который он назвал «Асар». В мусульманской исторической литературе издавна существовала традиция составления таких сводов биографий, которой последовали и татарские историки Ш. Марджани и Ризаэтдин Фахретдин. Р. Фахретдину большую пользу принесла работа в архиве ОМДС, который был очень богатым и разнообразным, т.к. документы в нем копились более ста лет. Р. Фахретдин издавал «Асар» частями в виде брошюр, первая часть первого тома вышла из печати в 1900 году, остальные 7 частей 1 тома изданы в Оренбурге в 1901–04 годах. Второй том, состоящий из 7 частей напечатан с 1904 по 1909 г. также в Оренбурге. Итого в опубликованных частях «Асара» собрано 465 биографий, справок и материалов.
С 1909 года Р. Фахретдин работает редактором журнала «Шура» в Оренбурге, который читался всеми тюркскими народами России. В этом журнале размещалось много материалов по татарской истории.
Р. Фахретдин написал биографии многих ученых, историков и путешественников из арабского мира, которые имели отношение к истории татар, некоторые из которых были изданы и отдельными книгами.
Мощным фактором способствовавшим занятию татарской историей стало массовое открытие джадидских медресе после первой революции 1905 года, т.к. в программах этих медресе предусматривалось преподавание дисциплины по тюркской истории. Первым учебником по татарской истории можно считать книгу Габделбари Баттала, которая вышла в 1909 году и называлась «История татар». В 1909 году также выходит книга казыя Хасан-гаты Габяши «История тюркского племени».
Ряд учебников, посвященных истории Ислама, создал талантливый педагог Сунгатулла Бикбулат, его руководства и поныне не потеряли своей актуальности и могут использоваться в преподавательском процессе и сегодня.
В 1912 году выходит книга Заки Валиди «История тюрков и татар», которая стала большим событием в тюркском мире. Юсуф Акчура назвал её «первой всеобщей историей тюркских народов».
Особое место занимает книга Мурада Рамзи (1855–1934) «Тальфикул-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи казан ва булгар ва мулук ат-татар», которая была издана на арабском языке в 1908 г. в Оренбурге в двух томах и впоследствии конфискована цензурой, однако часть тиража успела распространиться, эта книга переиздавалась и в арабских странах, об этой книге положительно отзывался Р. Фахретдин, а издана она была на средства Зайнуллы ишана Расулева, руководителя Троицкого медресе «Расулия».
Особое место среди сборников биографий занимает работа Габдуллы Мухаммадгарифа аль-Мугази под названием «Капля из морей истины», которая является агиографиями суфийских шейхов. Эта книга издана в 1907 году в Оренбурге, в ней прослеживаются силсили тарикатов, распространенных среди татар, доведены они последовательно до начала XX века.
Татарская историческая наука, зародившись в рамках мусульманской цивилизации достаточно давно вошла в непосредственное соприкосновение в рамках российского государства с европейской историей, с её научной методологией.
Такое нахождение на межцивилизационном стыке обогатило арсенал возможностей татарских историков. Уже начиная с Ш. Марджани и К. Насыри прослеживается тесный живой контакт татарских историков с их русскими коллегами. Они публиковались в изданиях, выходящих в Казанском императорском университете, принимали участие в проводящихся там научных исторических форумах. Известно, что Ш. Марджани наряду с татарскими источниками — рукописями, эпитафиями, монетами пользовался и трудами русских историков и ориенталистов. Последователи же Ш. Марджани, такие как Хади Атласи, Гайнетдин Ахмеров и Заки Валиди пользовались исследованиями русских историков на профессиональном уровне, с указанием ссылок и приведением определенного научного аппарата.
Начиная же с Г. Губайдуллина можно говорить о слиянии, конвергенции татарской исторической науки с общеевропейской исторической наукой, он многое сделал в деле освоения современной методологии исторической науки, доведения её до европейского уровня, получив образование в медресе впоследствии смог стать первым профессором из числа татар в светском современном вузе.
Необходимо отметить, что начиная с первого известного историка из татар Якуба бин Нугмана, бывшего кадыем г. Булгара, все последующие татарские историки за редкими исключениями были представителями мусульманского духовенства, кроме может быть И. Хальфина, который был титулярным советником, т.е. чиновником. Поэтому татарская история освещалась в неразрывной связи с нашей религией.
За постперестроечный период проведена определенная работа по переизданию сочинений татарских историков. Отрадно отметить, что активно работают в донесении исторического наследия татар до наших современников религиозные мусульманские издательства. В издательстве «Иман», например, увидели свет книги «Таварихе Булгария» трёх авторов — Шарафутдина Муслими, Хусаина Амирханова и Тажетдина Ялчыгула. Напечатан перевод на русский язык книги Ш. Марджани «Мустафад», его «Мукаддима», а также некоторые извлечения из книги «Вафиятель аслаф». Нами закончен перевод книги Мурада Рамзи «Тальфикул-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи казан ва булгар ва мулук ат-татар» на русский язык.
Среди неотложных задач, стоящих перед современными исследователями следует отметить необходимость завершения научного издания неопубликованных исторических сводов Ш. Марджани и Р. Фахретдина. Помимо этого нужно вернуться к проблеме реабилитации репрессированного в советское время произведения Шарафетдина Муслими «Таварихе Булгария», которое подвергнуто критике из-за ошибок переписчиков позднейшего времени, необходимо вычленить в этом сочинении корректную её часть и удалить добавки переписчиков, внесших ошибочную информацию, что связано с общим резким падением образовательного и культурного уровня татар после крушения Казанского ханства и разгрома всей образовательной инфраструктуры на этой территории.