Контакты:

Телефон:
(843)293-42-92
E-mail:
ilyasgf@yandex.ru

Кодекс Исламской журналистики

Этический кодекс исламской информации
Резолюция №4/5-инф (КОМИАК) по Этическому кодексу исламской информации
V сессия Постоянного комитета по вопросам информации и культуры, состоявшаяся в Дакаре, Республика Сенегал, 27–28 марта 1996 г., со ссылкой на резолюции №1/1-ICIM, принятую I Исламской конференцией министров информации по сотрудничеству между государствами-членами в области информации, и резолюции №5/1-ICIM, принятую этой же Конференцией по разработке Кодекса этики для исламской информации;
ссылаясь на резолюцию №51/19-Р XIX Исламской конференцией министров иностранных дел, состоявшейся в Каире, Арабская Республика Египет, 31 июля — 5 августа 1990 г., приглашающую Генеральный секретариат государств-членов принять все необходимые меры для выполнения решений I Исламской конференции министров иностранных дел;
учитывая резолюцию №2/2-ICIM II Исламской конференции министров информации, одобряющую проект Кодекса этики для исламской информации, и резолюцию №1/3–ICIM III Исламской конференции министров информации по исламскому информационному Кодексу этики; принимая во внимание доклад Генерального секретаря о работе II и III исламских конференций, в частности о представлении проекта Кодекса этики для исламской информации для принятия КОМИАКом;
принимает Кодекс этики для исламской информации, прилагаемый к настоящей резолюции в документ № ICIM/WG–FC/1–90/FINAL, предназначенный служить руководством и справочным материалом для журналистов и вещательных структур при исполнении ими своих профессиональных функций.

Исламский информационный кодекс этики

Введение
Ислам обладает четко выраженным информационным методом, почерпнутым из Корана, Сунны и исламского наследия. Как таковая информация в исламских государствах должна руководствоваться исламом в планировании, функционировании и оценках для того, чтобы укреплять исламское вероучение, шариат и мораль в жизни мусульман, в преклонении перед Аллахом и его Посланником, реализовать праведность отдельных лиц и групп и достигнуть мощи и прогресса благодаря тому, что ислам не проводит различия между религией и светским существованием. Ислам является системой ценностей, воплощающей в целом политические, социальные и моральные принципы, составляющие в совокупности особый образ жизни, давший исламской культурной индивидуальности ее четко выраженные черты. Исламская информация, так же как и другие культурные и социальные институты, призвана придавать этой исламской культурной индивидуальности новую энергию для деятельности и концепции, отражающих изменения эпохи. Информационная деятельность в исламских государствах основывается на нижеследующем:

Основа информационной деятельности в исламских государствах
Первое: информация по своей сути является хорошим словом, направлена на пользу отдельного лица и группы лиц.
«Разве не видишь ты, как Аллах слагает притчу? Доброе слово подобно доброму дереву, корни которого прочно утвердились, а ветви тянутся к небесам. Оно плодоносит все время по воле Господа его» (сура «Ибрагим», 25).
Второе: информация является одним из прав мусульман на знание, просвещение через современные национальные средства информации, свободные от внешнего контроля.
Третье: свобода является высшей ценностью, которую ислам горячо подтверждает потому, что она происходит из монотеистической веры, что означает, что полная свобода человека представлена добровольным принятием и любовью к служению одному лишь Аллаху, что отвергает всякое служение, кроме служения Аллаху, и отвергает эксплуатацию, порабощение и колонизацию во всех их формах и видах.
Четвертое: работа, производство, творчество являются проявлениями поклонения Богу Всемогущему:
«Это Он сделал для тебя землю обитаемой, ходи же путями ее и питайся плодами, которые Он дает тебе: но лишь в Нем одном воскресение» (сура «Ал-Мулк», 15).
Пятое: работник информационной сфере является одним из важнейших элементов информационной деятельности в исламских государствах. В этой области мы имеем наиболее возвышенный пример пророк Ислама, правдивого и честного (да будет мир ему).
«В лице Посланника Аллаха перед тобой прекрасный образец (поведения) «Аль-Ахзаб», 21 и, «будь ты сурово жестокосердным, они порвали бы с тобой» «Аль-Имран», 159.
Шестое: целями информации на международных уровнях является углубление сердечных отношений, основанных на естественных качествах, понимании и сотрудничества среди людей, имея в виду создание интегрированного, прочного и дружеского человеческого общества.
«О, люди, Мы создали вас из единственной (пары) мужчины и женщины, и превратили вас в нации и племена, чтобы вы могли знать друг друга» (сура «Худжурат», 113).
А также распространять мир среди народов в рамках свободы, права и справедливости, исходя из того, что мир является главной целью Ислама.

Принципы Исламского информационного кодекса этики
Исходя из вышеизложенного, средства массовой информации в исламских государствах обязуются следовать нижеследующим принципам: 1. Исламский «призыв»
«Призыв» должен основываться на трех столпах исламской доктрины, то есть на вере, шариате и морали путем подчеркивания роли: веры — в развитии личности, образующей становой хребет общества, шариата — при применении его к различным аспектам жизни, постоянно и в любом месте приводимого в качестве примера и морали в выправлении всех областей человеческой деятельности, используя в качестве образца жизнь Посланника, да сопутствует ему мир, его спутникам и последователям.
2. Самобытность и современность
Приверженность самобытности, связывающей нас с нашими исламскими корнями, источниками, ценностями и глубоко укоренившемуся наследию; пристальное внимание к фактам современной жизни для того, чтобы держать открытой дверь к человеческой цивилизации и отказ от замкнутости и изоляции; укрепление уз доброй воли между всеми народами; подчеркивание того, что исламская Умма призывает все народы мира к сотрудничеству, обеспечивая свободу и уважение к человеку как высшему существу, что согласуется с сутью исламских ценностей.
3. Правдивость и объективность
Приверженность правдивости и объективности; проверка достоверности новых информационных материалов и их источников прежде, чем передавать или публиковать их; препятствование распространению предвзятой или сомнительной информации или распространению ложных слухов.
4. Язык диалога
Приверженность к благородному подходу при вступлении в диалог, основанному на добром совете и убедительной аргументации, все в рамках идеологической терпимости и выдержки. Необходимо избегать неприличных слов, фраз и фанатического расизма, регионализма и т.п. Следует также избегать сарказма, клеветы, обидных кличек, личных нападок, очернения, поношений и оскорблений.
5. Исламская солидарность
Активность в информационной деятельности, направленной внутрь и вовне, с целью углубления исламской солидарности, поддержка взаимопонимания и сотрудничества между исламскими государствами, укрепление духа братства в исламской Умме, приверженность к укреплению положительных аспектов в области совместного исламского действия.
6. Стремление к знанию
Подтверждение отказа ислама от неграмотности и активность средств массовой информации в деле искоренения этого явления в исламском мире; подчеркивание уважения ислама к учению и его призыв к народу учиться и распространять знания, подчеркивание призыва ислама искать знания и мудрость везде; использование научных исследований с применением современного оборудования и новейших систем данных.
7. Борьба с мифами и пессимизмом
Бороться с мифами и иллюзиями, противоречащими сути исламской веры, распространять оптимизм, открываться жизни и избегать всего, что распространяет дух упадка, отчаяния и капитуляции.
8. Поощрение к работе
Призывать к уважению труда и отказу от фальшивого доверия, негативизма и иждивенчества, рассматривать работу как некий предмет поклонения, основное средство исламского общества и достижения прогресса.
9. Творчество
Стремиться поощрять подготовленных и творческих сыновей исламской Уммы в области литературы, науки и всего спектра знаний, открывать одаренных людей и поддерживать их и их вклад в обогащение интеллектуальной жизни.
10. Арабский язык
Придавать особое значение арабскому языку, языку Корана и важнейшего инструмента Книги и Сунны, путем активного использования стандартного арабского языка при передаче информационных сюжетов в арабских странах. Поощрять людей, говорящих на других языках, к изучению арабского и подтверждать роль в этом деле средств массовой информации.
11. Уважение семьи
Работать над укреплением уважения к семье, рассматриваемой как главная ячейка социальной структуры. Особое внимание должно уделяться детям, женщинам и молодежи в соответствии с вниманием, уделяемым им исламом.
12. Внимание к разработке общественно значимых вопросов
Должны поддерживаться планы всестороннего развития и их социальные, экономические и культурные аспекты. Они должны оставаться в центре внимания — простые люди должны знать о них, чтобы получать поощрение к реализации их целей. Внимание общества должно привлекаться к главным вопросам и общим проблемам, с которыми оно сталкивается, а также к средствам позитивного участия в их решении в исламских рамках социальной ответственности и интеграции.
13. Образ ислама и мусульман
Представлять подлинный образ ислама и мусульман всему миру. Проявлять также интерес к делам мусульманской нации и призывать к сочувствию ее делу. Освещать дела мусульманских меньшинств и условий, в которых они живут. Продвигать исламскую цивилизацию, ее влияние и вклад в обогащение человеческой цивилизации, а также ее неисчерпаемую способность предлагать, благодаря ее свойствам, духовные и возвышенные ценности, проистекающие из принципов ислама: права, свободы, достоинства, равенства и справедливости.
14. Отношение к ложным интеллектуальным тенденциям
Проводить работу по защите мусульманских обществ от ложных внутренних и внешних «интеллектуальных» тенденций», направленных на нанесение ущерба исламской самобытности; противостоять всему, что имеет тенденцию искажать образ ислама или подрывать единство и сплоченность мусульман, обращать внимание на укрепление в гражданах внимательности, делающей их невосприимчивыми к таким тенденциям; использовать научные методы убеждения других и влияния на них.
15. Контроль за рекламой
Следует уделять внимание негативным последствиям рекламы, несмотря на ее значение в современной жизни и экономике, связанным с применением методов возбуждения при продвижении товаров и серий. Необходимо следить за тем, чтобы реклама не противоречила исламской морали и ценностям. Она должна подчиняться тем же правилам и стандартам, которые соблюдаются в различных информационных материалах.
16. Область обучения
Совершенствовать и повышать квалификацию работающих в различных сферах информации и телекоммуникаций с тем, чтобы идти в ногу с мировыми достижениями в этой отрасли и обучать последующие поколения работников информации, способных взять на себя задачу нести в массы слово исламской информации.